Конспект занятия: Звук и буква. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я


Тема: «Звук и буква. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.»
Тип урока. Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные: перерабатывать и преобразовывать информацию (план, сжатое изложение содержания, выводы в виде схемы), пользоваться умениями гибкого чтения.
Коммуникативные: работать в парах, формулировать своё мнение, делать совместные выводы.
Регулятивные: пользоваться механизмами речи (читательской деятельности) антиципации, компрессии и др.
Личностные: различать звуки и буквы, устанавливать соотношение между ними, определять роль букв ь и ъ, а также букв Е, Ё, Ю, Я.
Познавательные: развивать чувство языка при наблюдении за использованием звукописи.
 
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
  Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.  
II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания. 1. Фонетический диктант.
Учитель читает текст, учащиеся записывают по порядку только гласные звуки, указывая номер стихотворной строфы
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
(Проверяем записанные гласные)
Кому посвящено это стихотворение А. С. Пушкина? (И. И. Пущину)
VI. Письмо по памяти.
- Вспомните и запишите в тетради вторую строфу. Один ученик пишет на доске. Проверка содержания.
VIII. Фонетический анализ по плану.
1.В первой строке найти слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
2. Во второй строке найти слова, в которых все согласные твёрдые.
3. В третьей строке найти слова, в которых звуков больше, чем букв.
4. В четвёртой строке выписать все мягкие согласные.
5. В пятой строке выписать все твёрдые согласные.
6. Сделайте фонетический разбор слов: утешенье, дарует, взаимопроверка. Коммуникативные УУД:
воспроизводить текст по памяти в устной и письменной форме.
III. Введение в тему урока. Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки, затранскрибируйте,  определите количество букв и звуков в словах.
Угли пылают, совком не достать,
Ночью их видно,
А днем не видать.        (Звезды.)
 
Летит огненная стрела,
Никто ее не поймает.
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.     (Молния.)
 
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.   (Язык.)
 
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она огромный шар.  (Земля.)
 
Какие буквы могут обозначать один и два звука?
В какой позиции?
Понаблюдаем за этими же буквами, но в других позициях.
Из полученных наблюдений сделайте вывод.
(Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после букв ъ и ь и перед гласными обозначают два звука)
– Какую же двойную роль выполняют буквы е ё ю я?
Если буквы е, ё, ю, я стоят между согласными, они обозначают один звук и указывают на мягкость предыдущего согласного.Если буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова, после ъ и ь, после гласной, они обозначают два звука.
– На основе выполненной работы сформулируйте тему урока.
Запись на доске и в тетрадях. Регулятивные УУД:
1. мотивировать к деятельности, устанавливать связь с реальными объектами повседневной жизни;
2. формулировать тему урока и его последующее содержание.
 
IV. Актуализация изученного. 1. Наблюдение по учебнику над соотношением букв и звуков.
Упр. 20 – наблюдение над буквами е, ё, ю, я, обозначающими один и два звука.
– Назовите признаки, которые помогли вам распределить слова в два столбика, проверьте себя с помощью правила в рамке и запишите это правило в виде схемы в любой удобной для вас форме.
2. Зачеркните все буквы Ф, чтобы прочитать стихотворение.
Сфлуфшалф зафяфц тфишфинффуВ шфофрофхфе флесфнфой фгфлуффшфи.
ФШелфестфит лисфтва вф лефсуИ вф тифшфинфе камфыфш шфурфшитфф.
- Прочитайте  выразительно  это стихотворение.
- Какую картину нам рисует автор? (Лесной тишины.)
- С помощью каких звуков передает автор ощущение тишины? ([Ш].)
- Какой это звук? Охарактеризуйте его. (Согласный, глухой, твердый.)
С помощью одних только звуков мы можем представить себе любую картину. Например, как в данном случае, звук [Ш] помогает нам представить лес, почувствовать его спокойствие, услышать легкий шелест ветерка, шорох трав. В этом нам помогает фонетика.
- Найдите в этом стихотворении пунктуационную ошибку. (Запятая в третьей строчке.)
- Найдите в этом стихотворении слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Заяц.)
Запишите это слово в тетрадях и определите количество букв и звуков в нем. (4 буквы, 5 звуков.)
- Почему звуков в этом слове оказалось больше? (Буква Я обозначает 2 звука, [Й,А].)
3. Спишите слова, в которых звуков столько же, сколько и букв: 1) рожь, 2) въезд, 3) яблоко, 4) соль, 5) лён, 6) семья, 7) ёлка, 8) лямка.4. Спишите слова, в которых написание расходится с произношением: 1) лодка, 2) кружка, 3) гром, 4) указка, 5) пробка, 6) порт, 7) стол, 8) старушка
5. Упражнение на внимание. Работа в группах.
Класс делится на группы – по 4 человека. В течение нескольких секунд учащимся показываются слова. Затем дается 1 минута, в течение которой учащиеся записывают эти слова (сколько запомнили). Группа, записавшая наибольшее количество слов, выбирает капитана, который выходит к доске и называет свои слова, а затем отвечает на вопросы. Группа может подсказывать капитану.
Снег, ёлка, зима, кошка, майка, мячик, подарок, радость, праздник.
- Назовите слово, в котором есть буква, обозначающая два звука. (Ёлка.)
- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. (Ёлка.)
- Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Праздник, радость.)
- Назовите слова, в которых есть звук [Й’]. (Ёлка, майка.)
- Назовите слово, в котором есть безударная гласная в корне. (Зима.)
- Назовите слово, в котором все согласные звуки глухие. (Кошка.)
- Назовите слово, в котором все согласные звуки звонкие. (Зима.)
- Назовите слово, в котором есть непроизносимая согласная. (Праздник.)
6. Физминутка.
- Ребята, а теперь встаньте те, кто согласен с тем, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после Ь и Ъ. Я буду называть слова: если в слове есть буква, обозначающая 2 звука – поднимаем руки вверх, если нет такой буквы – вытягиваем руки вперед.
Яблоко, прядь, лепить, льётся, ясный, небо, песня, мерить, место, съем, юбка, ёжик, лес, мясо, клюква, явь, янтарь, заяц, лента.Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;
3. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1. перерабатывать и преобразовывать информацию (выводы в виде схем);
 
