Внеклассное мероприятие по теме Птицы Птицы- наши пернатые друзья


Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя
(КВН)
Цели и задачи:
Прививать любовь к птицам
Познакомить учащихся с многообразием мира птиц
Воспитывать у учащихся бережное отношение к птицами природе в целом
Развить творческие способности
Углубить теоретические знания учащихся по биологии
Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по данной теме
Формировать у школьников интерес к изучению окружающего мира
Повторить и закрепить знания учащихся об отличительных особенностях птиц
Развивать память, мышление
1. Вступительное слово педагога.
Здравствуйте, ребята! Тему сегоднешнего КВН вы узнаете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … ( птица).
Значит, сегодня мы будем говорить о птицах. Многие из них могут нас удивить, поверьте мне. Мы рады приветствовать всех кто собрался на наш праздник, посвященный птицам. Сегодня мы проводим КВН “Птицы – наши друзья».
Предварительно вы разбились на 2 команды. Прошу представить название и эмблему каждой команды.
I. Вступительная часть. Представление команд.
Ведущая. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на КВНе. 2 команды 7класса
Позвольте представить членов нашего уважаемого жюри (представление жюри).
Прежде чем мы начнем игру, мне хотелось бы сказать, что КВН наш будет посвящен живой природе, братьям нашим меньшим, а именно птицам, без которых жить на нашей планете было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение, которое оживляет наши поля, сады и леса, доставляя людям истинное наслаждение, способно улучшить настроение. Птиц называют властелинами воздуха. Они повсюду – нет на нашей планете такого уголка, в котором бы ни разу не побывали крылатые странники. Птицы в океане и над океаном, в горах и над самыми высокими вершинами, в пустынях и над ними. Всего на земном шаре насчитывается около 8600 видов пернатых.
- Ребята, вам предстоит ответить на интересные вопросы, посостязаться в находчивости и смекалке. Желаю всем удачи и победы!
Конкурсная программа.
1. К о н к у р с - Представление команд (до 5 баллов)
2. К о н к у р с Домашнее задание .
Листовка, увидев которую нам всем захотелось бы помогать птицам зимой.( до 5 баллов)
3. Р а з м и н к а «Бей ответом прямо в цель».( баллы за правильные ответы)
Ведущая. А сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди, то есть «Бей ответом прямо в цель»! Команды тянут жребий.
1 Какого числа отмечается международный день птиц? (1 апреля.)
2. У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)
3. Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)4. Сколько насекомых может поймать за лето одна ласточка?( до 1 млн.)
5. Кто кукует – самец или самка кукушки? (самец – кукух)
6. Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи)
7. Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
8.Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)
9.Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос, свыше 5,5 метров.)
10. Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)
11. У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов.)
12. Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)
13. Кого называют царем птиц? (Орла.)
14. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и жёлтым брюшком. (синица)
15. Какой вид парусных кораблей называется так же, как большая морская птица?(фригат)
16.Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист.)
17.Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)
18.Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)
19. Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)
20. Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)
21. Птичий домик. (Гнездо.)
22. Какая птица кричит кошкой? (иволга)
23. Какие птицы в южноамериканской стране Перу «работают» дворниками?(Грифы)
24. Клуша(Кудахчущая наседка)
25.Лесная курица из поговорки: «Глухой, как ...». (Тетерев.)
26. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной? ( снегирь)
27.Птица-кашевар из детского стишка. (сорока.)
28.Пользу или вред приносит человеку синица зимой, когда все насекомые спят? (Пользу, синицы питаются спрятавшимися насекомыми.)
29. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (одинаковая.)
30.Какая птица является ближайшей родственницей снегурочки? (снегирь.)
31. Какая птица со времен древних греков считается символом мудрости и познания? (сова.)
32. Какая птица дала название мужской рубашке? (сорока, рубашка – сорочка.)
33. Где зимуют синица и трясогузка? (Синица – в наших краях, трясогузка улетает в теплые края.)
34.Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? (кукушка не вьет гнезда.)
35 Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (куропатки, тетерева, рябчики, глухари.)
36.Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (ворон)
Ведущая. Пока жюри подводит первые итоги, отгадайте загадку: В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей. (кормушка.)
4.К о н к у р с знатоков пословиц и поговорок. Готовят ребята(кто победит – 5 баллов)
Ведущая. Какой же счет у наших команд? (Члены жюри объявляют, сколько баллов получили команды) Соревнование команд продолжается. Следующий конкурс на лучшие знания пословиц и поговорок. Какая команда знает больше пословиц и поговорок о птицах (ПОВТОРЯТСЯ НЕЛЬЗЯ) . Капитаны тянут жребий кто начинает первый.
Жюри подводит итог.
Варианты ответов:
Брови соболиные, очи соколиные, сам орёл
Будет в голубятне корм, голуби слетятся
Было время, когда и для нее соловьи пели
В одних перьях всю жизнь не проходишь
В осень и у воробья пиво
В осень и у вороны копна, не только у тетерева
В своем гнезде и ворона коршуну глаза выклюет
