План-конспект Грач на горе-весна на дворе.


План-конспект занятия в разделе
«Ознакомление с окружающим миром».
Возраст-начальная школа 8-10 лет( воспитанники с НОДА).
Грач на горе — весна на дворе.
Грач на горе — весна на дворе.
Задачи:
Уточнять и расширять знания детей  о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов)
Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.
Развивать познавательную деятельность детей..Активизировать речь детей.
Следить за правильным звукопроизношением.
День Герасима-грачевника (17 марта) совпадает с временем прилета птиц. В народе поговаривали: «Увидел грача — весну встречай», «Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко». Бывали и шуточные приметы: кто на Грачевника в новые лапти обуется, у того весь день будет шея скрипеть.
Поведение прилётных птиц в этот день говорило о характере весны и предстоящем урожае: «Коли грачи на прежние гнезда летят — весна дружная будет и полноводная». Если птицы сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев. А вот если грачи раньше срока прилетали, то считалось дурной приметой, год будет сухим и неурожайным. В этот день выпекали птичек из ржаного кислого теста, дабы ускорить наступление тепла. Существовало древнерусское поверье, что возвращение на родину грачей изгоняет злых духов (кикимор).
Физ-минутка.
Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка – соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички – по домам! (Машем ручками, как крылышками)
Конкурс «Угадай-ка».
Названия напечатаны на карточках, которые вытягивают капитаны и в команде готовят ответ.
ницаси, лубьго (синица, голубь)
рокасо, шкукаку (сорока, кукушка)
вейлосо, ровона (соловей, ворона)
бейрово, рецскво (воробей, скворец Конкурс «Музыкально-театральный – «Кто как поёт и передвигается».
На доске под номерами расположены иллюстрации птиц (гусь, утка, ворона, курица, воробей, петух). Капитаны команд вытягивают карточку с номером птицы, вся команда готовит выступление, исполняя песню и характерные движения птицы. Победителя выбирают сами дети. Каждая команда называет понравившееся выступление соперников, лучшая команда получает жетон.
Конкурс «Словообразование».
Каждой команде от названия птицы образовать фамилию людей. Например: птица – Птицын, курица – Курочкин, орёл – Орлов, павлин – Павлинов и т. д. Команда, которая последней называет фамилию, при обрыве цепочки ответов, получает жетон-птичку. Повторы исключаются.
Конкурс «Игра на внимание «Найди ошибку».
Командам быстро зачитывается строфа стихотворения, они должны назвать, что не птица.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, мухи и стрижи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, стрижи…
Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, аисты, кукушки, совы и ватрушки….Прилетели птицы:
Голуби, синицы, галки и чижи, аисты, стрижи, лебеди и совы, дятлы и коровы…
Конкурс «Почему так птицу назвали».
канарейка – привезли с Канарских островов у берегов Африки;
глухарь – во время токования ничего не слышит;
воробей – за воровство крошек его бьют;
мухоловка – вечером ловит мух у стада коров и овец.
Конкурс «Выбери один ответ».
1. Почему у совы широкое лицо?
а)чтобы лучше видеть;
б)чтобы лучше слышать;
в)для красоты и солидности.
Широкое лицо у совы из-за двух перьевых лицевых дисков
Вокруг глаз. Это не глаза у совы такие большие, а … уши. Диски – звукоуловители, передающие сигналы во внутреннее ухо.
2. Укакой птицы гнездо с искусственным подогревом?
а) у страуса; б) у курицы; в) у утки.
Гнездо с подогревом – инкубатор для высиживания птенцов научились делать сорные куры с океанических островов. Сгребают кучу из мусора, когда мусор загниёт (достигнет температуры 30 градусов), тогда и откладывают в кучу яйца. Из мусорной кучи позднее, уже оперившиеся птенцы выскакивают и разбегаются кто куда.
3. Кто из птиц лучший танцор?
а) павлины; б)гуси; в)журавли.
Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, выведение птенцов. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивают крыльями. Это особый танец –4. Зачем страус голову в песок прячет?
а)от страха;
б)освобождается от паразитов, блох;
в)разыскивает пищу.
Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает настоящие песочные ванны.
Конкурс. «Защита плаката»
Каждая команда заранее готовила плакат «Защитим пернатых друзей!» и его защиту «рекламу». За творческое задание каждая команда получает по жетону.