 
 
 
2. владеть разными видами чтения, использовать гибкое чтение;
3. развивать механизмы читательской деятельности: антиципации, компрессии;
4. преобразовывать информацию (план).
 
 
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. 1. Комплексный анализ текста.
Текст и задания  у уч-ся на столах.
Один раз  я пош…л  на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры   красивые кони  ужас…ные драконы. Мне это было очень  интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся  не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл  д…леко  от людей  и заблудился.
Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из-за кр..вой сосны  на тр…пу выскочил медведь. Я схватил  л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него.  Медведь остановился  обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал  хулиганить.  Это был артист, который выступал в парке на праз…нике.
( В. Драгунский)
Задания:
Прочитайте. Докажите, что  перед вами текст.
Озаглавьте текст.
Какая основная мысль текста.
К какому стилю речи можно отнести этот текст?
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений, составьте          схемы.
Выпишите слова, где гласные е,ё,ю,я обозначают два звука. Сделайте частичную транскрипцию этих слов.
2. Упражнение на внимание.
Возьмите у себя на парте карточку №2. В течение 30 секунд вы должны найти среди буквенного беспорядка слова. Подчеркните их.
мабанандклпраяблокогрвогрушаклоиогурецпаккананасвк- Назовите слова, которые вы нашли. (Банан, яблоко, груша, огурец, ананас.)
- Среди этих слов найдите одно лишнее. (Огурец.)
- Почему вы решили, что это слово лишнее? (Это овощ, остальные фрукты.)
- А теперь найдите слово, в котором есть буква, обозначающая 2 звука. (Яблоко.)
- Какие звуки обозначает буква Я в этом слове? ([Й`А])
- Почему буква Я обозначает в этом слове два звука? (Стоит в начале слова.)
3. Распределительный диктант.
Задание. Распределите слова в 2 столбика: 1) – буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, 2) - буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.
Мёд, еда, якорь, каюта, лес, тепло, ёлка, тень, люди, вьюга, льёт, летит, лямка, яма, баян, река, баня.Проверка. Работа в парах.
Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг у друга правильность распределения и написания слов.
4. Запись слов под диктовку с заданием.
Задание. Определите количество букв и звуков в словах. Один человек к доске.
Поезд, даёт, маяк, льёт, земля, люк, лес, пять.
Проверка. (Слова на доске.) Коммуникативные УУД:
1. воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (сжатый пересказ);
2. работать в парах – чётко и правильно излагать свои мысли и адекватно воспринимать на слух чужие мысли.
VI. Итог урока. – Прочитайте ключевые слова темы.
– Задайте вопросы по теме урока, используя эти слова.
Ученики могут не отвечать на эти вопросы, а констатировать, что на все эти вопросы они и отвечали в ходе урока.
– Чему научились на уроке?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? Познавательные УУД:
преобразовывать полученную информацию (формулировать вопросы на основе полученной информации).
 
 
VII. Домашнее задание. Повторить алфавит.
Н. Упр. (выписать слова группами: е,е,ю,я для обозначения мягкости, е,е,ю,я , обозначающие два звука).
П. Подобрать самостоятельно фрагмент текста (два-три предложения) со словами, в которых встречаются буквы е,е,ю,я. Составить вопросы по тексту.