Видна птица по полету
Видна сорока по полету, а молодец по походке
Видом орёл, а умом тетерев
Воробьи до ста лет прыгают
Ворон ворону глаз не выклюет
Ворона летала, да ястребу в когти попала
Ворона прямо летает, да за море не попадает; касатка крюками виляет, да за морем бывает
Все знает: сорочьи яйца ел
Всяк кулик на своем болоте велик
Всяк кулик свое болото хвалит
Всякая птица свои песни поет
Всякая птица своим голосом (свои песни) поет
Всякая птица своим клювом сыта (кормится)
Всякая птица своим пером красуется
Всякая птица тепло ищет
Всякая птичка сети боится
Всякая сорока от своего языка погибает
Всякий кулик на своем месте велик
Выехал на поле соловей - жаворонков считать
Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала
Где курицы - красавицы, там и петухи - молодцы
Где птица не летает, а свое гнездо знает
Гусь слетав за море, становится болтлив, как утка
Далеко кулику до Петрова дня
Дело не сокол, не улетит
Деньги как птицы, улетают и прилетают
Деньги что гальё (галки), все в стаю сбиваются
Для тебя курица кудахчет, для меня - несется
Дружные чайки и ястреба одолеют
Если мир затопит вода, разве утка станет горевать?
Если ты курица, то почему несешь гусиные яйца?
Ждала сова галку, да выждала палку
Ждет, как ворон кости
Жена что лебедь-птица вывела детей вереницу
Журавль высоко летает, а от воды не отбывает
За морем и синица - птица
Знает и ворона, в чем оборона
Знает сорока, где зиму зимовать
И без петуха рассветет
И большому гусю не высидеть теленка
И гусь от гнезда отводит
И гуся на свободу тащат, да в щи
И кулик в своем болоте велик
И кулик чужую сторону знает
И орёл выше солнца не летает
И петух на своём пепелище храбрится
И петух свои часы знает
И птица в одно перо не родится
И птица, выкормив птенца, его летать учит
И птицы весною парочками летают
И сокол выше солнца не летает
И у курицы сердце есть
И черный ворон вещает, да невпопад
Изба без детей, что гнездо без птиц
Кабы нашего сокола вабило не сманило, сто лет бы сидел
Каждая курица свой насест знает
Каждая курица свой насест хвалит
Каждая птица в своем гнезде хозяйка
Каждая птица свое гнездо хвалит
Каждая птица своим носом кормится
Каждый кулик свое болото хвалит
Каждый петух своим голосом поет
Как назначат в лесу воеводой лису, пера будет много, а птицы нет
Как ни зол лебедь - и он своих яиц не бьет
Как одна сорока хвост задерет, то за нею и все
Как птица живет: не сеет, не жнет
Когда бедняк ест курицу, значит или он болен, или курица
Коль есть петухи и куры - будут и цыплята
Коню брод, а курице потоп
Красна птица пением (перьем), а человек - умением
Красна птица пером, а человек умом
Красна птица перьем, а человек учением
Кричит, как выпь
Куковала бы кукушка на свою голову
Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать
Кукушка на радость в бору, ребенок на радость в дому
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку
Кулик на месте соколином на будет птичьим господином
Кулик не велик, а все-таки птица
Курица в гнезде, яички неизвестно где, а ты уж в Охотный ряд цыплятами торговать
Курица по зернышку клюет да сыта бывает
Курица кудахчет в одном месте, а яйца кладет на другом
Курица по одному яйцу несет
Ласточка день (весну) починает, а соловей кончает
Летает, значит птица
Либо в сук, либо в тетерю
Либо дупель влет, либо стрелка в лоб
Либо утку хлоп, либо парня в лоб
Лучше воробей в руке, чем петух на кровле
Лучше голубь в тарелке, чем глухарь на току
Лучше синица в руках, чем журавль в небе
Мал соловей, да голос велик
Мала ворона, да рот широк
Мала птица, да и та свое гнездо бережет
Мала птичка, да ноготок востер
Мало-помалу птичка гнездо свивает
Мертвым соколом и вороны не затравишь
Мертвым соколом утки не затравить
Метил в ворону, а попал в корову
Метил в тетерю, а угодил в сук
Мокрая курица, а тоже петушится
Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел
Молодость пташкой, старость черепашкой! 
Мошнику вся зима за одну ночь
На кукушкиных яйцах не высидишь цыплят
На обглоданную кость сорока не падка
На словах - орёл, на деле - мокрая курица
Народу служить, не ворон ловить
Наряд соколиный, а походка воронья
Не будь петуха, разве утро настанет
Не велика синичка, да та же птичка
Не петь было рано пташечке, не съела б кошечка
Не птицу сватать, а девицу
Не разбив яиц, не сделаешь яичницы
Не растет лопух выше ясеня, не летит петух выше ястреба
Не робей, воробей (дерись с вороной)
Не та земля дорога, где медведь живет, а та, где курица скребет
Нет дерева, на которое бы птица не садилась
Овсянке на радость кукушка яичко снесла
Одна ласточка весны не делает
О том кукушка кукует, что своего гнезда нет
Перелетный соловей: то на сосну, то на ель
Пишет как курица лапой
Понравился сатана лучше ясного сокола
Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит птица на отлете)
Птица с когтями варится быстрее, чем с перепончатыми ногами
Птицу по перьям знать, сокола по полету
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой
Пуганая ворона куста боится
Разве могут ласточки и воробьи знать думы аиста
Ранняя птица зубки теребит (носок прочищает), поздняя глазки продираетРано пташка запела, как бы кошка не съела
Рожею сокол, а умом тетерев
Рыба и утка не наполняют желудки
Рыбка да утка сделают без обутка
Рыбки да рябки - потерять уповодки
Рыбки да рябки - прощай, деньки
Рыбы живут в глубине, птицы - на берегу
Свинья не родит сокола
Сера утица - охота моя, красна девица - зазноба моя
Скажется птица посвистом
Скажешь днем - подслушают птицы, скажешь ночью - подслушают мыши
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
Сокол - вороньи перья
Сокол мал, да удал
Сокол с места, а ворона на место
