Методическая разработка на тему «СВЯЗКА» в шахматной партии и некоторые психологические особенности при выборе хода ребенком»




Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Дворец творчества
Пушкинского района Санкт-Петербурга







Автор:

Павлов Игорь Анатольевич

педагог

Методическая разработка

Тема:


«СВЯЗКА» в шахматной партии и некоторые психологические особенности
при выборе хода ребенком»















Санкт-Петербург
2017 год




ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

1. Основное содержание работы 4

Некоторые психологические особенности при выборе хода ребенком
в шахматной партии 4

1.2 СВЯЗКА.
Полная и неполная связка. 5

1.2.1 Методика проведения урока 6
1.2.2 Дидактическое задание «Выиграй фигуру при помощи связки» 6

1.2.3 Дидактическое задание «Спасти связанную фигуру» 8
1.3 Примеры партий 9

Заключение 12

Библиография 13





























Введение

Представленная методическая разработка предназначена для обучения детей в системе дополнительного образования начальных общеобразовательных школ, а также во Дворцах творчества юных занимающихся в отделениях и объединениях «Шахматы».
Методическая разработка посвящена одному из наиболее часто встречающихся тактических приемов в шахматной игре «связке».
Дается определение «связки» в шахматах, методы создания и использования «связки», методы освобождения от «связки», а также приведена методика проведения урока с ребятами 1-го года обучения по теме «связка».
Кроме того рассматриваются психологические аспекты принятия решения ребенком, связанные с проведением различных тактических приемов и комбинаций в шахматах.
В методической разработке представлены теоретическая часть, практикум по пройденному материалу, а также приведены партии, сыгранные известными шахматистами и некоторые дебютные варианты с использованием «связки».






































1. Основное содержание работы

1.1 Некоторые психологические особенности при выборе хода ребенком в шахматной партии

Исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что примерно к 5 – 7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка. После этого он начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс, который условно можно назвать действие в уме. Результат действия в уме проявляется сразу в мыслях и не влечет за собой немедленного проявления в движении или словах.
В обыденной речи о подобном умении совершать действие в уме говорят примерно так: «Этот человек умеет просчитывать свои шаги на несколько шагов вперед!». Сама фраза «просчитывать на несколько шагов (или ходов) вперед» пришла в повседневную жизнь из шахмат. Нет ничего удивительного, что шахматы являются почти идеальной моделью для развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 7 – 12 – летнем возрасте.
Тренировка таких способностей осуществляется с помощью расчетов форсированных вариантов и, особенно, при нахождении шахматных комбинаций.
При проведении шахматной комбинации ребенку приходится жертвовать одну или несколько фигур.
Жертва – достаточно сложный прием борьбы. Главная трудность, когда шахматист должен принять подобное решение носит чисто психологический характер. Уже знакомясь с азами игры, прежде всего, узнают соотношение между шахматными фигурами. Новичку на первых уроках объясняют, что единица измерения шахматных фигур – пешка. Легкая фигура – это три пешки, т. е., если вы имеете за коня или слона три пешки, то на доске примерно материальное равенство и т.д.
И когда шахматист, а особенно ребенок выбирает ход, то знание подобного материального соотношения невольно отсекает в его сознании те ходы, которые подставляют под бой более сильные фигуры. Именно поэтому ребенок обычно не думает о том, как можно подставить ферзя под бой пешки, ладью под бой слона, причем при этом их можно безболезненно взять. Это самая большая трудность, которую нужно преодолеть ребенку при проведении комбинации.






Эта известная позиция возникла после следующих ходов:

d2-d4 Kg8-f6 2. Kb1-d2 e7-e5 3. d4:e5 Kf6-g4 4. h2-h3

Черные выигрывают ферзя ходом 4. Kg4-e3, так как белые после 5. f2:e3 получают мат 5. Фd8-h4+ 6. g2-g3 Фh4:g3x. Для ребенка психологически трудно найти ход 4. Kg4-e3, так как нужно поставить коня под бой пешки противника.




1.2 СВЯЗКА.
Полная и неполная связка.

