Урок по истории Внутренняя политика Николая I: мрачная реакция или консервативная модернизация


2807970-148590
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«КОСТРОМСКОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Прядкина О.А.
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине
«История»
на тему: «Внутренняя политика Николая I:
мрачная реакция или консервативная модернизация»
для студентов первых курсов на базе 9 классов
Кострома
2015

Прядкина О.А. Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» по теме: «Внутренняя политика Николая I: мрачная реакция или консервативная модернизация» для студентов первых курсов на базе 9 кл. – РИК ОГБПОУ «Костромской политехнический колледж», 2015.
Методическая разработка представляет индивидуальный методический вариант изучения темы «Внутренняя политика Николая I: мрачная реакция или консервативная модернизация» и включает в себя введение, обоснование использования различных методов, приемов и форм работы, технологическую карту учебного занятия, материалы для преподавателя, список литературы и приложения.
Данная разработка может быть рекомендована преподавателям, реализующим компетентностный и системно-деятельностный подходы в обучении.
Прядкина О.А., 2015
ОГБПОУ «Костромской
политехнический
колледж», 2015
Гарнитура шрифта «Times New Roman Cyr» 12 п.
Формат 60х84/8. Кол-во листов 34/8. Кол-во авт. листов 1,4
РИО КПК
Файл «Документы/2015/Методички/Методическая разработка по теме Николай I 2015».

Введение.
Методическая разработка учебного занятия представляет индивидуальный методический вариант изучения темы. Выбор форм работы, методов и приемов зависит от опыта и профессиональных возможностей преподавателя, уровня обученности группы, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, темпа работы группы. В любом случае важно планировать ожидаемые результаты учебного занятия.
В процессе проектирования учебного занятия планируется освоение обучающимися следующих знаний и умений:
знания:
- основных событий внутренней политики Николая I
- оценок личности и деятельности Николая I в современной исторической литературе
- содержание проектов перемен в России при Николае I (реформы законодательства М.М. Сперанского, реформы государственной деревни П.Д. Киселева, финансовой реформы Е.Ф. Канкрина)
- основных исторических терминов (цензура, кодификация, теория «официальной народности», идеология, государственные крестьяне, крепостные крестьяне, «обязанные крестьяне», самодержавно-бюрократическая монархия, легитимизм, национализм, протекционизм, промышленный переворот)умения:
- анализировать причинно-следственные связи происходящих событий, явлений, процессов
- оценивать роль личности Николая I и других государственных деятелей в истории России второй четверти XIX в.
- оценивать историческое значение событий
- сопоставлять и сравнивать взгляды Александра I и Николая I, их деятельность
- работать с историческими источниками
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (тексты, таблицы, схемы, аудиовизуальный ряд и др.)
Обучающиеся должны научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности (бюрократизация, коррупция, цензура, централизация, гражданские права и свободы личности, гражданское общество и др.)
- использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации
- осознания себя гражданином России
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности
- самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности
- совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к взаимодействию, межличностному и межкультурному общению и сотрудничеству.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности обучаемых должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций. На данном учебном занятии происходит формирование следующих ключевых компетенций:
Код компетенции по ФГОС СПО Содержание компетенции
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Работа по формированию - студенты специальности «Программное обеспечение в компьютерных системах» могут совершенствовать свои навыки работы с ИКТ при подготовке домашнего задания, презентации, доклада и др.
- студенты специальности «Бухгалтерский учет в строительстве» дополнят имеющиеся у них экономические познания изучением финансовой реформы Е.Ф. Канкрина и особенностей промышленного переворота в России.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Работа по формированию - формулировка проблемы урока, его цели
- самостоятельное исследование проблемы через изучение исторических источников и литературы
- планирование, организация и самоанализ деятельности микрогруппОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Работа по формированию - поиск решения проблемных вопросов и задач
- выполнение задания в группах
- оценка выбора точки зрения в группе
-экспертная оценка решения выполненного задания
ОК 4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решении профессиональных задач, профессионального иличностного развития.
Работа по формированию - работа с учебной, справочной, дополнительной литературой и ресурсами Internet
- работа с иллюстративным материалом, таблицами, схемами и т.д.
- выполнение заданий в группах
- работа по применению теоретических сведений по дисциплине
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
Работа по формированию - работа с компьютерной презентацией
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Работа по формированию - работа в микрогруппах- выбор лидера в микрогруппе- выбор оптимального варианта решения поставленного задания в микрогруппе- самооценка и оценка коллег в микрогруппеОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения работы.
Работа по формированию - постановка целей учебного занятия
- формулировка мотивов изучения данной темы, раздела
- консультирование в микрогруппе- выступление лидеров микрогруппОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Работа по формированию - выбор деятельности в микрогруппе- выбор при выполнении домашнего задания по теме
- выбор задания для работы
ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Работа по формированию - смена форм работы на учебном занятии
- самостоятельный выбор формы работы
ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ И ФОРМ РАБОТЫ
(по этапам учебного занятия)
Организационный этап
Перед началом урока осуществляется разбивка студентов по учебным группам. Преподаватель выбирает 7 наиболее активных студентов и предлагает им по очереди набрать студентов к себе в группу. Так образом учитывается желание студентов к совместной деятельности друг с другом.
Этап актуализации знаний и способов действия.
Повторение изученного на предыдущем уроке материала по теме «Внутренняя политика Александра I» организуется прямо по группам. Студентам предлагается решить 3 небольших задания. (См. Приложения № 1) или привести факты, характеризующие правление Александра I по направлениям (См. Приложение № 2).
Начинается с анализа деятельности групп по повторению изученного ранее материала. Лидеры групп представляют выполненные группой задания.
В ходе дальнейшей беседы студенты отвечают на вопросы:
- Объясните слова историка и государственного деятеля Александра Ивановича Тургенева, сказанные им об Александре I: «Республиканец на словах и самодержец на деле».
- В чем заключалась противоречивость политики императора Александра I? Подтвердите это фактами.
- Какое значимое историческое событие произошло после смерти императора Александра I? Каковы были его причины?
- Почему Николай I, вступая на престол, сделал выбор в пользу сохранения самодержавия? Что определяло его поведение – тщеславие, страх перед революцией или нежелание нарушать традицию?
Диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и является универсальным средством общения, творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса. Он позволяет актуализировать знания студентов, подвести их к пониманию проблемной ситуации, осознать важность решения проблемного вопроса с точки зрения реалий современной политической жизни. Диалог способствует развитию коммуникативных и мыслительных способностей студентов.
Систематизация старого и изучение нового материала на занятии происходит посредством использования компьютерной презентации (Приложение 19).
Опыт организации учебного процесса по существующим моделям активного использования ИКТ в образовательном процессе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать, делать выбор и принимать решения.
На данном занятии работа по использованию презентации построена следующим образом:
студенты систематизируют полученные ранее знания, знакомятся с заданиями для групповой работы и осуществляют самопроверку.
Такая форма работы способствует:
- повышению индивидуальной активности,
- интерактивности,
- повышению мотивации обучения,
- реализации системно-деятельностного подхода к обучению.
Постановка проблемы.
Данный этап начинается с нахождения и обозначения проблемы урока. Студенты анализируют позиции историков относительно личности и деятельности императора Николая I (см.слайд презентации). В результате обнаруживают основное противоречие: Николай I – кто он: жандарм или рыцарь самодержавия, реакционер или «революционер сверху»? Учитель поясняет, что новый император находился перед выбором: c одной стороны – необходим консервативно-охранительный курс (в целях недопущения новых восстаний и заговоров), а с другой стороны – было очевидно, что страна нуждается в реформах.
Студенты самостоятельно формулируют цель урока – выявить основные противоречия во внутренней политике Николая I, определить собственную позицию по основному вопросу урока.
Как вариант обозначения главной проблемы урока может быть просмотр видеофрагмента из документального сериала «Романовы» (7 серия). Перед просмотром можно дать ребятам задание выявить положительные и отрицательные черты во внутренней политике Николая I. Включение видеофрагмента в контекст урока позволит создать общее представление об эпохе и личности императора Николая I Павловича.
IV. Этап формирования новых знаний и способов действия через организацию исследовательской деятельности.
Исследование внутренней политики Николая I осуществляется в процессе групповой работы с историческими документами и литературой.
Учебная группа разделена на 7 микрогрупп, каждая из которых выполняет разные задания по теме урока. Каждое задание предполагает элементы творческой работы студентов, то есть использование нового способа действия.
Групповая работа позволяет решить следующие проблемы и задачи занятия:
- ограниченность во времени при большом объеме изучаемого материала,
- возможность обсуждения поставленных целей в рабочей группе,
- студентам дается возможность активно проявить себя, поверить в свои силы,
- возможность прослушивания и оценивания ответов других участников рабочих групп,
- возможность реализации ряда воспитательных и организационных задач.
Обязательно озвучиваются правила работы в группе, временные рамки на выполнение каждого задания и критерии оценки. В процессе выполнения задания студенты фиксируют ход его выполнения в тетрадь.
Применение. Формирование умений и навыков. Самостоятельная работа с самопроверкой. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
После выполнения заданий выбранный в каждой группе лидер излагает в устной форме точку зрения группы на поставленные вопросы и задания. Одновременно необходимая для усвоения и запоминания информация выносится на слайд, чтобы студенты других микрогрупп могли записать её в тетрадь.
По результатам выполнения самостоятельной исследовательской работы организуется выявление допущенных ошибок и в случае правильных ответов создается ситуация успеха. В процессе работы выявляются и обсуждаются другие проблемные вопросы, связанные с темой урока.

