Реферативно-исследовательская работа учащихся на тему Зелёный лекарь на подоконнике (1 класс)


V районная конференция реферативно-исследовательских работ учащихся
«Первый доклад»
«Зелёный доктор» на подоконнике.
Авторы: Гутник Николай, Никольская Вероника,
1 класс, МОУ Долгодеревенская СОШ.
Научный руководитель: Комышева Ольга Михайловна,
учитель начальных классов МОУ Долгодеревенская СОШ

с. Долгодеревенское, 2014.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………………………… 3
1.Что такое витамины? Почему они так необходимы человеку? Где их взять?.................................................................................................. 4
2. Какие же овощи и фрукты можно выращивать в комнатных условиях?....................................................................................................... 6
3. Какое растение выбрать для нашего огорода на подоконнике?.......... 7
4. Эксперимент: «Как влияет солнечный свет и вода на рост и развитие растений»…………………………………………………………………………………………………. 8
Заключение………………………………………………………………………………………………. 12
Список литературы…………………………………………………………………………………… 13
Приложение 1. Продукты питания, в которых содержатся разные витамины………………………………………………………………………………………………….. 14
Приложение 2. Пословицы, поговорки, загадки про лук………………………. 16
Приложение 3. Проведение эксперимента. Фото………………………………….. 17
Приложение 4. Слайды для презентации…………………………………………………19
Введение.
Актуальность.
Зимой и весной многие люди подвержены простудным заболеваниям. Одной из причин является нехватка витаминов, которые человек получает обычно с пищей. Главные источники витаминов – овощи и фрукты, причем свежие. Но зимой в огород за овощами не сходишь, не принесёшь из сада фруктов. Как же быть?! Выход есть! Можно устроить огород на подоконнике. Какие же овощи можно выращивать в зимний период в комнате, как за ними ухаживать, чтобы получить источник необходимых витаминов?
Цель работы.
Выяснить, какие условия необходимы для выращивания растений на примере зелёного лука, как наиболее доступного овоща с большим содержание витаминов.
Задачи.
Выяснить с помощью печатной литературы и интернет ресурсов какие витамины содержатся в овощах и фруктах, для чего они необходимы человеку.
Найти, обобщить и систематизировать материалы об овощах, выращиваемых в природных условиях.
Выбрать растение для эксперимента, которое отвечает требованиям: большое количество витаминов и простота выращивания.
Провести эксперимент: «Как влияет солнечный свет и вода на рост и развитие растений».
Проанализировать полученные данные и материалы, сделать выводы, предложить рекомендации по оздоровлению классного коллектива на следующий учебный год.
1.Что такое витамины? Почему они так необходимы человеку? Где их взять?
Витамины (от лат. vita — жизнь), группа органических соединений разнообразной химической природы, необходимых для питания человека, животных и других организмов в ничтожных количествах по сравнению с основными питательными веществами (белками, жирами, углеводами и солями), но имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.
Недостаточность снабжения организма витаминами ведёт к его ослаблению резкий недостаток — к нарушению обмена веществ и заболеваниям, которые могут окончиться гибелью организма. [ 1 – c. 391]
Какие витамины бывают, для чего они необходимы человеку?
Изучив научную литературу и интернет ресурсы, мы создали таблицу: «Витамины и здоровье», в которой отображены основные витамины и их влияние на здоровье человека.
Таблица № 1. «Витамины и здоровье»
Витамин Значение для человека Где содержится
А Необходим для нормального роста и развития организма, а также для нормальной работы иммунной системы. Недостаток витамина А приводит к снижению веса, кожа становится сухой и нездоровой, ногти делаются ломкими. Встречается этот витамин только в продуктах животного происхождения. Особенно много его в рыбьем, животном и молочном жире, яйцах и молочных продуктах.
провитамин А превращается в витамин А непосредственно в организме человека Многие растения содержат провитамин А, особенно богаты им жёлтые, оранжевые овощи и фрукты
В 1 Оказывает влияние на работу мышц и нервной системы. Основным источником являются продукты растительного происхождения - прежде всего злаки.
В 2 Влияет на развитие и обновление клеток организма, а также на нормальную работу глаз. Содержится как в животных, так и в растительных продуктах. Особенно много его в печени, молоке, яйцах, листовых овощах, зернобобовых и помидорах.
В 3 Оказывает наиболее значительное влияние на обмен веществ и процессы переваривания пищи. Основные источники – мясо и рыба. Также этого витамина довольно много в грибах, бобовых растениях, свекле, цветной капусте и спарже.
В 6 Активно участвует в обменных процессах. При его недостатке нарушается деятельность мозга. Повышенные дозы витамина B6 необходимы при длительном приеме антибиотиков. Чаще встречается в продуктах растительного происхождения - таких, как ростки злаков, орехи, картофель, морковь, помидоры, клубника, цитрусовые, бобовые. Кроме того, витамин B6 содержится в яйцах, мясе и рыбе.
В 12 Необходим для крови, благоприятно влияет на работу пищеварительной системы. Нехватка B12 вызывает анемию, головокружение, слабость и различные нарушения в работе нервной системы. Содержится в продуктах животного происхождения.
С Усиливает защитные функции организма. Нехватка приводит к повышенной утомляемости и снижению иммунитета. К источникам витамина C относятся такие растения, как шиповник, рябина, смородина, цитрусовые, облепиха. Также немало
витамина C в зеленом луке, капусте и картофеле.
D Влияет на рост и развитие костей. Отличается от большинства других витаминов тем, что в основном синтезируется непосредственно в организме человека под действием ультрафиолета.
Е Является природным антиоксидантом и в частности, препятствует окислению в организме витамина А. Он способствует замедлению старения, а также регенерации тканей и заживлению ран. Витамин Е содержится в большинстве растительных и животных продуктов питания.
РР Участвует в обмене веществ, входит в состав ферментов, которые регулируют высшую нервную деятельность. Витамин РР содержится в животных продуктах, а также в зернобобовых растениях и грибах.

