Конспект Сценарий совместной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста


МОУ «Малоусинская ООШ»
структурное подразделение «Детский сад с. Малая Уса»
Сценарий совместной деятельности с детьми среднего и старшего дошкольного возраста
Конспект НОД по экологии « Бережное отношение к весенним цветам»
Воспитатель:
Микова Лариса Ильинична
2014 год
Конспект НОД по экологии « Бережное отношение к весенним цветам» средняя группа
Программное содержание:Уточнить и расширить представления детей о первоцветах, о месте и условиях произрастания растений и их значении в природе: насекомые собирают с них нектар, многие растения – лекарственные; учить выделять и описывать их характерные признаки, любоваться растущими цветами и видеть их красоту; обогащать словарный запас, развивать связную речь, воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к природе. Материал: кукла Незнайка, картинки с изображением цветов (ветреница, медуница, ландыш, одуванчик, 2-3 любых растения), полотно «полянка», плакат, правила поведения в картинках, колокольчик. Предварительная работа: рассматривание изображений весенних цветов, выделение их характерных признаков – как узнать ветреницу, медуницу, ландыш; наблюдение за одуванчиком, Рассматривание сорванного и увядшего одуванчика.
Словарная работа: ландыш, медуница, ветреница, лекарственное растение, первоцветы.
Содержание НОД:
Основная часть:
Воспитатель. Дети, сегодня к нам обещал прийти Незнайка. ( Стук в дверь появляется Незнайка).
(Сюрпризный момент)
Незнайка. Здравствуйте, ребята! Я пошёл гулять в лес и вас всех приглашаю с собой. Хотите в лес? Только не в настоящий. Тогда закройте глаза и откройте их, когда я скажу.
(Воспитатель выставляет перед детьми изображение зелёной поляны без цветов).
Незнайка. У-у-у, какая скучная полянка. Ребята, какое сейчас время года? (Весна.) А весной появляются цветы. Где же они?
Воспитатель. Да, весной становиться теплее, снег растаял, первые цветочки поднимают свои головки. Давайте покажем, как расцветают цветы на полянке.
(Пальчиковая игра «Цветок»)
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землёй лепестки.
Какой цветок первым раскрыл свои лепестки?
Незнайка. А я знаю. Ребята, отгадайте:
Первым вылез из-под снега
На проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Незнайка. Да это ветреница. А вы сможете узнать этот цветок среди других цветов? (Дети находят ветреницу и украшают ею полянку.)
Воспитатель. Расскажите Незнайке, как вы узнали ветреницу. Почему этот цветок можно назвать храбрым?
Пояснение воспитателя после ответов детей: Это храбрый цветок, он появился на проталинке, когда вокруг лежал ещё снег. Почему этот цветок назвали ветреницей? (Качается на тонком стебельке даже от легкого ветра.)
Незнайка. Ах, какой красивый цветок, сейчас я его сорву, и у меня дома тоже будет красиво!
Воспитатель. Незнайка, остановись! Не делай этого! Ребята, можно ли рвать цветы? Расскажите Незнайке, почему нельзя рвать цветы. (Цветок живой, он быстро повянет и погибнет, если его сорвать.)
На нашей полянке стало уже веселее. Давайте сделаем ее ещё веселей. Пусть распустится ещё цветок. Вырос… (повторяется пальчиковая игра «Цветок».)
Незнайка. А какой цветок сейчас раскрылся?
Воспитатель. Угадай. Этот цветок распускается весной. У него сладкое название, а на стебельке цветы и розовые, и красные, и синие. (Медуница.)
Незнайка. Я, я посажу этот цветок на полянку! (Берёт картинку, но не медуницу.)
Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке найти медуницу.
- Как вы узнаете медуницу? Какие у неё цветы, листья, стебель?
Почему этот цветок так назвали? Что может случиться, если медуницы исчезнут? (Ответы детей.) Да, медуница не только красивое растение, оно ещё и лекарственное. Им можно лечиться от простуды.
Закрепить слово « лекарственное растение».