Аналитико-рефлексивный этап.
Завершающий этап подводит итоги, и студентам предлагается провести анализ своей деятельности. Также обучающимся предоставляется возможность самооценки при предварительном обсуждении успехов и неудач в каждой группе. Такой подход даёт возможность студентам определить степень своего участия в работе группы, и помогает объективно оценить деятельность каждого студента. В процессе рефлексии студенты осознают новое содержание, изученное на занятии, и новые способы действия, осуществляемые ими.
По результатам анализа работы на занятии фиксируются направления будущей деятельности и степень соответствия результатов деятельности поставленной цели и гипотезе исследования.
Домашнее задание позволяет продолжить работу по теме. Студентам предлагается сравнить внутриполитическую деятельность Александра I и Николая I, подчеркнув в ней сходства и различия. Работу можно оформить в виде таблицы или в жанре эссе.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Внутренняя политика Николая I: мрачная реакция или консервативная модернизация».
Тип учебного занятия: комбинированный урок с элементами исследования.
Место учебного занятия: третье занятие в разделе «Россия в XIX веке».
Материально-техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран, доска, раздаточный материал, учебники Артемова В., Лубченкова Ю. История Отечества и Буганова В., Зырянова П., Сахарова А. История России конец XVII-XIX век, карточки с заданиями.
Цель: на основе изучения исторических документов раскрыть противоречивость внутренней политики Николая I, использующего как административно-силовые, так и буржуазно-реформаторские методы управления страной.
Задачи:
Обучающие:
усвоение и систематизация основных событий царствования Николая I Павловича
способствовать формированию у студентов образа царя-легитимиста, опирающегося на верный престолу бюрократический аппарат и осуществляющего попытки реформирования отдельных сторон жизни общества при сохранении сложившейся самодержавно-крепостнической системы.
Развивающие:
создание условий для развития умения работать с текстом учебника,
умения анализировать исторический источник и критически воспринимать содержащуюся в нем информацию,
умения формулировать учебные задачи и сотрудничать при их выполнении.
Воспитательные:
содействовать воспитанию самостоятельности, выражению студентами собственной позиции, её аргументации, показать значимость иного взгляда (оппонента) в целях достижения объективной оценки деятельности исторического лица,
воспитание уважения участников рабочего коллектива по отношению друг к другу,
воспитание интереса к предмету через разнообразные формы и виды деятельности,
воспитание чувства личной сопричастности судьбе России.
Межпредметные связи:
- обществознание
- информатика
- литература
Планируемые результаты:
Личностные – осознать социальную, практическую и личностную значимости учебного материала.
Метапредметные – развитие умений ставить цели, планировать свою деятельность, анализировать изучаемый материал, формулировать проблемы, предлагать пути решения проблем, уметь работать с документами, вести диалог с учителем и однокурсниками.
Предметные – закрепление знаний о внутренней политике Николая I, усвоение понятий – кодификация, легитимность, промышленный переворот, идеология, протекционизм, полицейское государство, теория официальной народности и др.
Формы работы студентов: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация, источники, учебники.
ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Организационный этап
Содержание этапа Деятельность
учителя
Деятельность обучаемыхУУД
Создание рабочей обстановки и делового настроя в группе.
Создание условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебный процесс. - проверка присутствующих
- разбивка по группам
- проверка домашнего задания
- знакомство с планом работы на занятии
- организация диалога - подготовка к занятию
- повторение изученногоКоммуникативные
Этап актуализации знаний и способов действия.
Содержание этапа Деятельность
учителя Деятельность обучаемыхУУД
Организация актуализации изученных и освоенных ранее знаний и умений - организация групповой работы, направленной на повторение и закрепление изученного материала по внутренней политике Александра I
- беседы по выявлению первичных знаний
- побуждение к воспроизведению ранее изученного материала - анализ внутренней политики Александра I
- размышление над проблемным вопросом: почему Александр I, начав царствование с либеральных реформ, прекратил их осуществление?
Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. Личностные:
умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний.
Коммуникативные:
умение взаимодействовать, работать с информацией.
Познавательные:
выявлять причину затруднения
Постановка проблемы.
Содержание этапа Деятельность
учителя Деятельность обучаемыхУУД
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы урока, цели и задач урока. - создание проблемной ситуации путем привлечения различных точек зрения современников и историков относительно царствования Николая I и роли его личности в истории России
(возможно использование видеофрагмента из документального сериала «Романовы»)
- использование мультимедийной презентации
- побуждение к формулировке проблемы и цели урока - анализ проблемной ситуации
- формулировка проблемы и цели урока
- фиксирование темы и плана занятия Регулятивные:
Определять проблему, формулировать цель.
Познавательные:
логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, умение делать вывод.
Коммуникативные:
выражать собственную позицию, соотносить свои знания с другой информацией.
Этап формирования новых знаний и способов действия через исследовательскую деятельность.
Содержание этапа Деятельность
учителя Деятельность обучаемыхУУД
- исследование основных направлений внутренней политики Николая I.
- выявление противоречий - организация исследовательской работы студентов посредством технологии учебного сотрудничества
- организация коммуникативного взаимодействия студентов в группах
- организация дискуссии и диалога при обсуждении проблемных вопросов темы:
Почему современники негативно относились к жандармам?
Что такое цензура? Почему устав о цензуре 1826 г. прозвали «чугунным»?
Охарактеризуйте основные положения теории официальной народности. В чем заключалась критика П. Чаадаевым этой теории?
4) В чем историческое значение кодификации законов? Какие недостатки имела реформа законодательства?
5) Какие из нововведений в государственной деревне крестьяне воспринимали с благодарностью, а какие вызывали у них недовольство? Что такое «картофельные бунты»?
Как отнеслись к реформе Киселева дворяне-помещики?
Почему указ «Об обязанных крестьянах» (1842 г.) стал шагом назад по сравнению с указом «О вольных хлебопашцах» (1803 г.)?
8) Какие меры были предприняты правительством при Николае I для развития торговли и промышленности? Какое влияние на экономику страны оказала реформа Канкрина Е.Ф.?
Какой недостаток отметили авторы учебника (В. Артемов и Ю. Лубченков) в финансовой деятельности Е.Ф. Канкрина?
Почему именно бюрократия становится социальной опорой императора Николая I? Объясните выражение Николая I: «Россией правят столоначальники».
Почему Николай I, боровшийся с революцией, принялся за строительство железных дорог в России?
Оцените роль личности царя Николая I в этих реформах.
Кто он – реформатор или реакционер?
Учитель внимательно слушает ответы выступающих от групп, задает проблемные и уточняющие вопросы, корректирует и оценивает ответы.- работа в группах (5-6 групп) с документами и текстами учебников.
1. Восприятие, первичное осмысление и запоминание нового материала через работу с документами в группах.
2. Учебное сотрудничество, поиск и обсуждение ответов на проблемные вопросы, обозначенные перед группой.
3. Выступления представителей групп. Анализ работы.
Группы:
1) Деятельность III Отделения СЕИВ Канцелярии. Цензура. «Чугунный» устав.
2) Политика в области образования. Теория официальной народности графа С.С. Уварова и «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева.
3) Кодификация законов Российской империи. М. Сперанский.
4) Реформа государственной деревни графа Киселева П.Д.
5) Денежная реформа Е.Ф. Канкрина и её значение.
Сущность бюрократического управления.
Промышленный переворот и экономическая политика Николая I.
Студенты работают с текстами источников, учебной литературой, обсуждают вопросы, составляют план ответа.
Выступление ребят с ответами по заданиям. Самопроверка и самооценка. Личностные:
Умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность).
Коммуникативные:
работать в группе, умение слушать, выражать свои мысли.
Познавательные:
Поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
распределение работы в группе, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка.
Применение. Формирование умений и навыков. Самостоятельная работа с самопроверкой. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Содержание этапа Деятельность
учителя Деятельность обучаемыхУУД
Коррекция выявленных пробелов в знаниях в рамках изучаемой темы.
Выявление качества усвоения учащимися знаний и способов действия.
Осуществление взаимопроверки.
Самооценка. Предлагает выполнить небольшое тестовое задание по теме:
«Внутренняя политика Николая I» Выполнение тестового задания. Личностные:
умение осознавать смысл и значение знаний.
Регулятивные: способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка.
Познавательные:
включают способность решения задач, тестов.
Коммуникативные:
умение соотносить собственную позицию с другой информацией.
Информация о домашнем задании.
Содержание этапа Деятельность
учителя Деятельность обучаемыхУУД
Обеспечить понимание студентами цели, содержания и способов выполнения задания. На выбор:
Составить развернутый план по содержанию §28 (Внутренняя политика Николая I).
Сравнить внутреннюю политику Николая I и Александра I, обозначив общее и различное (письменно в тетради).
Используя интернет-ресурсы, подобрать иллюстративный ряд (с комментариями и пояснениями) по теме «Россия в годы правления Николая I.» (создаем виртуальный музей эпохи). Запись в тетради домашнего задания,
выбор вида работы и выполнение. Коммуникативные:
умение принимать решение.
Личностные:
умение ответить на вопрос, какое значение имеют для него те или иные знания.
Рефлексия.
Содержание этапа Деятельность
учителя Деятельность обучаемыхУУД
Итог урока. Дать качественную и эмоциональную оценку работы на уроке. Студенты пишут «письмо самому себе», описать ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было интересно, что было трудно. Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимоуважение, взаимопомощь, правдивость).
Приложение № 1.
1.Установите соответствие между событием и его датой. Ответ занесите в таблицу:
А Б В Г
Годы События
А) 1821 г. 1) принят указ «О вольных хлебопашцах»
Б) 1802 г. 2) создание Государственного Совета
В) 1803 г. 3) Н. Новосильцевым и П. Вяземским разработан конституционный проект «Уставная грамота Российской империи»
Г) 1810 г. 4) создание министерств
Ответы:
А Б В Г
Задание № 2.
Какие 3 из перечисленных ниже положений относятся к содержанию проекта преобразований М.М. Сперанского?
1)Наделение крестьян гражданскими и политическими правами
2)Учреждение Государственного Совета
3)Создание военных поселений
4)Внедрение принципа разделения властей
5)Восстановление коллегий
6)Создание Государственной думы
Ответ записать в таблицу:
Задание № 3.
Определите название документа и его автора.
О народном Вече
59. Народное Вече, состоящее из Верховной Думы и палаты народных представителей, облечено всей законодательной властью.
О Палате представителей
60. Палата представителей составлена из членов, выбранных на 2 года гражданами Держав.
О Думе Верховной
73. Члены Верховной Думы избираются правительственными собраниями Держав и областей.
74. Условия, необходимые, чтобы быть членом Верховной суть: 30 лет возраста, 9 лет гражданства в России... недвижимого имения ценою на 1500 фунтов чистого серебра или движимого на 300 фунтов чистого серебра.
О верховной исполнительной власти
101. Император есть: Верховный Чиновник Российского Правительства ... Власть его наследственная по прямой линии от отца к сыну... Он соединяет в особе своей всю исполнительную власть».