Вывод. Большинство витаминов организм человека не способен сделать самостоятельно. Нехватка, тем более отсутствие, витаминов сопровождается плохим самочувствием или серьёзными болезнями.
Источниками витаминов для человека являются разнообразные продукты питания. Где же искать витамины? Это можно увидеть на замечательных картинках, найденных нами в интернете (Приложение 1). Больше всего витаминов находится в растительной пище. Это овощи, фрукты, злаки, орехи, пряная зелень и другие растения.
2. Какие же овощи и фрукты можно выращивать в комнатных условиях?
Изучив печатную литературу, мы пришли к выводу, что для выращивания в комнатных условиях подходят в основном овощи и некоторые виды фруктов (например, лимоны).
Обобщив полученные данные, мы составили таблицу: «Условия выращивания овощей и фруктов».
Таблица №2. «Условия выращивания овощей и фруктов».
Растение Необходимый уход Сроки от посадки до технической спелости
огурец растения требовательны к почвам, необходимо дополнительное освещение, частый полив, опрыскивание, подкормки около двух месяцев
перец требует много света, тепла, любит воду, подкормки 3-4 месяца
томат садить лучше в плодородную почву, поддерживать определённую температуру, проветривать помещение, не часто, но обильно поливать, требует дополнительного освещения около трёх месяцев
зелёный лук неприхотлив к почвам, требует умеренный полив, не нуждается в дополнительном освещении 3-4 недели
зелень (салат, укроп, петрушка) требуют регулярного полива, зимой нуждаются в дополнительном освещении салат всходит и растет быстро (2-3 недели), укроп и петрушка медленнее (около двух месяцев)
лимоны капризные, сложно ухаживать 4-5 лет растет дерево до появления первых плодов, плоды даёт 1-2 раза в год
Вывод. Из этой таблицы видно, что наиболее быстро и просто можно вырастить на подоконнике зелень. Такую как лук, салат, укроп, петрушку.
3. Какое растение выбрать для нашего огорода на подоконнике?
Мы обратились к истории. Оказывается, наши предки издавна растили зимой лук, так как знали о его целебных свойствах, складывали пословицы, поговорки, загадки об этом замечательном овоще (Приложение 2). Традиция выращивать «зелёных лекарей» на подоконнике из России перешла в западные страны, где оценили возможность получать витамины круглый год.[5 - 149]
Опираясь на наши исследования, для выращивания зелени зимой мы выбрали лук. Это быстро растущее, неприхотливое растение, в котором очень много витаминов [3 – с.496].
Полезные свойства лука. Благодаря содержанию особых веществ — фитонцидов — лук обладает бактерицидными и антисептическими свойствами. За считанные секунды погибают многие виды бактерий и грибов. Поэтому лук рекомендуют чаще употреблять при простудных заболеваниях. Хотя лук практически не содержит белков и жиров, он богат минеральными солями микроэлементами. Есть в нем и лимонная и яблочная кислоты, и каротин (провитамин А), и витамины В, РР, и даже до 60 мг витамина С. [2, с. 34—37.]
Также зеленый лук:
повышает аппетит
улучшает пищеварение и процесс усвоения пищи
повышает тонус
полезен при ОРВИ и гриппе
нормализует давление
помогает при сахарном диабете
стимулирует процессы кроветворения
благотворно влияет на сердечнососудистую систему
понижает риск раковых заболеваний
Кроме того зеленый лук обладает антисептическим, противомикробным, бактерицидным, противовоспалительным и антисклеротическим воздействием [4 – с.24-26].
При длительном хранении зеленый лук увядает и теряет большую часть своих полезных свойств.[8]
Итак, мы решили выращивать лук. Но что важнее для растения свет или вода? В ходе эксперимента мы постараемся выяснить, какие условия надо создать для роста и развития лука на подоконнике.
4. Эксперимент: «Как влияет солнечный свет и вода на рост и развитие растений»
Почему мы изучаем влияние только этих факторов? На наш взгляд, создавая «огород» на подоконнике, обычно растения высаживают в землю. При этом, температура в квартире постоянна. Поэтому в нашем эксперименте не рассматривалось влияние таких факторов, как температурный режим и субстрат. А вот окна наших квартир освещаются солнцем не одинаково, к тому же некоторые цветоводы-овощеводы иногда забывают о поливе своих «зелёных питомцев». Таким образом, в нашем эксперименте мы изучали влияние таких факторов, как солнечный свет и вода.
Ход эксперимента.
Для эксперимента мы выбрали крупный лук-севок. Отобрали одинаковые луковицы размером 2,5 – 3 см. С помощью таблицы: «Основные факторы, влияющие на развитие растений», мы выбрали количество образцов для эксперимента.
Таблица №3. «Основные факторы, влияющие на развитие растений»
факторы

