Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у березки»


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Тополек »
 
 
 
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«В гостях у березки»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задачи :Развивающие:
          продолжать формировать экологическую культуру, умение видеть             красоту родного края;
        расширять и углублять представления детей об особенностях природы летом на основе ведения календаря чувашских народных примет;
        развивать умения и навыки использования элементарных научных знаний о родной природе в повседневной жизни; стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность;
        отметить характерные признаки лета в природе, закреплять знания о сезонных явлениях летом;
        развивать поисковую деятельность детей:  способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
        совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к словотворчеству, опираясь на выбор стилистических средств (загадки, приметы и т.д.); стимулировать применение полных предложений; пополнять словарный запас детей словами-названиями летних явлений;
        развивать речь ребенка, активизировать словарь;
Воспитательные:
        воспитывать эмоционально-деятельностное отношение к природе;
совершенствовать стиль партнерских отношений; вызывать интерес к чувашским народным приметам о погоде летом;
        воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
        иллюстрации «Лето», «Летние приметы»;
        опорные карты – макет дерева со съемными деталями, 
        кора дерева, контейнеры с водой; лейки, ленточки,
        альбомные листы, карандаши, фломастеры;
     
 
 
 
 
 
 
Содержание:
Ведущая: Здравствуйте дорогие ребята. Я живу в сказочной стране, среди деревьев и трав. Зовут меня Фея леса, и я отлично понимаю язык не только людей, но и животных, растений. Недавно я заметила, что деревья в лесу погрустнели. Я спросила их, почему? Оказывается, в сказочном лесу давно не было гостей. Вот я решила пригласить вас в гости в нашу волшебную страну. Я вам сюрприз приготовила, но чтобы его получить, нужно выполнить задания и ответить на вопросы. Вы отыщите эти задания в письмах, а письма – на дереве. А на каком дереве письма, вы узнаете, отгадав загадку.
По всем странам славится стройная красавица:
Белые одежды, золотые сережки,
С расплетенной косой, умывается росой.
Ветер пряди шевелит, заплетать их не велит.
Дети: береза.
   Ведущая:  Итак, в путь. Кто знает, где у нас растет береза? Давайте поищем на ее ветках письмо.
Подходят к березе.
   Давайте поздороваемся с березкой и обнимем ее крепко – крепко  (дети берутся за руки вокруг ствола). Затем достает письмо березки, читает: Дорогие ребята! Наконец- то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам приготовила подарок, но сначала выполните мои желания и задания. Смотрите, какая я большая! Ну- ка  давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать). Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка! А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (ответы детей). А для чего мне еще корни- ноги нужны?( чтобы брать из земли воду, пищу). Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить(дети выполняют просьбу березы). Спасибо, ребята, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня, погладьте мою кору- кожу и скажите, чем я отличаюсь от других деревьев?
Ведущая: чтобы легче было ответить на вопрос березы, предлагаю составить ментальную карту (дети отвечают на вопросы и делают зарисовки).
- белый, гладкий ствол с черными полосками;
- листья твердые и ломкие;
- листья с одной стороны гладкие, с другой шершавые;
- кора не толстая, гибкая;
- ветки опущены, свисают вниз.
Ведущая: Ну, ребятки, порадовали вы меня! Послушайте, как береза шелестит листочками, у нее поднялось настроение. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу вас в деревья (изображает волшебный знак). Ваша кожа превращается в кору, а руки – в ветки. Поднимите свои руки – ветки, пошелестите, пошумите листьями- пальчиками, слышите, какой ветер налетел? (дети выполняют просьбы Феи.) расставьте ноги пошире, - это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли в моем лесу! Даже жалко вас расколдовывать (вздыхает). Но пора вам опять стать маленькими человечками (по волшебному знаку дети «превращаются» в людей). Узнаем следующее задание березы.
Рядом со мной живут и другие деревья. Отгадайте про них загадки:
Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит!
(осина).
Что за дерево, ответьте:
Всю весну, когда цветет,
Самый вкусный мед на свете
Щедро пчелам раздает?
(липа).
Вроде сосен, вроде елок,
А зимует без иголок.
 (лиственница).
Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок (дуб).
Ко мне сорока прилетала, рассказывала, что вы с деревьями дружите.  У дерева есть еще лесные друзья. Назовите мне их и расскажите, чем они помогают деревьям?  (предлагается макет дерева со съемными деталями).  Дети отвечают:
- дождевой червяк сделает землю плодородной и она будет кормить дерево;
- птица спасет дерево от гусениц;
- солнышко согреет дерево и поможет окраситься листочкам в зеленый цвет;
- вода напоит и поможет росту;
- пчелы переносят пыльцу с цветка на цветок;
- ветер переносит пыльцу растений и распространяет семена;
- воздух необходим деревьям, как и людям. Они дышат через отверстия на листочках;
- зимой снег укроет дерево от заморозков.
Деревья тоже помогают лесным жителям. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.
-А чем же является лес для человека? (лес- это место отдыха человека, потому что человеку нет ничего милее бродить и думать здесь…) Какие правила поведения в лесу вы знаете?(Ответы детей).
-Можно ли назвать лес  аптекой? (в лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит).-В лесу человек находит себе пищу. Это ягоды, орехи, грибы, чистая вода.
- А как лес может обогреть человека?(человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу). Из дерева строят дома.
- Зачем дереву нужна кора? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю пройти в лабораторию. Опустите кусочек коры в емкость с водой и понаблюдайте, что происходит. Почему кора не тонет? Откуда берутся пузырьки воздуха? Для чего в коре находится воздух?(в коре много мелких полостей, заполненных воздухом, который не пропускает тепло и холод. (пусть дети вспомнят свои «дутые», объемные куртки, сапоги – в них тоже есть воздух, который не дает нам замерзнуть.)
Человек с давних времен наблюдал за деревьями и научился предсказывать погоду по ним.
Предлагаю вам игру, найти карточки с явлениями природы и подобрать к ним приметы. Как мы можем  узнать чувашские народные приметы? (через интернет, узнать из книги, от взрослых…)
- верхушки деревьев качаются – погода переменится.
-тополь поздно развивается – лето прохладное.
-22 июня зацвела липа – к теплому солнечному лету.
-если уродилось много рябины – зима будет холодная.
-если на листьях дуба очень много шишек – хлеб не уродится.
- весной с березы много сока течет – лето дождливое придет.
Хоровод вокруг березки.
Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите от меня подарочки. Приходите к нам в лес (дети получают  бумажные березовые листочки).
Ведущая: вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось вам? И березке тоже. Посмотрите, как весело она шелестит листочками. А что вам больше всего понравилось?(ответы детей) . А теперь мой сюрприз. Сюрприз находится бод большим пеньком, а вот карта к нему. Затем прощается и уходит. Дети с помощью карты находят сладкий приз.