Технологическая карта урока окружающего мира Что растёт на клумбе?


Технологическая карта урока
Учитель МАГРИЦКАЯ ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Класс 1 В
Предмет Окружающий мир
Тема Что растет на клумбе?
Тип урока ОНЗ
Цель Знакомство с декоративными растениями клумбы, цветника.
Задачи Образовательные: учить распознавать растения с помощью атласа-определителя.
Развивающие: развивать умения ставить и разрешать проблему; адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач; тренировать способность к  выявлению причины затруднения  в  учебной деятельности, к самооценке, к рефлексивному анализу своей деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к учению, к процессу познания; создание атмосферы сотрудничества учителя и учащихся, воспитывать бережное отношение к природе.
УУД Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки: краткое описание декоративного растения.
Формулировать и удерживать учебную задачу.
Основное содержание темы, термины и понятия Декоративные растения, клумба, цветник, космеи, георгины, астры, петуньи, календула, бархатцы и др.
Технологии Проблемное обучение, групповые, информационно-коммуникационные.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
Окружающий мир
Изобразительное искусство Информационный материал
Учебник. Окружающий мир.1 класс. А.А. Плешакова
Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 1 класс. А.А. Плешаков  
Интерактивный материал
Презентация
Фронтальная.
Другие формы работы:
Индивидуальная,
работа в парах.
Дидактическая
структура
урока Деятельность
Учеников Деятельность
Учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент Проверяют, всё ли готово к началу урока Контроль, создание благоприятной психологической атмосферы в классе Друг другу улыбнуться. Личностные (формирование позитивного отношения к себе и окружающим)
Регулятивные (контроль)
Повторение
Отвечают на вопросы Проводит опрос, тест Демонстрация комнатных растений для определения их названий. Вспомнить названия комнатных растений  Познавательные (осознанное построение высказывания)
Коммуникативные (умение выражать свои мысли в связи с условиями и задачами коммуникации)
Введение в тему
Слушают стихотворение
Отвечают на вопросы Задает вопросы Стихотворение, прочитанное учителем Уметь анализировать прослушанный текст и находить в нем ответ. Личностные (интерес к учебной деятельности), коммуникативные (учебное сотрудничество с учителем и сверстниками), познавательные подведение под понятие.
Формулирование проблемы, постановка цели урока
Выполняют задание
Называют цель урока с помощью учителя. Подводит под понятие «декоративные растения»
Подводит детей и помогает им назвать цель урока. Демонстрация видов декоративных растений для определения из названия Уметь определять место произрастания растений (клумба, цветник); Уметь относить группы растений к декоративным по общим признакам.  Познавательные (осознанное построение высказывания, рефлексия), формулирование проблемы, целеполагание, коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии и условиями и задачами коммуникации)
ФизминуткаВыполняют движения Работа по решению проблемы Работают с учебником
Контролирует выполнение задания С. 27 учебника «Практическая работа» Определять названия растений с помощью Атласа-определителя и информации электронного приложения. Познавательные: умение работать с Атласом-определителем, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: умение работать в парах, определение способов взаимодействия
Закрепление
Выполняют задание в тетради
Выполняют рисунок Следит за выполнением задания. Задание № 2 в тетради
Рисунок клумбы с цветами Соотносить название растения с его изображением
Знать основные правила ухода за цветами Познавательные: соотнесение понятия и картинки, осознанное построение речевого высказывания;  коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем; личностные: чувства прекрасного, осознание себя части природы и ответственным за ее сохранность.
Итог урока
Анализируют выполнение работы.
Делают вывод о достижении цели урока.
Самооценка Помогает сделать вывод,
Опрос результатов самооценки. Сделать вывод о достижении цели урока.  Познавательные: умение обобщать и делать выводы,  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: строить взаимодействие с учителем.
Ход урока.
Этап урока Учитель Ученик
Организационный момент Улыбнитесь мне, соседу. Садитесь. Настраивается на работу.