Соколу лес не в диво
Соловей берет пением, а человек - умением
Соловья баснями не кормят
Соседская курица всегда выглядит гусем
Старого воробья на мякине не проведешь
Стащив цыпленка, ястреб вернется за вторым
Стрелял в журавля, а попал в воробья
Стрелял в сыча, а попал в усача
Счастье вольная пташка: где захотело, там и село
Счастье как жар-птица - не каждому дается
Тяжбу завел - стал гол, как сокол
У всякой пташки свои замашки
У маленькой птицы и гнездо маленькое
Худа та птица, которой гнездо свое не мило
Цыплят по осени считают
Чай, примечай, куда чайки летят
Яйца курицу не учат
Ястреб ловит - коршун отнимает
5.К о н к у р с . реклама птицы
6.Конкурс « Жалоба птицы» Ребята у птиц и зверей накопилось очень много жалоб к людям.
«С одной стороны, нам грех жаловаться: зимних столовых у нас немало. Люди о нас заботятся. Спасибо им! Но вот меню уж очень однообразное: замерзлая каша, хлебные крошки. Да не всегда нам и этот корм достается: то ветров его сдует, то снегом засыплет, а то и вовсе положить его забудут! Безобразие!
Однажды прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть навес сделали бы, что ли. А сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина, где арбузные и дынные семечки?
Попробуйте отгадать какие птицы нам прислали жалобы.
1. Ох, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня не красивые. Считают, что я приношу несчастья. А разве это так? Если бы не я , кто-то сидел бы без хлеба. Поэтому хорошо подумайте или обижать меня или  уважать нужно?(сова)
2. Я зимую на юге, уж больно холодно и голодно дома зимой, но как только чуть-чуть потеплеет, я спешу домой в родные Донбасские степи. Люди говорят вернулась я домой быть теплу. А пою я как звонко, далеко меня слышно, но не видно. И гнёздышко своё я так искусно прячу, что в серой траве и не заметишь. Как только, непрошенный гость оказывается рядом с гнездом я претворяюсь больной и слабой. А ну-ка, попробуй поймай меня. Но и мне тяжело. Уж больно много жалоб накопилось к человеку, то степь распашут, то подожгут траву, то коровы и козы так и норовят раздавить моё гнёздышко,а однажды в моё гнездо прилетел кулёк целофановый. Уж больно много мусорит человек, куда не посмотришь в траве пластмассовые бутылки, целлофановые кульки, которые ветер подхватив разносит на тысячи км. Безобразие! Примите меры. Спасите нас !» ( Жаворонок)
Звучит запись песни «Жил отважный капитан» (муз. И. Дунаевского).5. К о н к у р с к а п и т а н о в.
(Капитаны должны задать по 5 вопросов сопернику)
6.К о н к у р с «конкурс веселых художников».
Ведущая
Поиграем в игру, которая называется «конкурс веселых художников».
3 участника от команды.Завязывает им глаза и предлагает дорисовать на картине птицу: клюв, лапы, крылья, хвост и глаза, после чего капитаны закрашивают нарисованных птиц.
7. Конкурс Птицы барометры погоды
Ведущая. А сейчас надо будет назвать каждой команде по очереди как по поведения птиц предсказать погоду.
Варианты ответов
1.Если запел снегирь, а сорока лезет под стреху, – знай, быть вьюге.
2. Если же воробьи забираются в хворост и с утра пищат синицы, жди усиления мороза.
3. Если вороны устраивают в небе хороводы – быть снегопаду, садятся на землю – жди оттепели.
4. Если ворон на нижних ветвях деревьев – значит, скоро поднимется ветер.
5. Каркают вороны всей стаей – к морозу.
6.Воробьи дружно расчирикались – будет оттепель.
7. Ворон летит и каркает – к дождю.
8. Мелкие птички собираются в кучу – к дождю.
9. Сова кричит – на холод.
10. Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.
11. Ворона кричит зимой – к метели.
– Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
12. Птицы перед теплом садятся на верхушки деревьев.
Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороза.
13. Снегирь зимою поет – на снег, вьюгу и слякоть.
14. «Гуси носы ховают (прячут) под крылья – на холод и стужу
Ведущая. Радует, что команды знают много примет.
Пока жюри подводит итоги
К о н к у р с загадок (со зрителями).
8.К о н к у р с какая команда знает больше песен о птицах
9.К о н к у рс поиграем Спасём яйцо
Какая команда быстрее в столовой ложке не разбив перенесёт яйца в гнездо
Загадки
Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет? (сорока.)
Кто присел на толстый сук
И стучит: тук-тук, тук-тук? (дятел.)
Что за птица – мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У нее птенцы в гнезде? (клест.)
Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)
Северные гости.
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (свиристели.)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (воробей.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь: кружат двадцать пар
И кричат: кар! кар!
Он по-рабочему одет –
Удобно, просто, ловко.
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (дятел.)
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (снегирь.)
Всех я за день навещу,
Все, что знаю, расскажу. (сорока.)
Кто летает темной ночью
И схватить мышонка хочет? (сова.)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (воробей.)
Он в своей лесной палате,
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (дятел.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица.)
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (сова.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока.)
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? – На березе
Яблоки поспели. (снегири.)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит. (воробей.)
Главный лесной барабанщик. (дятел.)
Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (воробей.) - Я весь день ловлю жуков,
Ем, букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей)