Приложение 2.
(Вариант № 2 заданий для студентов)
Каждой группе дается задание – охарактеризовать одно из направлений деятельности императора Александра I:
1)Преобразования в сфере государственного управления.
2)Преобразования в социальной структуре общества
3)Развитие образования, покровительство науке и искусству
4)Попытки решения крестьянского вопроса
5)Внешняя политика
6)Изменения в армии
7)Изменения в экономике
Необходимо назвать 2 и более фактов по каждому направлению:
Преобразования в сфере государственного управления Преобразования в социальной структуре общества 3) Развитие образования, покровительство науке и искусству 4)Попытки решения крестьянского вопроса 5)Внешняя политика 6)Изменения в армии 7)Изменения в экономике
Приложение 3.
Группа 1. Рабочий лист.
Деятельность III Отделения СЕИВ Канцелярии. Цензура. «Чугунный» устав.
Материал для изучения:
учебник В. Артемова, Ю. Лубченкова § 28, с. 176-177; материал из учебника В. Буганова, П. Зырянова, А. Сахарова с. 171-172; источник Ф.Ф. Вигель «Записки».
Вопросы:
1)Когда было учреждено III Отделение СЕИВ Канцелярии и кто его возглавил?
2)Определите основные функции III Отделения и корпуса жандармов.
3)Почему современники негативно относились к жандармам?
4)Что позитивного можно отметить в работе III Отделения и корпуса жандармов при Николае I?
5)Что такое цензура? Почему устав о цензуре 1826 г. прозвали «чугунным»?