Повторение   С какими растениями вы познакомились на прошлом уроке?
Назовите комнатные растения, с которыми мы познакомились на прошлом уроке.
Выполнение теста. (проверка) С комнатными растениями
Варианты детей,
учебника,  спрашивали взрослых.
Введение в тему
Цветы украшают землю уже 125 миллионов лет. Красота растений, их краски, запахи, многообразие форм создают хорошее настроение, поэтому люди специально сажают и выращивают цветы. Мы с вами познакомились с некоторыми комнатными растениями, цветущими у нас на подоконниках. Где ещё люди выращивают цветы? На грядках, клумбах, в оранжереях.
Формулирование проблемы, постановка цели урока
Прочитайте тему урока.
Что мы узнаем на уроке?
Чему научимся на уроке?
Что такое клумба?
- Клумба - цветник, сделанный в виде какой-либо геометрической фигуры.
-Для чего нужны клумбы?
- Правильно, растения, которые сажают на клумбах яркие, красивые. Они создают хорошее настроение.
Мы должны научиться определять названия цветов по картинке.
Что растет на клумбе?
- Клумба - цветник, сделанный в виде какой-либо геометрической фигуры.
Физминутка"Ленивая восьмерка" Выполняют движения.
Работа над новым материалом
Посмотрите, какой разнообразной и необычной формы могут быть клумбы.
На клумбах выращивают разнообразные травянистые растения.
Давайте их рассмотрим.
1.Разноцветные ромашки
Восхищают всех ребят.
Дружно машут нам листочками,
В космос улететь хотят.
(Космея.)
-Космея в переводе с греческого – «украшение». Это неприхотливое растение с ажурными листьями. Цветки имеют разнообразную окраску. Цвести они начинают после 3 месяцев после посева. Это растение светолюбивое, холодостойкое. Его применяют для декорирования оград, посадки на заднем плане цветников, для срезки в букеты. Срезанные цветы долго сохраняют декоративность.
На что похожи листья этого растения?
Посчитайте количество лепестков у космеи.
Теперь поместим наш цветок в центр виртуальной клумбы.
2.На клумбах высаживают:
Сквозь землю прошёл,
Оранжевый ноготок нашёл.
(Календула.)
-Календула – однолетнее растение, которое с давних времён называют лекарственным и декоративным. В медицине используют при плохо заживающих ранах. У календулы есть еще одно название — ноготки. Теперь поместим наш цветок на виртуальную клумбу.
3.На клумбу звёздочка упала
И цветком красивым стала.
(Астра.)
-Астра получила своё название от греческого слова “астер” и переводится как “звезда”. Согласно легенде, этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды.
Стебли зелёные, иногда красноватые, твёрдые. Листья у астры овальные. Астра - “королева осеннего цветника”. Она радует нас своим цветением до самого снега. У астры очень красивые цветки: белого, розового, голубого, красного цвета, похожие на ромашки, помпончики. Теперь поместим наш цветок на виртуальную клумбу.
4.По краю клумбы
Выстроились в ряд,
Надели мы сегодня
Бархатный наряд.
(Бархатцы.)
Обратите внимание на окраску лепестков, форму, величину цветков. Опишите их. У лепестков яркая окраска. Бархатцы не закрываются в пасмурную погоду, поэтому и в пасмурный день клумба выглядит очень ярко. Само растение обладает не очень приятным запахом. Оно очень полезное для клумбы – запах отпугивает насекомых-вредителей. Теперь поместим наш цветок на виртуальную клумбу.
5.Гладиолус.
Гладиолус получил своё название от латинского слова “шпага”, так как листья этого благородного цветка действительно похожи на длинные шпаги. Гладиолус - это многолетнее растение. Это значит, что оно цветёт и растёт 10 лет! Листья длинные, похожи на мечи. Крупные нежные цветки бывают разной окраски: красная и розовая, малиновая и вишнёвая, оранжевая и жёлтая, белая и фиолетовая. Гладиолусы радуют нас своим цветением почти до самого снега. Теперь поместим наш цветок на виртуальную клумбу.
