КОНСПЕКТ пробного урока по музыке на тему: «Рождество Христово»


БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»
КОНСПЕКТ
пробного урока по музыке
во 2 «Г» классе школы №12 г. Орла
на тему: «Рождество Христово»
студентки 42 группы специальности: 44.02.05
Коррекционная педагогика в начальном образовании
Мацыборко Людмилы Владиславовны
Дата проведения: 07.12.2016
Учитель:_________________
Методист:________________
Оценка:__________________
Орел 2016
Тема: «Рождество Христово»
Цель: способствовать ознакомлению с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника Рождества Христова, с народными песнопениями, колядками, создать условия для развития умения проводить интонационно- образный анализ прослушанного музыкального произведения, развития хоровых навыков исполнения на примере разучивания новых песен; содействовать приобщению к культурному наследию России, воспитанию интереса к народным обычаям и истории их возникновения.
Тип урока: Развитие знаний и способов действий. Урок- концерт.
Проблема урока: Где звучит песня?
Планируемые результаты:
Предметные:
Узнают: значения понятия народные церковные праздники, сочельник, колядки, народные музыкальные традиции родного края(праздники и обряды)
Научатся: выразительно исполнять рождественские песнопения; предлагать свои варианты пластических движений; совместно исполнять песни; проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; находить верные пластические движения под музыку; называть образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники (Рождество), названия рождественских песнопений- колядки.
Получат возможность научиться: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении на уроке и дома; интонационно осмыслено исполнять сочинения разных жанров и стилей; предлагать свои варианты пластических движений.
Личностные: проявляют чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви.
Метапредметные:
Регулятивные: выбирают действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; овладевают умениями планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов.
Познавательные: узнают, называют и определяют явления окружающей действительности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работают в паре, группе.Образовательные ресурсы: учебник, с.48-51., картины “Поклонение пастухов” Доменико Гирландайо, “Рождение Христа” Лоренцо Лотто, изображение рождественской ёлки, изображения колядок.Музыкальный материал: «На лошадках в санках», рождественский гимн.Ф.Грубера « Тихая ночь», песня «Рождество Христово» муз. и сл. Синявского, колядки «Елочка»…(Вот ель в лесу, как зелена…).

План урока:
Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент)- 2 мин
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии- 7 мин
Постановка учебной задачи- 4 мин
Усвоение новых знаний и способов действий- 17 мин
Закрепление знаний и способов действий- 5 мин
Рефлексия учебной деятельности на уроке- 4 мин
Домашнее задание- 1мин
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент)- 2 мин
Учитель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Людмила Владиславовна. Сегодня я проведу у вас урок музыки. Прежде чем начать наш урок давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся, пожелаем хорошего настроения и плодотворной работы. Проверьте наличие на ваших партах учебника по музыке и рабочей тетради.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии- 7 мин
Учитель: Каждый год приходит к нам зима. И каждый год приносит она праздник, праздник снежных горок и веселья, елок и подарков, снега и чистоты.
Прослушивание песни «Рождество Христово» муз. и сл. Синявского
Учитель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике пелось в песне? (ответы детей)
Учитель: Давайте вспомним события великой Рождественской ночи и то, что ей предшествовало. 
Перед рождением Спасителя римский император Август повелел произвести перепись населения. Все подданные отправились для переписи в свои родные города. Дева Мария и Иосиф отправились из Назарета, где они жили, в Вифлеем, откуда были родом. В городе Марии и Иосифу не нашлось места в гостинице, и они остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот. 
Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала его и положила в ясли на душистую солому. (Показ картины “Рождение Христа” Лоренцо Лотто)
Посмотреть на Иисуса пришли пастухи и домашние животные.
(Показ картины “Поклонение пастухов” Доменико Гирландайо)
В яслях спал на свежем сенеТихий крошечный Христос.Месяц, вынырнув из тени,Гладил лен Его волос...
Бык дохнул в лицо МладенцаИ, соломою шурша,На упругое коленцеЗасмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крышиК яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,Полизал ее тайком.Всех уютней было кошкеВ яслях греть Дитя бочком...
Присмиревший белый козликНа чело Его дышал,Только глупый серый осликВсех беспомощно толкал:
“Посмотреть бы на РебенкаХоть минуточку и мне!”И заплакал звонко-звонкоВ предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,Вдруг раздвинул круг зверейИ с улыбкой, полной ласки,Прошептал: “Смотри скорей!”.
(Саша Черный. Рождественское)Учитель: События двухтысячелетней давности ложатся в основу произведений искусства далёкого прошлого и современности. Об этом рассказывают рисунки, стихи и песни.