Приложение 4.
Группа № 1. Материал для изучения.
О цензуре.
Цензура – система государственного надзора за печатью, проверка материалов, готовящихся к публикации. В царствование Николая I запрещено было упоминать о революционных событиях в Европе и восстании декабристов.
1826 г. – «Устав о цензуре», названный «чугунным».
Цензоры должны были запрещать «всякое произведение словесности, не только возмутительное против правительства и постановленных от него властей, но и ослабляющее должное к ним почтение<…> порицающее прямо или косвенно монархический образ правления», содержащее «всякие предположения о преобразованиях».
Каждый новый журнал мог быть основан только с личного разрешения императора. Цензуре подвергалась литература, привезенная из-за границы.
Работа с текстом.
Рядовой стихотворец 30-х годов Олин написал лирические «Стансы к Элизе», попавшие на просмотр к цензору Красовскому, который не только запретил стихотворение, но обосновал еще это запрещение критическим рассуждением. Автор, стремясь к своей возлюбленной, мечтает о том, чтобы быть при ней постоянно и «улыбку уст ее небесную ловить». По этому поводу цензор сделал примечание: «Слишком сильно сказано! Женщина недостойна того, чтобы улыбку ее называть небесною». Лирические строки: «Что в мненьи мне людей? Один твой нежный взгляд дороже для меня вниманья всей Вселенной…» отмечены следующим соображением: «Сильно сказано, к тому же во вселенной есть и цари, и законные власти, вниманием которых дорожить должно»; а желание автора уединиться с милой в пустыню было расценено цензором как отлынивание от государственной службы. «Сверх того, - писал Красовский, - к блаженству можно приучаться только близ Евангелия, а не женщины».
Правда, Красовский выделялся даже в рядах николаевской цензуры. «Человек с дикими понятиями, фанатик и вместе лицемер, всю жизнь гасивший просвещение» - так характеризует Красовского другой, более либеральный цензор, Никитенко…
Вопросы:
1) Что такое цензура? Что было под запретом при Николае I?
2) Почему устав о цензуре 1826 г. прозвали «чугунным»?
3) Нужна ли цензура средствам массовой информации?

