Конспект НОД для старшей группы Самара — край родной!


Конспект
НОД в старшей группе на тему
“Самара –край родной!”
Тема: “Волга – матушка река”
Автор разработки Власова Г.Г.
Цель: углубить знания детей о родном крае – реке Волге.
Задачи:
Область “познание" – ознакомить детей с легендой о реке Волге. Закрепить знания о великой реке Волге, о рыбах, обитающих в ней, городах, расположенных на ее берегах. Развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России. Уточнить знание воды для жизни животных, растений и человека.
Область “коммуникация” – развивать диалогическую речь, слухоречевую память, фонематическое восприятие и правильное дыхание. Активизировать словарь. Активизировать речевое общение детей.
Область “социализация” - уточнить правила поведения на воде. Воспитывать бережное отношение к живым объектам в природе. Воспитывать чувство гордости и любовь за свой край.
Область “безопасность” – учить соблюдать правила поведения на воде.
Область “чтение художественной литературы” – вызвать эмоциональный отклик на содержание стихов, учить выразительно читать стихи, интонацией выражать гордость и любовь к реке Волге.
Область “познание” (конструктивная деятельность) – закреплять технику складывания бумаги в разных направлениях (оригами).
Оборудование и материалы:
Карта Самарской области;
Иллюстрации о реке Волге;
Подбор слайдов о рыбах;
Бумага для оригами;
Картина “аквариум”;
Музыка;
Проэктор;
Ноутбук.
Предварительная работа:
Слушание и заучивание стихов о Волге;
Рассматривание иллюстрации о городах на берегах Волги;
Дидактические игры “мир рыб”;
Энциклопедия “чудо повсюду”;
Мир животных и растений;
Беседы о родном крае;
Просмотр слайдов;
Работа с картой.
Формы организации НОД:
Легенды о реке Волге;
Беседы;
Игры;
Карта Самарской области;
Чистоговорка, поговорки;
Динамическая пауза;
Стихи о Волге;
Музыкальная пауза – танец “Реченька”;
Оригами “рыбки” .НОД
Воспитатель:
1) “Как называется страна где мы живем?”
2) “Как называется город, в котором мы живем?”
3) “На какой великой русской реке стоит наш город?”
Воспитатель:
Послушайте, я расскажу легенду о р. Волге. Есть на белом свете место не очень приметное, но известное. Здесь, в этом месте начинается Волга. Земля здесь покрыта болотами и густыми лесами, у истоков Волги стоит деревня под названием Волгино Верховье. Давным давно велел царь Петр I поставить в этих местах монастырь, но монастырь сгорел. И тогда по русскому обычаю украсили это место часовней, от этой часовни тянется тоненький ручеек, который и нельзя даже Волгой назвать. В часовне в полу есть отверстие, где можно увидеть, как из земли пробивается родничек, тоненький родничек вытекает из часовни и отправляется в долгий путь, к нему присоединяются еще множество ручейков, небольших речушек и течет превращаясь в могучую полноводную Матушку – Волгу.
Воспитатель:
Дети, я предлагаю Вам совершить прогулку к Волге. Но сначала давайте превратимся в маленький ручеек, который стекает к Волге.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
В ручеек мы превратились.
Упражнение “Ручеек” : дети берутся за руки и цепочкой идут по залу, преодолевая воображаемые препятствия, перебегают через дорогу, забегают за гору, выбегают из – за горы.
Воспитатель:
Наш маленький ручеек прибежал к берегу Волги, а мы обратно превратимся в детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
И в детей мы превратились.
Вот мы на берегу Волги. Давайте представим, что сейчас лето: светит солнце, весело чирикают птицы, люди отдыхают на берегу реки. И я Вам предлагаю послушать веселую “песню” реки. (Аудиозапись).
Упражнения для развития физиологического дыхания
Воспитатель:
Давайте подышим речным воздухом. (вдох через нос, пауза;Под счет “раз”, “два”, “три” выдох через рот )
Дидактическая игра “Придумай слова” (подбор прилагательных)
Воспитатель:
Дети, скажите, какая бывает река? (чистая, быстрая, глубокая, грязная, мутная, прозрачная, бурная, спокойная, мелкая, широкая, судоходная, горная, равнинная)
На этой фотографии показана наша Волга (показывает фото). Какими словами можно сказать о Волге? Какая она? (Волга – могучая, неистовая, чистая, холодная, широкая, судоходная, красивая, великая)
Рассказ о Волге по карте Самарской области
Воспитатель:
Что происходит с Волгой зимой? (зимой Волга покрывается льдом.)
Замерзает река не сразу. Вначале вдоль берегов образуется забереги, затем появляется шуга. Почти полгода спит Волга под толстой ледяной шубой. В начале мая Волга начинает освобождаться из ледяного плена. Но еще целый месяц понадобится для того, чтобы река полностью сбросила лед. Скопление льда во время ледохода приводит к резкому подъему воды и разливу рек – появляется наводнение. Наводнения на Волге бывают не только весной, но и летом. Наводнения могут принести и людям, и животным большие беды и несчастья.
Воспитатель:
Города на Волге? И что там производят? (Кострома, Ярославль, Казань, Ульяновск, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань)
Воспитатель:
Реки, впадающие в Волгу? (Кама, Ока, Сок, Самарка, Уса, Иргиз, Кинель, Кондурча)
Воспитатель:
Куда впадает сама Волга? (в Каспийское море)
Дидактическая игра “Полезная река”
Воспитатель:
Река также приносит большую пользу людям. Посмотрите на эти схемы и скажите, какая польза от реки, что она дает людям? (река дает воду, река поливает землю, река дает пищу, река дает электроэнергию, по реке ходят теплоходы, по реке сплавляют лес )
Проговаривание чистоговоркиДа-да-да – холодная вода.
Де-де-де – не сиди в воде.
Ды-ды-ды – выйди из воды.
Ду-ду-ду – я домой иду.
Беседа о рыбах
Воспитатель:
Кто обитает в реке? (рыбы).
Какие рыбы живут в Волге? (речные – сазан, лещ, судак, щука, сом, налим ,окунь, ерш, жерех, вобла, красноперка, карась, густера. )
Что происходит с рыбой зимой? (зимой рыбы уходят под лед, собираются в одном месте или зарываются в песок.)
Дидактическая игра “Что лишнее?”
Убрать изображения тех рыб, которые не обитают в Волге.
Динамическая пауза
Волга – река (волнообразные движения руками),
Ты бежишь из далека (соединить руки перед грудью),
Твои воды глубоки (нагнуться, достать кончиками пальцев рук пол),
Твои воды широки (развести руки в стороны),
Берега твои скалисты (соединить пальцы вытянутых рук над головой),
И покаты, и холмисты (поочередно опустить руки вниз).
Воспитатель:
Дети, скажите, как не надо вести себя у реки? (нельзя мыть машину, нельзя сливать грязную воду в реку, нельзя оставлять мусор у реки, нельзя купаться в неположенном месте, нельзя ловить рыбу мелкой сетью).
А что можно делать у реки? (у реки можно отдыхать, купаться, ловить рыбу удочкой, фотографировать).
Воспитатель:
Про нашу красивую реку есть много песен, стихов.
Меж болот из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку.
……
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгою –
Матушкой, кормилицей родной!
(С.Я. Маршак)
Воспитатель предлагает прослушать песню и прочитать детям стихи.