- Всех я за день навещу,
Все, что знаю, расскажу. (Сорока)

- Он в своей лесной палате,
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче. (Дятел)

- Cпинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

- У нее глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем. (Сова)

- Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

- Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо? На березе
Яблоки поспели. (Снегири)
III. Правила обращения с птицами.
Ведущая. Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы.
– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)
– А наносит ли вред птицам человек, какой?
– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
● Не разорять гнезда.
● Не ловить и не убивать.
● Не трогать яйца и птенцов.
● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.
● Делать кормушки.
● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)
● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).
IV. Итог.
Ведущая. Молодцы! Вот и подошел к концу наш КВН. Спасибо всем, кто принял в нем участие. На прощание хочу сказать еще несколько слов о пернатых. Ученые подсчитали общее число птиц на Земле. Их примерно 100 млрд, то есть всего по 20 (клювов) на человека.
Вы знаете, что:
1. Из каждого 10-го зимой погибает 9.
2. Птенцы одной синицы, погибшей за зиму, могли бы уничтожить до 1 080 000 насекомых.
3. Что насекомоядные птицы (синицы) не выносят и дня голодания.
4. Зимующие птицы, наевшись, не садятся спать или отдыхать, как куры, а с еще большей энергией начинают искать насекомых.
Ведущая. А сейчас жюри объявит победителей, (вручение грамот).
Ведущая.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.
П. Старшинов