6.Петуния.
Довольно быстро растущий, ветвящийся, кустистый многолетник, выращиваемый как однолетник. Листья овальные. Летом и осенью образует цветки различной окраски, в том числе ярких оттенков красного и розового. Теперь поместим наш цветок на виртуальную клумбу.
Какие ещё растения выращивают на клумбе?
1.Красивое цветковое растение – виола. Другое название этого растения – фиалка трёхцветная. В народе это растение называют анютины глазки.
2.Бегония является одним из прекраснейших растений, украшающих парки и сады нашего города.
3.Весной клумбы нашего города украшают тюльпаны. Название этого растения произошло от персидского слова «тюрбан», и дано это название цветку за сходство его бутонов с восточным головным убором, напоминавшим чалму.
4.Вместе с тюльпанами расцветают и нарциссы. С этим нежным, хрупким цветком связана древняя легенда. Жил в Древней Греции юноша по имени Нарцисс. Боги предсказали юноше, что тот будет жить долго, если не увидит своего отражения. Однажды во время охоты Нарцисс увидел в реке своё отражение. Он так залюбовался своим отражением, что не мог оторвать взгляд от него и умер от голода. Родные стали искать юношу, но на том месте, где он сидел, вырос цветок нарцисс.
5.Львиный зев цветёт на клумбах до конца сентября, радуя глаз яркими цветами. И многие другие. Смотрят презентацию.
Отвечают на вопросы.
Физминутка. "Солнышко лучистое..." Выполняют упражнения под музыку.
Первичное закрепление.
Практическая работа.  Перечислите, с какими растениями клумбы мы уже познакомились?
Откройте «Рабочую тетрадь» на стр. 15
Действительно, цветы украшают не только клумбу, но и все
вокруг.
Задание 2. Какой цветок изображён слева? (петуния).
Вспомните, какой лист соответствует этому растению? Возьмите простой карандаш и соедините цветок растения и листом.
Какой цветок изображён далее? (космея). Вспомните, какие листы у космеи и соедините цветок с листом.
И, наконец, остался ещё один цветок. Какой? (гладиолус). Соедините цветок гладиолуса с его листом. Петуния
космеягладиолус
Повторение и закрепление
Что такое клумба?
Перечислите, какие растения растут на клумбе? В помощь вам будет наша виртуальная клумба.
Какое растение получило своё название за сходство листьев с мечом? (гладиолус)
Какие цветы в переводе с греческого означают «украшение»? (космея)
Какой цветок назван в честь юноши, который не мог собой налюбоваться? (нарцисс)
Для чего люди устраивают клумбы?
Просмотр видеоролика «Не рвите цветы».
К чему призывают нас в этом видеофрагменте? (бережно относиться к цветам и не рвать их) Мы так много сегодня говорим о цветах. А как же ухаживать за садовыми декоративными цветами?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты.
делают нашу жизнь счастливей. Так давайте оберегать красоту
нашей природы.
Их нужно поливать. Бережно к нам относиться, не рвать и не топтать.
Их пыльца является кормом для бабочек и пчел, а еще они красивые и радуют нас.
Итог урока, рефлексия. Вспомните, какую цель вы перед собой ставили?
Как вы думаете, достигли ли вы цели?
Докажите.
Ребята, у нас сегодня был очень красивый урок. Но наша клумба до сих пор пуста. Я принесла вам рассаду цветов, чтобы мы смогли преобразить нашу классную клумбу. Кто, на ваш взгляд, хорошо работал на уроке, справился с заданиями, тот возьмет цветок и приклеит его на нашу клумбу, а кто так не считает - сидит за партой.
Молодцы!
Спасибо за урок! Мы должны научиться определять названия цветов по картинке.
Узнали названия некоторых растений.
С декоративными