Приложение 5.
Группа № 1. Материал для изучения.
III отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии
Работа с документом.
Ф.Ф. Вигель «Записки»
«(А.Х. Бенкендорф назначен главноуправляющим III отделения собственной Е. В-ва канцелярии, он же был шеф) корпуса жандармов, которому поручен был надзор за порядком в целом государстве. Этот корпус составлен был из нескольких округов; к каждому из них принадлежало несколько губерний. Окружными начальниками назначаемы были генералы, а в губернии определяемы были один штаб и несколько обер-офицеров… трудно было сначала склонить несколько порядочных людей войти в него. Голубой мундир, ото всех других военных своим цветом отличный как бы одеждой доносчиков, производил отвращение даже в тех, кои решались его надевать. Учреждение сего нового рода полиции, кажется, имело двоякую цель. Жандармы обязаны были открывать всякие дурные умыслы против правительства и если где станут проявлять смелые политические, вольнолюбивые идеи, препятствовать их распространению… Потом всякий штаб-офицер сего корпуса должен был… наблюдать за справедливым решением дел в судах, указывать губернаторам на всякие вообще беспорядки, на лихоимство гражданских чинов, на жестокое обращение помещиков и доносить о том своему начальству. Намерение, конечно, казалось наилучшим, но к исполнению его где было сыскать людей добросовестных, беспристрастных, сведущих, прозорливых?.. Многим из штаб-офицеров, поступивших в жандармскую команду, было любо жить в губернии, совершенно независимыми, без всякого постоянного, определенного занятия и для всех быть грозою. От самых неблагонамеренных людей, изгнанных из общества, принимали они изветы и с своими дополнениями отправляли в Петербург. Если по следствию окажется, что их донесения ложны, что за беда? Они от усердия могли ошибиться и не подлежали никакой за то ответственности. И где было искать защиты против них губернским начальством, а кольни паче частным людям, когда и сам глава их Бенкендорф некоторым образом поставлен был надсмотрщиком над другими министрами (он подписывал бумаги не читая и потому иногда слепо и неумышленно губил людей)…»
Вопросы:
1)Представьте в виде схемы структуру корпуса жандармов на местах?
2)Определите функции жандармов.
3)Почему современники негативно относились к жандармам?

Приложение 6.
Группа № 2. Рабочий лист.
Политика Николая I в области образования. Теория официальной народности графа С.С. Уварова и «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева.
Материал для изучения.
Учебник В. Артемова, Ю. Лубченкова § 28, с. 179-181; материал из учебника В. Буганова, П. Зырянова, А. Сахарова с. 172-173; работа с документами.
Вопросы:
1)Как изменилась система образования при Николае I? Отметьте ее плюсы и минусы.
2)Какие новые учебные заведения были открыты?
3)Охарактеризуйте основные положения теории официальной народности.
4)Почему Уваров в 1849 г. вынужден был уйти в отставку?
5)В чем заключалась критика П. Чаадаевым теории официальной народности? Как сложилась судьба этого философа?

Приложение 7.
Группа № 2.Теория официальной народности.
Материал для изучения.
Текст 1.
Шевырев Степан Петрович (1806-1864 гг.) – литературный критик, историк, поэт. Профессор Московского университета с 1837 г. Член Петербургской академии наук.
… Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию.
Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и с тем пустила нас в опасную дорогу Запада…
Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти повсюду раздор начал признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему. Вот сокровище, вынесенное нами из нашей древней жизни, на которое с особой завистью смотрит разделенный в себе Запад, видя в нем неиссякаемый источник государственного могущества…
Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом. <…> Это чувство устремляет теперь нас к изучению нашей древней Руси, в которой конечно хранится первоначальный чистый образ нашей народности. Само правительство деятельно призывает нас к тому. Этим чувством роднятся и действуют заодно обе наши столицы, и то, что замышлено в северной, проходит через Москву, как через сердце России, для того, чтобы обратиться в кровь и живые соки нашего народа. Москва есть то верное горнило, в котором пережигается все пришлое с Запада и получает чистую печать русской духовности…
А. С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. – М., 1993. – С. 245-246.
Текст 2.
Самодержавие трактовалось как единственно возможная в России форма правления. При этом русскому народу приписывалась глубокая религиозность и монархизм.
Теория «официальной народности» стремилась доказать «исконность» и «законность» самодержавно-монархической формы правления в России и существующего в ней социального строя (крепостничества). Идеологи «официальной народности», прежде всего С.С. Уваров, объявляли крепостное право «нормальным» и «естественным» состоянием, одним из важнейших устоев России, «древом, осеняющим церковь и престол».Левин Ш.М. Общественное движение в России в первой половине XIX в. М.,1968 г.

