Конспект урока по русскому языку (письмо) на тему Буква Ёё. Двойная роль буквы Ёё (1класс)


Тема: Буква Ёё. Двойная роль буквы Ёё.
Задачи:
сформировать у учащихся представление о назначении буквы Ёсовершенствовать навыки чтения и работы с текстом
развивать речь, внимание, память, фонематический слух
Формируемые УУД:
умения делать выводы, обобщения
осуществлять самоконтроль при решении учебных задач
Ход урока.
1. Организационный момент.
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки дарил.
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня у нас с вами непростой урок. Мы с вами попробуем открыть еще одну тайну русского языка, связанную с буквой Ё.
2. Включение в учебную деятельность.
Работа с «лентой букв»: повторение гласных звуков и букв, согласных, их роли в русском языке. Игра «Буква заблудилась».- Найди лишнюю букву (на доске карточки с буквами).а о м у е н я ё ы- Почему лишние буквы м, н? (Они согласные, а все остальные гласные).2. - Раздели гласные буквы на две группы. а). а о у ыб). е и я ё- Объясни. (Буквы первой группы показывают, что предыдущий согласный произносится твёрдо – это строгие сестрички, а буквы второй группы показывают, что предыдущий согласный читается мягко – это мягкие сестрички).
Физкультминутка.
- Сядьте, дети, как следует, спину держите прямо. Под счет наклоняем голову вперед, назад, влево, вправо. (Проделываем это 3-4 раза). Старайтесь головой касаться груди и плеч, но плечи не поднимайте. Хорошо, достаточно
3.Постановка цели и темы урока.
А сейчас закроем глаза. Вспомним один из самых любимых праздников детей – Новый год. Представим красивую, пышную, украшенную ель. Представим, как на ней блестят игрушки, сверкают разноцветные лампочки, а под ней множество разных подарков.
А теперь откроем глаза. Посмотрите, и у нас на доске появилась ель.
Чтение стихотворения К.Чуковского «Ёлочка»
Были бы у ёлочки
ножки,
Побежала бы она
по дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками
Закружились бы на ёлочке
Игрушки-
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке
Флаги
Из пунцовой, из серебряной
Бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке
Матрёшки.
И захлопали от радости
В ладошки.
Потому что нынче ночью
У ворот
Постучался
Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой.
-Как бы вы озаглавили стихотворение? Почему? Составьте звуковую схему слова ёлка.
- Как вы думаете, почему я взяла это стихотворение? Как оно связано с темой урока? Что мы будем сегодня проходить?
4.Работа в группах.
А сейчас самостоятельно, в своих группах попробуйте составить схемы слов записанных на доске: МЕЛ, МЁД, МЯЧ. Затем один из представителей группы вынесет свой вариант на доску. (представители групп записывают схему только одного слова)
А теперь проверим. У какой группы получился такой же вариант, поднимите руки. У какой не так, а иначе?
Внимательно посмотрите на схемы.
Сравните, сколько звуков обозначает буква Ё в слове Ёлка? (2)
-А в слове МЁД? (1).
-Где находится изучаемая буква в первом случае? (в начале слова)
-А во втором? (после согласного).
Предлагаю рассмотреть ещё слово: ПРОЁМ. Составьте схему этого слова.
Давайте проверим.
-В какой части слова находится буква? (в середине слова)
- Сколько звуков обозначает буква ё в этом слове? (2)
-Где она стоит? (после гласного).
Ребята, посмотрите, как интересно получается – одна и та же буква в разных случаях обозначает разное количество звуков. Почему же так? Кто догадался?
-Какое открытие мы сделали сегодня?
Если буква ё находится в начале слова или после гласной буквы, то она обозначает 2 звука [й о], а если после согласной, то один [о].
-Итак, какую роль выполняет буква ё, когда стоит после согласного? (смягчает согласный).
-Правильно ли мы предположили, что гласная буква ё на ленте букв будет стоять в нижнем ряду? (да, там стоят гласные, которые смягчают согласные).
5.Физкультминутка
Бом-бом-бом - стучат часы. Подкрутил Мороз усы.Расчесал он бороду И пошёл по городу.
6. Речевая разминка.
(Упражнение на дыхание)
– Какая красавица раз в году наряжается? (Ёлка)
У нас тоже есть ёлочка
– Давайте понюхаем её. (Медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание, долгий полный выдох) 3-4 р.
7.Работа над дикцией.
-На с.32 прочитаем стихотворение Е. Благининой.
-Как вы понимаете выражение под «блёстками ледяными»?
-Вы видели «тёплые смоляные слёзки»? Как они выглядят?
-А вы пробовали их трогать?
-Как вы понимаете слова «свежая, зелёная»?
-Какое время суток?
-Зачем птицы прилетели к ели?
-Как вы помогаете птицам зимой?
-Почитайте ещё раз стихотворение. Найдите слова, где звук Ё обозначает два звука, один звук.
8.Работа со слоговой таблицей.
Чтение слогов по слоговой таблице с буквами О и Ё сравнение. Стр.32
9.Работа над скороговорками.
У ёлки иголки колки.
-Назови слова, которые содержат букву Ё и обозначают действия предмета:
Да… (ёт), не…(сёт), бе…(рёт), ве…(дёт), жи…(веет), и…(дёт).10.Игра «Наряди ёлку».
Нам нужно ёлку украсить игрушками. Но сегодня у нас будут необычные игрушки, а игрушки-слова с новой буквой. ПРИЁМ ЁЛКА МОЁ МЁЛ ПОЁТ ЗЕЛЁНАЯ НЁС МЁД ЁЖИК ЁРШ
Среди всех слов из конверта
1 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 1 звук;
2 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 2 звука и стоит в начале слова;
3 группа находит слова, в которых буква ё обозначает 2 звука и стоит после гласной.(украшаем ёлку словами).
10. Знакомство с устным народным творчеством.
-Загадки. Работа над загадками (с.33)
11.Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Продолжите моё предложение:
* Мы работали с буквой … .* Буква Ё обозначает один звук … когда стоит после ….
* Буква Ё обозначает два звука … когда стоит ….
12. Рефлексия
Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то похлопайте в ладоши.
- Ах, да, чуть не забыла! Ёлочка на прощанье придумала последнюю загадку:
Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? ( буквой Ё)
Спасибо за урок!