1
2

3
4

Таким образом, были отобраны четыре луковицы. Их посадили в стаканчики с сухой землёй. На дно стаканчиков мы насыпали некрупный щебень для дренажа. Образцы №1 и 3 мы поставили на подоконник (в нашем классе окна большие и выходят на юг, поэтому солнечный свет попадает сюда почти весь день). Образцы №2 и 4 поместили в шкаф (тёмное место). Поливали только образцы №1 и 2 по мере высыхания земли. Оказалось, что земля в стаканчике на подоконнике становилась сухой быстрее, чем в шкафу, поэтому образец № 1 поливали чаще.
В ходе эксперимента мы отмечали все изменения, происходящие с луковицами и записывали их в таблицу: «Рост и развитие наблюдаемых образцов». Наши наблюдения продолжались 4 недели, так как из научной литературы мы узнали, что техническая спелость лука, посаженного на зелень, наступает в среднем через месяц.
Таблица №4. «Рост и развитие наблюдаемых образцов».
Обра-зецНаблюдаемые изменения
Первая неделя Вторая неделя Третья неделя Четвёртая неделя
№ 1 появились корешки, первые зеленые листочки корешки заполнили половину стаканчика, листья выросли до 8 см корешки заполнили весь стаканчик, длина листьев 17 см, листья зелёные, сочные длина листьев 25 см, листья зелёные, сочные, упругие
№ 2 появились корешки, листочки очень бледные корешки заполнили половину стаканчика, листья выросли до 9 см корешки заполнили весь стаканчик, длина листьев 20 см, листья бледные, вытянутые длина листьев 23 см, листья бледно зелёные, хрупкие
№ 3 нет изменений нет изменений нет изменений нет изменений
№ 4 нет изменений нет изменений нет изменений нет изменений
Наши наблюдения показали, что растения, лишенные воды, вообще не росли. А развитие луковиц, находящихся на свету и в темноте отличалось незначительно.
График «Изменение длины листьев лука образцов № 1 и № 2»