Вопросы:
1)Назовите основные составляющие теории официальной народности? Чем ее обосновывает автор 1 текста?
2)В чем вы видите слабые места «теории»?
3)Докажите словами 2 текста, что его автор несколько предвзят в оценках данной теории и качеств русского народа. Его позиция предопределена эпохой 60-х гг.
Приложение 8.
Группа № 2.
Материал для изучения.
Текст 1.
Петр Яковлевич Чаадаев «Философическое письмо» (опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г.)
«Окиньте взглядом все пережитые нами века… вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания… Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя… Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли… Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее – иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, -вот печальная история нашей юности… По роковой воле судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения всех народов… Когда затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли бы воспользоваться идеями, расцветшими за это время среди наших братьев на Западе, если бы только не были отторгнуты от общей семьи, мы подпали рабству ещё более тяжелому… До нас же, замкнутых в нашей схизме (схизма – церковный раскол) ничего из происходившего в Европе не доходило. Нам не было дела до великой всемирной работы… нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценить себя; понять, что мы такое, выйти из лжи и утвердиться в истории. Тогда мы пойдем вперед, и пойдем скорее других, потому что пришли позднее их, потому что мы имеем весь их опыт и весь труд веков, предшествовавших нам».
Вопросы:
1)Почему, по мнению Чаадаева, Россия отставала в своем развитии от стран Европы? Согласны ли вы с его мнением?
2)Против каких положений теории официальной народности направлено письмо Чаадаева?
3)Какой путь преодоления отставания страны видит Чаадаев?
Текст 2.
А.С. Пушкин
Ответ П. Я. Чаадаеву.
Нет сомнения, что схизма отъединила нас от стальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий… но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это её необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена… Татарское нашествие – печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству… неужели все это не история, а лишь бледный полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история? А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел нас в Париж… Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… но клянусь честью, что ни за что на свете не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал.
Вопросы:
1)Какая общая проблема объединяет эти документы?
2)Чем отличаются взгляды П. Я. Чаадаева и А.С. Пушкина на русскую историю?
3)Как А. С. Пушкин относится к современному ему состоянию России?

Приложение 9.
Группа № 3. Рабочий лист.
Кодификация законов Российской империи. М. Сперанский.
Материал для изучения:
учебник В. Артемова, Ю. Лубченкова § 28, с. 177; материал из учебника В. Буганова, П. Зырянова, А. Сахарова с. 175-177.
Вопросы:
1)Что такое кодификация?
2)Кто возглавил работу по её осуществлению? Что вы знаете об этом государственном деятеле?
3)Чем «Свод законов Российской империи» отличался от «Полного собрания законов Российской империи»? Когда они были созданы?
4)В чем историческое значение кодификации законов?
5)Какой награды был удостоен Сперанский за свой труд?
6)Какие недостатки имела данная реформа законодательства?

Приложение10.
Группа № 4. Рабочий лист.
Реформа государственной деревни графа Киселева П.Д.
Материал для изучения:
Учебник В. Артемова, Ю. Лубченкова § 28, с. 177-178; материал из учебника В. Буганова, П. Зырянова, А. Сахарова с. 177-178.
Вопросы:
1)Какое место отводилось реформе государственной деревни в решении крестьянского вопроса? Назовите даты реформы.
2)Благодаря каким качествам Павел Дмитриевич Киселев сумел продумать и осуществить данную реформу?
3)Проанализируйте основные положения реформы.
4)Какие из нововведений крестьяне воспринимали с благодарностью, а какие вызывали у них недовольство? Что такое «картофельные бунты»?
5)Как отнеслись к реформе дворяне-помещики?
6)Как Николай I относился к вопросу об отмене крепостного права?
7)Какие новые права получили крепостные крестьяне?
8)Почему указ «Об обязанных крестьянах» (1842 г.) стал шагом назад по сравнению с указом «О вольных хлебопашцах» (1803 г.)?

Приложение 11.
Группа № 4.
Реформа государственной деревни Павла Дмитриевича Киселева (1837-1841 гг.)
Материал для изучения.
Работа с документом.
П.Д. Киселев. Предварительные соображения о преобразовании управления государственными имуществами (Извлечение)
Недостаток управления составлял до сего времени одну из важнейших причин, препятствующих благосостоянию государственных крестьян и благоустройству государственных имуществ.
…Управление государственными имуществами и крестьянами… для достижения надлежащего успеха следует сосредоточить в отдельном составе. На сем основании учреждается особое министерство государственных имуществ, а в губерниях – палаты государственных имуществ. Государственные имущества и крестьяне в губерниях разделяются на округи, волости и сельские общества.
… В губерниях в ведомство палат государственных имуществ отделяются все части управления государственными имуществами, все предметы попечительства над государственными крестьянами, свободными хлебопашцами и колонистами.
Для исполнения распоряжений палаты и ближайшего наблюдения на местах за благоустройством государственных имуществ и благосостоянием крестьян определяются окружные начальники… Окружным начальникам предоставить… дела, относящиеся до улучшения нравственного состояния крестьян, до гражданского их быта, строительной части, обеспечения продовольствия, хозяйства, податей, повинностей и защиты по судебным делам.
Земли и угодья оставляются в бессрочном пользовании обществ с предоставлением им права распределять земли между домохозяевами в том порядке, в каком они сами признают для себя удобнейшим.
Селения малоземельные или наделяются землею из свободных казенных участков, или из них производятся переселения на свободные казенные земли на основании особых правил.
Оброчная, следующая с государственных крестьян, подать, а равно подушная подать и земские повинности исчисляются по душам, но распределяются между сельскими обществами соразмерно местным выгодам от земли и промыслов каждого сельского общества.
В видах улучшения нравственности крестьян учредить для них приходские училища, для образования соответственного их званию; привлечь благонадежных священников в казенные селения назначением и порядка судопроизводствам приличного содержания.
Для наблюдения в казенных селениях полицейского порядка составить сельский полицейский устав, который содержал бы в себе общие и частные правила, необходимые для сведения и руководства поселян…
При общей безграмотности поселян, недоступности для них судебных форм и обрядов… учредить расправы: сельскую и волостную, и составить для них Сельский Судебный Устав, с изложением в нем порядка судопроизводства по спорам и тяжбам государственных крестьян об имуществах, проступках крестьян и наказаниях за оные и, наконец, порядка судопроизводства по проступкам.
Вопросы:
1)Составьте схему управления государственной деревней.
2)Назовите основные положения реформы государственных крестьян П.Д. Киселева.
3)Оцените историческое значение данной реформы.