Учитель: Вспомните народные гуляния, связанные с празднованием Рождества, как они проходят? (ответы детей)
Видеофрагмент из мультфильма “Ночь перед Рождеством”.
(показываю изображения колядок)
Учитель: Петь колядки на Рождество - это одна из интереснейших рождественских традиций. Эта ранее языческая Традиция с принятием христианства постепенно превратилась в прославление Иисуса Христа. У рождественских колядок нет авторов, однако они великолепны по радостной доброте и искренности. Рождественская колядка - это маленький Рождественский рассказ о величайшем Событии и прославление главных Лиц ночи, которая принесла Самую Главную, Самую Радостную Весть - о рождении Спасителя мира!
Постановка учебной задачи- 4 мин
Учитель: А как вы готовитесь к празднованию Рождества? (ответы детей)
Учитель: Мы украшаем наш дом, наряжаем елку. А почему мы именно это дерево украшаем у себя дома? (ответы детей)
Давайте обобщим ваши ответы:
Ель — символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, не увядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения. Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты — искупление, яблоки — плодородие, яйца — благополучие и гармонию, орехи — непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь.
Учитель: О ёлке тоже сочинили колядку…
Слушание колядки «Елочка»…(Вот ель в лесу, как зелена…)
Учитель: Издавна на Рождество было принято не только дарить подарки, но и творить милосердие. Вы тоже может готовить подарки, и не только для родных и близких, но и, например, для птичек.
Когда-то на Руси существовал такой обычай – устраивать рождественские “елки” для животных и птиц. Для зверей в лесу строили специальные ясли, в которые клали сено, овес. А для птиц на крышах изб втыкали шест и надевали на него необмолоченный сноп. Птицы слетались и клевали зерна. Ведь это так просто – устроить праздник для беззащитных созданий, которые нуждаются в нашей помощи.
Найдите на школьном дворе или в парке небольшую елочку, повесьте на нее кусочки хлеба, сала, внизу, под елкой, насыпьте зерен и крошек. И вскоре на вашу елочку слетятся маленькие гости – голуби, воробьи, синички.
И тогда здесь и сейчас на душе станет теплее и радостнее, и в нее тоже войдет свет Рождественской звезды, свет добра и милосердия.
Усвоение новых знаний и способов действий- 17 мин
Учитель: А что видите на этом изображении? (ответы: рождественская ёлка, радость, подарки, праздник)Учитель: Правильно! Рождество – праздник детей и взрослых, с песнями, играми, подарками у ёлки, с сиянием свечей и с запахом смолистой хвои.
Учитель: Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (праздничное)Учитель: А давайте этот праздник подарим своим близким. Сейчас вы получите творческое задание. Нарисуйте рождественскую открытку самым близким любимым людям. А пока вы рисуете, мы послушаем гимн «Тихая ночь» Ф.Грубер, Д. Уиллкок.- Звучит музыка, ребята готовят открытку на отдельном листе (5-10 мин.)Учитель: Итак, посмотрим, что у вас получилось! Показать всем ребятам самые лучшие открытки в классе.
Закрепление знаний и способов действий- 5 мин
(один ученик выходит к доске и выразительно читает стихотворение)
РОЖДЕСТВО
Светлый праздник Рождества!Нет счастливей торжества!В ночь рождения ХристоваНад землёй зажглась Звезда.С той поры через столетьяНам она, как солнце светит.Согревает верой души,Чтобы мир стал краше, лучше.Дарит искры волшебстваСветлый праздник Рождества!Мир приходит в каждый дом...Поздравляем с Рождеством!
Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать международный рождественский гимн.Ф.Грубера « Тихая ночь».
Учитель: Какое настроение вызывает эта музыка?
Учитель: О чем нам рассказывает это произведение?
Учитель: Какую картину себе представляете?
Рефлексия учебной деятельности на уроке- 4 мин
-О каком празднике мы сегодня говорили?
-Где родился Иисус Христос?
-Кто пришел посмотреть на Иисуса?
-О каких народных гуляниях мы сегодня говорили?
-Какое дерево мы наряжаем на рождество?
-Почему именно ель?
-Какой еще обычай для животных и птиц вы сегодня узнали?
-Как называется рождественский гимн, который мы сегодня слушали?
Учитель: Молодцы, ребята! Вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.
А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.
Если вам было интересно и легко на уроке и вам очень понравилось, то вы показываете звездочку.
А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, покажите луну.
Учитель: В заключении урока давайте прослушаем «Рождественскую песенку», что бы создать праздничное настроение.
-Прослушивание Рождественской песенки «На лошадках в санках»