Урок по русскому языку для 4 класса «Глаголы в форме 2 лица единственного числа»

Тема: Глаголы в форме 2 лица единственного числа.
Цели урока:
- cовершенствовать умение писать личные окончания глаголов
- формировать умения распознавать лицо и число глаголов;
- формировать умения работать над особенностью окончаний глаголов
во 2 лице ;
формировать интерес к слову;
- формировать прочные навыки работы в парах;
- развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас
- расширить и обогатить знания о животном мире, зонах Мирового
океана;
- развивать познавательную деятельность на уроке, создать на уроке
благоприятную эмоциональную среду. Развивать память, речь.
- воспитывать интерес к процессу познания;
- воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход урока. 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Звенит звонок Начинается урок Урок не просто повседневный А даже необыкновенный.
Что изучали на прошлом уроке? (Глаголы 2 лица ед.числа с окончаниями –ишь, -ешь)
Что ещё нового узнали на прошлом уроке? (как правильно определять написание гласной буквы в окончаниях глаголов)
- Запишите число, классная работа.
2.Чистописание.
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три - Парусник к нам приплыви. (открываю)
Палочка и палочка, Между ними галочка.
И понятно сразу всем :
Получилась буква (М). (открываю)
На минутке чистописания пишем букву М. Буква М пишется с нижним соединением
3. Актуализация знаний.
Приём «Исключи лишнее». На доске слова:
исследовал, ловишь, плыли, ныряешь, ходить, построит.
Д. – Уберем «плыли». Все глаголы единственного числа, а этот множественного.
Д. – Уберем «построит». Все глаголы без приставок, а здесь есть приставка.
Д. – Уберем «ходить». Это глагол неопределенной формы. Нельзя определить число, лицо, время.
Д. – Уберем «исследовал». Этот глагол прошедшего времени, остальные настоящего.
У. –Что заметили?
Д. – Глаголы «ловишь», «ныряешь» единственного числа и настоящего времени.
Д. – Это так же глаголы 2 лица и я заметил, что хоть и гласная в окончании разная, но на конце после шипящей пишется ь знак.
- Чтобы определить, какую гласную нужно писать в личном окончании глагола 2 лица ед. числа, нужно
а) Вспомним алгоритм.
Поставить глагол в неопределенную форму;
Выделить глагольный суффикс, который стоит перед суффиксом неопределенной формы -ть;
По глагольному суффиксу определить спряжение глагола;
У. – Сформулируйте тему урока.
(На доске открывается тема урока)
Глаголы в форме 2 лица единственного числа
- Какую цель поставите перед собой? Чему мы должны научиться на уроке?
( На уроке должны научиться правильно писать глаголы 2 лица.)
- Как мы должны работать? ( Дружно, все вместе.)
- Так как урок у нас необыкновенный, давайте вспомним названия океанов.
(Тихий океан, Индийский океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан.)
– Открываю названия океанов.
4.Работа по теме урока. Работа в парах.
- У вас у каждого текст.
1. Прочитайте. 2. Выпишите слова с пропущенными буквами.
Включаю «шум моря».
1 ряд:
Океанолог – это специалист по изучению наук о мировом океане, Профессия достаточно редкая, хотя и чрезвычайно увлекательная. - Чем же занима..шься, океанолог? Люб..шь изучать морские глубины? - Специалист, работающий в данной области, исследует океаническое дно, изучает состав воды, интересуется особенностями и характеристиками фауны и флоры. Самое главное направление деятельности океанологов – это экология и защита окружающей среды.
2 ряд:
Океанавт – исследователь океанских глубин. Для исследования применяют специальный аппарат - батискаф. Кабина батискафа маленькая, тесная, кресла глубокие, низкие, приходится сидеть, подтянув колени чуть ли не к подбородку. Погас..шь прожекторы, и сквозь прозрачную стенку легко различа..шь проплывающие мимо огоньки: обитатели глубин устроили океанавтам встречную иллюминацию.
3 ряд:
Царство океанов велико и обширно: две трети нашей планеты покрыто водой. С поверхностью океанов люди давно знакомы. Что та..шь в себе глубина океана? Неведомо. Но вот человек изобрел батискаф. Батиска
·ф подводный самоходный обитаемый аппарат для океанографических и других исследований. Кроме этого используется для туристических целей и работ на больших глубинах. Как движ..шься батискаф ? С помощью гребных винтов, приводимых в движение электромоторами.

б) Проверка.
1ряд
- У вас был текст о чем? - Кто такой океанолог? (Посмотрите на портрет Чилингаров Артур Николаевич)

Известный исследователь Арктики и Антарктики, крупный российский ученый-океанолог. Как первый в мире человек, который в течение шести месяцев побывал на Южном и Северном полюсах, Чилингаров занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

- Какие слова выписали? (занима..шься, люб..шь) Открываю на доске.
- Какую букву записали? (Вставляют в словах на доске, выделяют суффикс.)
2 ряд
- У вас был текст о чем? - Кто такие океанавты? (Посмотрите, один из известных океанавтов Жак Ив Кусто.)  
Знаменитый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] исследователь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Известен как Капитан Кусто, разработал и испытал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
- Какие слова выписали? (погас..шь, различа..шь) Открываю на доске.
- Какую букву записали? (Вставляют в словах на доске, выделяют суффикс.)
3 ряд
- У вас был текст о чем? - Что такое батискаф? (Посмотрите )
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