Приложение 12.
Группа « 5. Рабочий лист.
Денежная реформа Е.Ф. Канкрина и её значение.
Учебник В. Артемова, Ю. Лубченкова § 28, с. 178-179; материал из учебника В. Буганова, П. Зырянова, А. Сахарова с. 178-179.
Вопросы:
1)Какие меры были предприняты правительством при Николае I для развития торговли и промышленности.
2)Охарактеризуйте экономические взгляды Егора Францевича Канкрина.
3)Назовите дату реформы.
4)Укажите её цели и основные положения.
5)Дайте анализ результатов и определите историческое значение реформы.
6)Какой недостаток отметили авторы учебника (В. Артемов и Ю.Лубченков) в финансовой деятельности Е.Ф. Канкрина? Выразите свое отношение к этой проблеме.
7)С какими другими денежными реформами можно сопоставить реформу Е.Ф. Канкрина?

Приложение 13.
Группа № 6. Рабочий лист.
Сущность бюрократического управления.
Изучить материал из учебника В. Буганова, П. Зырянова, А. Сахарова с. 173-174.
Вопросы:
1)Что такое бюрократия и бюрократический аппарат?
2)Почему именно бюрократия становится социальной опорой императора Николая I?
3)Объясните связь понятий бюрократия, централизация, коррупция, полицейское государство. Какие недостатки обнаруживает бюрократическая система?
4)Объясните выражение Николая I: «Россией правят столоначальники».
5) Почему Николай I не мог эффективно бороться с бюрократией?
6)Каким должен быть государственный чиновник? Приведите примеры известных российских чиновников, достойных, на ваш взгляд, наибольшего уважения.

Приложение 14.
Группа № 7. Промышленный переворот в России. Железные дороги.
Вопросы:
1)Что такое промышленный переворот?
2)Дайте анализ статистической информации о промышленном перевороте в России.
Сделайте все возможные выводы.
3)Дайте оценку экономической политике Николая I с точки зрения показателей её экономического развития.
На территории европейской России сформировался центрально-промышленный район. Москва с городами прилегающих губерний (Ярославской, Костромской, Тверской, Владимирской, Нижегородской, Калужской) специализировались на производстве изделий легкой промышленности (текстильной, деревообрабатывающей, кожевенной). На северо-западе крупным промышленным городом был Петербург. Металлургическим центром оставался Урал, самыми крупными – Нижне-Тагильские заводы Демидовых, купленные затем Яковлевым.
Число промышленных предприятий в России.
Годы 1804 1825 1850
Предприятий/ рабочих (в тыс.) суконных 155/26 324/63 492/81
бумаготкацких 199/6 484/47 480/79
Полотняных 285/28 196/26 122/14
Шелковых 328/9 184/10 395/17
Сахарных 7/108 43/1,3 354/37
Железных и чугунных 26/4 170/22 416/72,5
Численность рабочих на промышленных предприятиях.
Вольнонаемных Посессионных Вотчинных
1804 г. 45,6 тыс.(47%) 30 тыс. (31 %) 19 тыс. (20 %)
1815 г. 95 тыс. (55 %) 29 тыс. (17 %) 47 тыс. (27 %)
1825 г. 114, 5 тыс. (54 %) 29 тыс. (14 %) 66 тыс. (31 %)
1860 г. 493, 7 тыс. (87 %) 11 тыс. (2 %) 59 тыс. (10 %)
Всего фабрик к 1850 г. – около 10 тыс.
Всего рабочих – около 518 тыс. чел.
В 1822 г. продукция черной металлургии достигала 9 млн. пудов чугуна и 6 млн. пудов железа; в 1831-1839 гг. соответственно – 10 млн. и 6 млн.; к 1858 г. выработка чугуна доведена до 17 млн. пудов, железа – до 12 млн. пудов. Средний годовой прирост – 1%.
Производилось чугуна в 1860 г. (в млн. пудов)
В России 17 По производству чугуна Россия занимала 8 место в мире.
В Англии 240 В Австрии 19 В Пруссии 27
Приложение 15.
Группа № 7.
Материал для изучения.
Промышленный переворот в России. Железные дороги.
Вопросы:
1)Какую роль в промышленном перевороте выполняло железнодорожное строительство?
2)Как вы понимаете слова Шевалье о том, что железные дороги – путь к революции?
3) Почему Николай I, боровшийся с революцией, принялся за строительство железных дорог в России?
4) Когда и где была построена Николаевская железная дорога? Какова была цена её строительства?
5)Дайте оценку экономической политике Николая I с точки зрения показателей экономического развития. Какую роль в промышленном перевороте сыграла личность царя-инженера Николая I?
О железных дорогах.
<…>…против постройки железных дорог выступили министр финансов Канкрин и главный управляющий путями сообщения граф Толь. Тот и другой доказывали, что в России строительство железных дорог «скорее зло, нежели благодеяние». Зло, прежде всего, политическое, поскольку они стимулируют «непоседливость – болезнь нашего времени», они сделают «еще более подвижным и без того недовольное оседлое население». Толь, ссылаясь на французского экономиста Шевалье приходил даже к выводу и о том, что железные дороги не что иное, как прямой путь к революции. «Перевозка пассажиров по железной дороге, -цитирует он Шевалье, - есть самой демократическое учреждение, какое только можно придумать для преобразования государства».
Но царь, ко всеобщему удивлению, в начале 1842 г. приказал строить железную дорогу между Москвой и Петербургом. Он полагал, что подвижность населения в случае надобности можно пресечь, а подвижность верной правительству гвардии при угрозе народного возмущения возрастет настолько, что, по его словам, «через железную дорогу Петербург будет в Москве, а Москва в Петербурге». Проект дороги был разработан выдающимися русскими инженерами П.П. Мельниковым и Н.О. Крафтом. Её строительство, продолжавшееся до 1851 г. в сложных условиях привлекло всеобщее внимание. Поражала не только грандиозность работ. На постройку дороги были согнаны сотни тысяч крепостных крестьян. Взяточничество и произвол подрядчиков и чиновников, ужасающие условия труда рабочих вновь с особой остротой ставили вопрос о крепостнических порядках по всей стране.
Приложение 16.
Группа № 7.
Промышленный переворот в России. Железные дороги.
Вопросы:
1)Где была построена первая железная дорога в России? Как назывался первый паровоз?
2)Дайте анализ статистической информации о протяженности железных дорог в Европе, Америке и в России.
3)Дайте оценку экономической политике Николая I с точки зрения показателей её экономического развития.
Транспорт. О железных и шоссейных дорогах. Судостроение.
Первые железные дороги в России были конно-чугунными и сооружались на территории горнодобывающих заводов. В 1810 г. проложена дорога (в 1,8 км) между шахтами и доменным цехом на Колываново-Воскресенских казенных заводах на Алтае. Инженер – П.К. Фролов. Первая заводская дорога (0,8 км) с паровой тягой проложена в 1834 г. на Нижне-Тагильском металлургическом комбинате Демидовых по проектам крепостных изобретателей Е.А. и М.Е. Черепановых. В 1837 г. открылось движение по первой общественной дороге Петербург-Царское Село протяженностью в 21 версту. В 1838 г. действовала 25-верстная дорога Петербург-Павловск. На дороге использовались английские локомотивы-гиганты фирмы Гакворда. Первый русский паровоз «Проворный» построен в 1837 – 1838 гг. В 1842-1851 гг. строится Петербургская Московская (Николаевская) железная дорога протяженностью в 656 верст. Для её сооружения задействован труд 300 тыс. рабочих, использовано около 5 млн. пудов рельсов… Затраты составили 72, 3 млн. рублей.
Верста – равнялась 1067 м.
Протяженность железных дорог в Европе и Америке (в км).
Страны/ годы 1830 1840 1850
Австрия - 443 1754
Англия 138 1349 10656
Бельгия - 380 820
Германия - 462 5939
США 40 3630 12779
Франция 37 497 3083
Россия - 27 381
Основным видом транспорта являлся гужевой (перевозка грузов и пассажиров на лошадях по грунтовым дорогам). В 1834-1851 гг. велось строительство первой шоссейной дороги (Москва - Петербург) протяженностью в 680 верст. Время в пути в дилижансе из Москвы в Петербург – 80 часов. К 1855 г. проложено около тыс. верст шоссейных дорог.
Речной и морской транспорт.
50% всех перевозок приходилось на Волжскую водную систему. На Волге грузовые баржи тянули бурлаки. Появляются речные суда с паровым двигателем. Первый российский пароход «Елизавета» построен в 1815 г. К середине 1830-х гг. число пароходов достигло 52. К 1860 г. более 300 пароходов ходили по речным и морским путям. Скорость передвижения оставалась низкой. Грузы из Астрахани в Петербург доставлялись за 7 месяцев.
Приложение 17.
Тест по теме «Внутренняя политика Николая I»
Вариант 1.
1)Комиссией по кодификации российского законодательства руководил:
А) М.М. Сперанский
Б) А.А. Аракчеев
В) А.Х. БенкендорфГ) П.Д. Киселев
2) Какое из названных событий произошло позже других?
А) издание Полного собрания законов Российской империи
Б) создание III Отделения С.Е.И.В. Канцелярии
В) принятие «чугунного» цензурного устава
Г) учреждение министерств
3) Первая железная дорога соединила:
А) Петербург и Москву
Б) Петербург и Царское Село
В) Петербург и Варшаву
Г) Петербург и Вену.
4) Власти обязали государственных крестьян работать на «общественной запашке» для того, чтобы
А) обеспечить регулярное поступление налогов
Б) обеспечить крестьян от неурожаев зерна
В) приучали крестьян больше сажать картошку
Г) обеспечить поставки картофеля на мировой рынок
5) Что стало основой денежного обращения при Николае I:
А) золотой червонец
Б) серебряная копейка
В) серебряный рубль
Г) золотой рубль

