Родительское собрание в начальной школе. «Пути и способы установления демократического стиля общения между родителями и детьми»

Родительское собрание в начальной школе.
«Пути и способы установления демократического стиля общения
между родителями и детьми»

Цель: показать родителям некоторые пути и способы установления демократического стиля общения с детьми

Существует четыре основных стиля руководства и общения родителей с ребенком: автократический; авторитетный, но демократический; либеральный и хаотический. Критерием выделения перечисленных стилей является способ принятия решений. Автократический стиль предполагает единоличное принятие решения родителями без учета мнения и позиции ребенка.
Авторитетный, но демократический основывается на совместном принятии решений родителями и детьми с учетом интересов ребенка.
Либеральный стиль руководства оставляет инициативу и решение за ребенком. Хаотический характеризуется непоследовательностью управления и руководства, переходом от авторитарных способов взаимодействия к либеральным, демократическим и обратно.
Сегодня мы с вами будем разговаривать о демократическом стиле общения с ребенком.

Для того, чтобы установить демократический стиль общения с детьми, родителям необходимо усвоить три основных умения:
активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
довести до сознания ребенка собственные слова, другими словами - это умение выразить чувства доступно для понимания ребенка;
использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. умение говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба участника.

Демократический стиль общения можно коротко охарактеризовать как общение «не рядом и не над, а вместе»
Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений. Далее выпоняются упражнения.
«Психологическая скульптура» (предложенная американским психологом Вирджинией Сатир). Один из участников «скульптуры» садится на пол (у меня родитель сидит на стульчике), а другой всает передним на стул. Каждый родитель должен зафиксировать, что он «видит» при этом стоящий не должен низко опускать голову, а сидящий - высоко поднимать ее; и у того и у другого должны двигаться только глаза. Психолог спрашивает у сидящего на полу, что он ощущает и попробуйте представить, что видит ребенок, общаясь с вами, каким он вас видит.
Следовательно, можно сделать вывод, что наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане ни один не считает себя более значимым, важным, умным, чем другой.
А теперь представьте такую ситуацию. Вы решили завести откровенный разговор с ребенком. Но в это время вы сидите за своим столом, а ваш ребенок в своей комнате. Как вы думаете, получится ли у вас разговор? Почему?
Вывод: когда дистанция между родителем и ребенком физически велика. Контакт между ними вряд ли возможен.
«Спина к спине» Психолог просит родителей сесть спиной к спине друг к другу и постараться в таком положении в течении 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании поделиться своими впечатлениями.
Психолог задает следующие вопросы:
- легко ли было вести разговор?
- какой получается беседа - более откровенной или нет?

Итак, очень важно, чтобы и родителям, и детям хотелось быть вместе, в одном «пространстве», так, чтобы чувствовался взаимный контакт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы вы и дети были «не рядом, не над, а вместе», т.е. как можно чаще выбирали демократический стиль общения друг с другом.