Урок по окружающему миру Растения-часть живой природы


Тема. Растения - часть живой природы. Органы растений. Разнообразие растений.
Цель. Познакомить учащихся с разнообразием растительного мира, с растением, как частью живой природы; формировать представление о строении растения, о значении каждого из его органов. Учить различать органы растения, формировать умение и навык различать деревья, кустарники и травянистые растения, формировать исследовательские умения и навыки.
Развивать у учащихся наблюдательность, логическое мышление, память, творческие способности.
Воспитывать любовь к природе, к родному краю, гуманное отношение ко всему живому, прививать эстетические чувства.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
- Ребята, давайте вспомним , что вы уже знаете об окружающей природе.
- Скажите, на какие две части можно разделить всю окружающую нас природу? ( Живую и неживую)
- Что относится к неживой природе? Чтобы быстрее вспомнить, отгадайте загадки.
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. ( Солнце)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! ( Вода)
Всю жизнь с ним живём, а ни разу не видели. ( Воздух)
Вечером рассыпался горох, утром встал- нет ничего. ( Звёзды)
Крашеное коромысло над рекой повисло. ( Радуга)
- О чём мы ещё не вспоминали? ( Почва, месяц, горы)
А сейчас синоптик нам расскажет об изменениях в неживой природе на ближайшие сутки.
Синоптик. – Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу вам рассказать о погоде на ближайшие сутки. Ожидается переменная облачность без осадков, ветер северо-восточный, температура ночью-__, днём-__.
А сейчас немного о зимних изменениях в природе. Много признаков у зимы.
Ярко светит, но не греет….. ( солнце)
День…. ( короткий), а ночь…. ( длинная).
Мороз крепчает, весело скрипит под ногами снег.
Замёрзли… ( речки), почва укрылась…. ( снегом)
- Молодцы, ребята, вы хорошо знаете признаки зимы. Одевайтесь потеплее. Всего доброго. Спасибо за внимание.
- А сейчас давайте вспомним о живой природе. Что относится к живой природе?
( Растения, животные, человек)
Чем живая природа отличается от неживой?
Сообщение темы и цели урока.
- Вы, наверное, догадались, что сегодня мы начнём знакомство с живой природой. А какую её часть будем изучать, узнаем, разгадав кроссворд. Ключевое слово кроссворда и будет темой сегодняшнего урока.
БЕРЁЗА
ПШЕНИЦА
СВЕКЛА
ТРАВА
ЕЛЬ
ОДУВАНЧИК
ШИПОВНИК
ЗЕМЛЯНИКА
Стоит Алёна, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. ( Берёза)
Весной – травой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
К столу- булочкой душистой. ( Пшеница)
Как слива, темна.
Как репа, кругла.
На грядке силу копила.
К хозяйке в борщ угодила. (Свекла)
Под осень умирает
И вновь весною оживает-
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт она всё лето.
Коровам без неё – беда.
Она- их главная еда. ( Трава)
Зимой и летом одним цветом. ( Ель)
Я шарик пушистый, белею в чистом поле.
А дунул ветерок- остался стебелёк. ( Одуванчик)
Он шипы свои выставил колкие,
Шипы у него, как иголки!
Но мы не шипы у него соберём-
Полезных плодов для аптечки нарвём. ( Шиповник)
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки,
Кто любит меня, тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
- Тема нашего урока « Растения». Сегодня вы узнаете ,почему растения относятся к живой природе, из каких органов они состоят.
IV. Изучение нового материала.
Объяснение учителя( с использованием таблицы « Строение растений»)
- В природе существует множество видов растений.Вы наверное, были в лесу и видели, что растительный мир очень богат и разнообразен.
- Ребята, из изученного ранее вспомните, на какие группы делятся все растения.
1. Деревья.
2. Кустарники.
3. Травянистые растения.
- Правильно. Есть такие растения, которые растут сами, а есть такие, которые выращивают люди. Но у них есть что-то общее. Как вы думаете, что?
Все растения имеют общее строение. Каждое из них состоит из частей, которые называют органами. Каждый орган имеет своё название: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.Корень растения. Он находится в почве. С помощью корня растения получают питательные вещества.