- Давайте вспомним стихотворение о медунице.
Это прозвище недаром
У красивого цветка
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка!
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклониться.
В. Кожевников
Воспитатель. Хотите, чтобы зацвёл ещё один цветок на полянке?
Вырос…(повторятся игра «Цветок»).
После окончания позвонить вколокольчик.
- Какой цветок так чудесно звенит?
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень -
Он тихо зазвенит. (Ещё раз позвонить.)
- Как вы узнаете ландыш? Найдите его и посадите на полянку. Расскажите, где растёт этот красивый цветок? ( Дети отвечают.)
Воспитатель. Этот цветок очень красивый, он боится, чтобы его не сорвали, поэтому прячется в лесу под деревьями.
Незнайка. Я никогда не буду рвать такой красивый цветок. Пусть растёт.
Воспитатель. Ребята, если вы пойдёте в лес и увидите ландыш, как поступите? ( Ответы детей.)
Незнайка. Какая красивая получилась полянка! Ещё один цветок забыли, - отгадайте, какой:
У него чудесный золотистый цвет,
Он большого солнца маленький портрет.
Воспитатель. Как вы узнали, что это одуванчик? Почему о нём так сказано: «он большого солнца маленький портрет»?..
Да, цветок одуванчик очень похож на солнышко: яркий, золотистый, а лепестки – как лучи.
Физкультминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
( Приседают, потом медленно поднимаются )Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый – быстрый
( Разбегаются в разные стороны )На полянку налетит,
Всё вокруг зашелестит.
( Говорят « ш-ш-ш» )Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
( Берутся за руки и идут по кругу )И сольются с небосводом.
Незнайка. Вот теперь полянка получилась очень весёлая!
Как много цветов!
Воспитатель. Какие цветы расцвели на полянке? Как можно назвать ветреницу, медуницу одним словом, если они появились весной первыми? ( Первоцветы).
Эти цветы любят свет, цветут тогда, когда ещё нет листьев на деревьях и нет высокой травы. Хоть и много цветов, но не стоит их срывать. Они не будут стоять в вазе, цветы сразу поникнут.
Давайте не будем срывать цветы и сохраним красоту. Да и пчёлки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.
Заключительная часть:
Незнайка. Я понял, почему нельзя рвать цветы!
Воспитатель. А вы, дети, поняли почему нельзя срывать цветы? (Пояснение после ответов детей.) Этих цветов осталось очень мало в природе, поэтому нельзя срывать ни одного цветка. Нужно полюбоваться и тихонечко уйти, чтобы не наступить на цветы. Как бы вы поступили, если бы увидели, что кто-то рвёт и топчет цветы? Эти растения надо охранять. Можете ли вы помочь редким растениям? Да можете. Нужно рассказать всем, почему их нельзя собирать.
Незнайка. Людей очень много, как же всем рассказать?
Воспитатель Рассказать можно по- разному: можно просто поговорить, а можно нарисовать, и тогда, кто посмотрит на рисунок, тот сразу поймёт, что не нужно собирать цветы. Вот ещё рисунок, он большой, на нём написаны слова. Послушайте, я прочитаю, что здесь написано:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Этот рисунок называется плакат. Давайте повесим его у входа в детский сад, чтобы все видели и поняли, что цветы нужно беречь.
А сейчас я предлагаю вам нарисовать эти цветы. Но прежде, чем приступим к рисованию, подготовим наши пальчики.
(Пальчиковая игра «Цветки»)
Наши алые цветки распускают лепестки,
(Пальчики медленно разжимаются из кулачков)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Качать кистями рук влево и вправо)
Наши алые цветки закрывают лепестки,
(Медленно сжать пальцы рук в кулачки)
Головой качают, тихо засыпают.
(Покачать кулачками вперёд и назад)
Рисование первоцветов.
Дети рисуют гуашью на тонированных (зелёных) листах бумаги. После окончания работы, рисунки выкладываются рядом друг с другом на полу – «цветущий луг».
Стали краски вдруг – цветами,
Озарили всё вокруг!