Мы наблюдали следующее:
- рост корней и листьев у образцов №1 и 2 начался в одно время;
- со второй недели листья лука в темноте стали длиннее, чем листья, росшие на свету;
- после трех недель образец на свету перегнал в росте образец в темноте, так как последний стал расти медленнее;
- очень большое отличие наблюдалось в цвете листьев: на подоконнике они были зелёные, а в шкафу – бледные.
Можно ли из этого сделать вывод, что для развития растений важнее вода, чем солнце? Мы вновь обратились к научной литературе и выяснили, что для нормального роста растениям необходимы оба фактора. С водой оно получает минеральные соли. Из них при помощи света внутри растения образуются питательные вещества [5 – с.134]. Почему же лук, находившийся в темноте, первое время рос быстрее? Оказывается, он просто тянулся к солнышку. Без света его листья были бледными, потому что в них не образовывался хлорофилл (а он очень полезен для крови человека) [7 – с.247]. Этот лук не мог создавать питательные вещества для своего роста, поэтому брал их из луковицы. К четвёртой неделе запас их кончился, и развитие лука затормозилось.[6 – с.222] Если бы мы выращивали лук из семян, то растения без света скорее всего погибли!
Вывод. Наш эксперимент показал, что развитие растений без воды невозможно. Так же им необходим и солнечный свет, особенно тем, у которых нет запаса питательных веществ. С помощью научной литературы мы выяснили, что лук, выращенный на подоконнике гораздо полезнее, чем лук, росший в тени.
Заключение
Выводы и рекомендации.
В результате проделанной работы, мы пришли к выводам:
Витамины – это особые вещества, которые необходимы человеку, чтобы быть здоровым. Источниками витаминов являются разнообразные продукты, особенно полезны овощи и фрукты. Их нужно есть как можно больше.
Зимой человеку не хватает свежих овощей. Их можно вырастить на подоконнике.
Наиболее просто и быстро вырастить зелёный лук, в котором очень много витаминов.
Для нормального роста растениям необходимы и свет и вода. Только тогда в них образуются полезные для здоровья человека вещества.
Наш эксперимент показал нам, какие условия нужно создавать для выращивания «Зеленого лекаря» на подоконнике. В следующем учебном году мы постараемся доказать народную мудрость «Лук в твоих объятьях – проходит всякая болезнь». Для этого мы будем выращивать зелёный лук в классе и есть каждый день. Будут ли меньше болеть наши одноклассники, чем ребята из других классов?
Список литературы
1. Большая Российская энциклопедия: В 30 т./Председатель Науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 5. – М.: Большая Российская энциклопедия. 2006. – 783 с.
2. Всё о лекарственных растениях на ваших грядках / Под ред. С. Ю. Раделова. — СПб.: СЗКЭО, 2010. — 224 с.
3. Начальная школа: Справ. школьника.: Учеб. изд. для нач.кл./Сост. Бирюкова А.А., Синицина Е.И. – М.:Филолог. об-во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ. 1996. – 640 с.
4. Небесный С.И. Юным овощеводам: Научно-популярная лит-ра. – М.: Дет. лит., 1995. – 95 с.
5. Сад. Огород. Усадьба: Почти энциклопедия для начинающих / Сост. Т.И. Голованова, Г.П. Рудаков. – М.: Мол.гвардия. 1998. – 286 с.
6. Справочник школьника для начальных классов: Русский язык. Природоведение. Математика. – М.:ЭКСМО – Пресс; СПб.: Сова. 2001. - 576 с.
7. Энциклопедия для детей: Т.2. Биология. – М.: «Аванта +». 1997. – 686 с.
8. http://hnb.com.ua/articles/s-zdorovie-zelenyy_luk-15469. http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/ego-velichestvo-luk
10. http://talisha.ru/2012/02/vitamini-minerali/