Стебель. На нем растут листья, цветы, плоды. По стеблю питательные вещества движутся к листьям, цветам, плодам.
Листья . Они чаще зелёного цвета. Бывают гладкие, шершавые, круглые, овальные.
Цветок. У каждого растения цветок различен по форме, величине, цвету. С помощью цвета цветы привлекают к себе насекомых, которые их опыляют.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Для здоровья, для порядка
Дружно делаем зарядку:
Головою два кивка
И в ладоши два хлопка,
Вот мы к люстре потянулись,
Вот присели, разогнулись.
Вправо-влево наклонились
И на месте покружились.
На носок, потом на пятку
Дружно делаем зарядку.
Работа над статьёй учебника.
Работа по карточкам ( Подписать органы растений)
Закрепление и осмысление знаний.
- А сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. Как вы думаете, какие растения там можем увидеть?
1. Игра « Деревья ,кусты, травы»
2. Расшифруй названия растений.
УБД ( дуб)
НАСОС ( сосна)
АРЕБЗЕ ( берёза)
ЦРЕГОУ ( огурец)
- Какое растение здесь лишнее? Почему?
- Ребята, а сейчас мы с вами попали на лесную поляну, где произошёл спор между частями растений. Корень, стебель, лист, цветок и семя поспорили ,кто из них важный. Помогите разрешить спор.
( Учащиеся разыгрывают спор)
Корень
Я тут самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение! Я и людей, и животных кормлю. Я ещё и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту изготавливают. Только то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности.
Лист.
Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за мой счёт. Это я готовлю растениям питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно поливать, кормить, укрывать. Да и дышится возле меня легко.
Стебель.
- Ой, какие вы и важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листу. Это же мои тоненькие трубочки – волокна, пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Я работаю, не покладая рук. Поднимаю вверх ветви с листьями, и располагаю их так, чтобы все увидели солнышко.
Цветок.
-Какие вы наивные! Всё, что вы делаете, это всё для меня. Не будет меня- не будет и семян, а не будет семян- не будет и растения! Так что будет цветок, значит, будет и семя. А значит, и растение будет!
Семя
Ваши споры пустые! Я самое главное! Всё, что вы взяли из почвы, воздуха, воды – это всё для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению. Из меня развивается и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новое семя.
- Почему листья не могут жить без корня?
- Какое значение имеет цветок для растения?
Почему семя утверждает, что оно самое главное?
- А как вы считаете, кто из них главный и почему?
- Растения-это живые организмы. Наблюдая за растениями, можно заметить, что они растут, изменяя свой внешний вид, они по своему двигаются. Корни растут и расплетаются в почве, листья и цветы поворачиваются к солнышку.
Ребята, самые прекрасные представители растительного мира – это цветущие растения. Сейчас мы с вами очутимся на цветочной поляне. Посмотрите видеосюжет и скажите, по каким признакам видно, что цветы живые?
( Просмотр видеоролика о цветах)
Итог урока.
- Вот и закончилась наша прогулка. Конечно, за короткое время мы не смогли всё узнать о растениях. Разговор о них и знакомство с ними только начаты. Но я думаю, что сегодняшний урок у вас пробудит интерес и подтолкнёт к самостоятельному поиску новых интересных знаний о растениях. А потом вы поделитесь с нами своими находками. А чтобы ещё больше вас заинтересовать этой темой, я приготовила для вас интересные сведения о растениях.
Интересно знать!!!
Некоторые травы бывают очень высокие: подсолнечник достигает высоты 2 м, банан 6-7 м. А ещё есть трава, которая выше и крепче некоторых деревьев. Это бамбук.
Самое высокое дерево в мире- секвойя вечнозелёная. Имеет высоту до 110 м.
Самый большой цветок на земле- раффиция. Имеет в диаметре 1 м, а весит 6 кг.
- Сегодня на уроке вы много узнали нового о растительном мире. Свои новые знания вы запишите на лучиках солнышка, которое находится перед вами.
( Учащиеся подписывают лучики солнышка)
Домашнее задание.