Приложение 18.
Тест по теме: «Внутренняя политика Николая I».
Вариант 2.
1)Что из названного относится к причинам ужесточения внутренней политики России при восшествии на престол Николая I?
А) революция во Франции
Б) рост числа выступлений рабочих
В) рост числа крестьянских восстаний
Г) восстание декабристов
2) Кодификация законов – это…
А) написание новых законов
Б) устранение законов устаревших, вышедших из употребления
В) систематизация законов, устранение противоречий и создание единого кодекса
Г) изменение порядка принятия законов в стране.
3) В 1826 г. граф Бенкендорф возглавил:
А) III Отделение СЕИВ Канцелярии
Б) V Отделение СЕИВ Канцелярии
В) Государственный Совет
Г) министерство народного просвещения
4) Укажите положения реформы государственных крестьян П.Д. Киселева:
А) государство наделяло крестьян землей по 2 десятины на двор
Б) взимание податей с крестьян обусловливалось качеством земли
В) крестьяне привлекались к принятию местных законов
Г) широко внедрялись посадки картофеля
5) Какая теория стала официальной идеологией Российской империи?
А) теория «официальной народности»
Б) теория славянофилов
В) теория западников
Г) теория общинного социализма

Приложение 19.
Презентация к уроку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения //Педагогика.2009.№4.С.18-22.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя.- М.: ВИТА, 2011.
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М.,2005.
Кашицына И.А. Педагогический проект по теме «Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции учащихся» http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/10/14/proekt-rol-dialoga-na-uroke-istorii-v
Использование технологии «Дебаты» в преподавании учебных предметов на профильном уровне и элективных учебных предметов: сб. статей / сост. А.Н. Логинова. - Ярославль: ИРО, 2007. 32 с.
Кан – Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 190 с.
Киселева, Т.Г., Коточигова Е.В. Коммуникативная компетентность педагога: методическое пособие. - Ярославль: ИРО, 2005. 64 с.
http://www.rusempire.ru/rossijskaya-imperiya/imperatory-rossijskoj-imperii/63-nikolaj-i-pavlovich-romanov.html - Российская империя. История государства Российского.
http://istorik.ucoz.com/index/rossija_v_xix_veke/0-93 - документы, презентации, карты, литература по отечественной истории.