- Какие слова выписали? (та..шь, движ..шься) Открываю на доске.
- Какую букву записали? (Вставляют в словах на доске, выделяют суффикс.)
- Почему в словах занима..шься, различа..шь, движешься написали букву е?
( В окончаниях глаголов 1 спряжения пишется буква е.)
- Как определили? (Н.ф. заниматься)
- Почему в словах погас..шь, та..шь, люб..шь написали букву и? ( В окончаниях глаголов 2 спряжения пишется буква и.)
- Как определили? ( Н.ф. погасить)
в) Работа с учебником.
- Откройте учебники стр. 86 упр. 71. Прочитайте 1 часть задания
- Настя, прочитай.
Рассказ о черепахе, показ фото. В водах Мирового океана живет несколько видов черепах. Кожистая черепаха была обнаружена в Японском, Беринговом и Баренцевом морях Мирового океана.

Кожистая черепаха Логгерхед- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Логгерхед распространён в водах Индийского, Тихого и Атлантического океанов .
Питается преимущественно моллюсками и ракообразными, а также рыбами, медузами, губками. Логгерхед занесён в международную Красную книгу.
У. - Следующее задание:
Из текста учебника выпишите глаголы с пропущенными буквами.
(Самостоятельная работа.)
У. - Какие слова выписали? Пдъед..шь, выслед..шь, прид..шь, раскопа..шь, увид..шь – глагол-исключение 2 спр. (Проверка слов на доске). Суффикс.
- Как определили какую букву писать в окончании? ( Н. ф. увидеть, но мы знаем, что это глагол-исключение 2 спр., пишется с и.
- Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание глаголов в форме 2лица ед.числа?
Алгоритм
1.Неопределенная форма глагола
2.Суффикс перед –ть
3.Определить спряжение 1 – ешь, 2 – ишь

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
К океану мы спустились, Посмотрели, удивились. Раз, два, три, четыре Волны дружно накатили. А теперь поплыли вдаль Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль. Все плывем, как дельфин Четыре, три, два, один.
6.Закрепление.
г) Работа в парах.
- Возьмите конверты: (читаю задание)
1. Соберите фрагмент карты. 2. Определите название океана . 3.Составьте предложение, используя глагол 2лица ед. числа. 4. Определите части речи. 5.Запишите предложение в тетрадь.
- 1пара, договорились, кто отвечает? Ты плывешь по Тихому океану. Какую букву записали в окончании?
- Назовите части речи.
- 2 пара , договорились, кто отвечает? Ныряешь в глубину Атлантического океана.
( Замерзаешь на берегах Северного Ледовитого океана. Видишь просторы Индийского океана.)
4 ученика.
- Какое записали окончание глагола в форме 2лица ед.числа? Почему?
Потому что - Алгоритм
Беседа. Сегодня на уроке мы с вами говорили об океанах. Но у каждого океана можно выделить зоны:
Солнечная зона. Поверхность водного пространства.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Сумеречная зона. Уровень океана , на который проникает солнечный свет. Богатый животный и растительный мир.
Темная зона. Температура воды может достигать -4 градуса. Нет солнечного света, водоросли отсутствуют. Глубина более 1000 м. Обитают хищные рыбы, которые приспособились к данной среде.

4. Абиссальная зона. Это глубоководные равнины океанических котловин 2500-5500миз известковых отложений. У жителей этой среды развиты осязательные органы, которые помогают им ориентироваться.
- О каких океанах мы сегодня говорили?
Но в 2000г. Международная гидрографическая организация приняла решение о разделении мирового океана на 5 океанов, выделив Южный океан. Южный океан окружает Антарктиду. Обитают киты, тюлени, пингвины и другие океанические животные.
- Наш урок подходит к концу.
7. Итог урока. Какова была тема урока?
- Какие окончания имеют эти глаголы? (-ишь, -ешь) -Как определить? ( Алгоритм )
- Цель достигнута?   Научились определять?
Где в жизни пригодятся полученные знания? (При общении, умении грамотно писать)
8. Рефлексия
Если ты понял материал и можешь объяснить другому – подними рыбку. Если тебе было трудно - подними икринку.
- Что было трудно? (определять окончания глаголов)
- Значит нам надо отработать эту тему еще?
9. Домашнее задание. ( на доске) Стр. 88 упр.76. Задание направлено на закрепление изученного на уроке. По желанию можно нарисовать рисунки.
Если вы справитесь с заданием – Вам в дальнейшем легко будет определять окончания глаголов в форме 2 лица ед. числа и конечно, станете более грамотными.
-Кому понравился наш урок, вы можете взять на выставке книги, прочитать их и пополнить свой багаж знаний.
Урок окончен.
Выставка книг : И.Акимушкин Батискаф, С.Сахарнов « В мире дельфина и осьминога»,А.Михайлов « Как я подружился с дельфином»,С.Сахарнов « Кто в море живет», В. Тройнин « Рассказы о китах»,М. Аспиз « Чемпионы по плаванию»,Г.Ганейзер « Там, где начинается море







Рисунок 1Рисунок 315