Связка в шахматах  нападение  линейной фигуры (ферзя , ладьи , слона ) на фигуру (или пешку ) неприятеля, за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура (равнозначная либо более ценная) или какой-либо важный пункт. Таким образом, в связке участвуют, как правило, три фигуры:
связывающая нападающая фигура.
связанная (заслоняющая) защищающая. Связка обычно приводит к ограничению её подвижности и атакующих действий.
прикрываемая защищаемая.
Связка возможна и с двумя фигурами в случае, когда связанная фигура прикрывает собой важный пункт.
Типы связок:
Полная связка, в которой король является прикрываемой фигурой. Различают два вида полной связки:
абсолютная связка, в которой связанная фигура полностью теряет способность двигаться.
относительная связка, в которой заслоняющая фигура имеет возможность двигаться по линии связки.
Неполная связка, в которой связанная фигура может двигаться куда-либо.
Фигура может дать шах  или мат , даже будучи связанной. Кроме того, связанная фигура может, в свою очередь, связывать фигуру противника (взаимная связка). Если на линии связки расположенные три и более неприятельские фигуры, связка называется сложной. Действие, приводящее к образованию связки, называется связыванием.
На следующих диаграммах приведены примеры связок:

1 2 3


4 5


Черный конь привязан к полю с6: он не может никуда отойти, потому, что защищает короля е8 от нападения слона b5. Шахматисты в таких случаях говорят, что слон b5 связал коня с6. А подобное расположение фигур называют связкой.
Белый ферзь связал черную ладью. Если за связанной фигурой прячется король, то такая связка называется полной. Если связка полная, то связанная фигура не может сделать ход – это будет не по правилам.
А вот неполная связка. Конь f6 имеет право сделать ход, но тогда слон g5 побьет ферзя d8, а это черным невыгодно.
Ладья а7 связала слона b7. Это связка неполная, потому что слон b7 имеет право сделать ход. Например, он может побить пешку g2 с шахом. Белые побьют слона, а тогда черный ферзь заберет белую ладью. Посчитаем: за своего слона черные получили ладью и пешку. Это очень выгодный обмен!
Ферзь связал коня, но это связка неполная. Черные могут избавиться от связки, если отойдут конем на b7. С этого поля конь защищает ладью d8, которая нападает на ферзя.


1.2.1 Методика проведения урока.
На демонстрационной доске поочередно расставляются позиции 1-5 и подробно объясняется ученикам, что такое связка. Заостряется внимание детей на том, что для шахматной связки нужны 3 фигуры:
та, что связывает
связанная фигура
та, что прячется за связанной фигурой.

Объясняется разница между полной и неполной связкой.

Далее переходим к практике: дидактическое задание «Выиграй фигуру при помощи связки» и
дидактическое задание «Спасти связанную фигуру».
Первые 2-3 примера решаются вместе с группой на демонстрационной доске.

1.2.2 Дидактическое задание «Выиграй фигуру при помощи связки»

1 2 3


Вначале пусть дети определят, где здесь связывающая фигура (слон f3), связанная фигура (конь с6) и та , что прячется за связанной (король b7). Полная эта связка или неполная? Полная, потому, что за конем прячется король. Итак, связанная фигура никуда убежать не может, и, чтобы ее выиграть, надо на нее напасть еще раз, «надавить», как говорят шахматисты: 1.b5. Следующим ходом белые побьют связанного коня и выиграют.
При внимательном рассмотрении позиции ученики определят, что это немного усложненный вариант предыдущего задания. Первым ходом надо связать черного коня, а вторым – надавить на него (создать давление на связку): 1.Сf3 Kрb7 2.b5.
Связан слон е7, это полная связка. Решает 1.Кd5 (давление на связку).

4 5 6


7 8 9



После 1.Ла7 (связка) и единственной защиты 1Ле8 возникает только что рассмотренная позиция. Белые играют 2.Кd5 и выигрывают связанную фигуру.
И здесь полная связка. К цели ведет 1.Сg5.
Фd4+. Двойной удар (шах с одновременным нападением на ладью), единственная защита от него – 1Лf6. Но тогда перед нами возникает позиция предыдущей диаграммы. Белые играют 2.Сg5 и выигрывают.
Са4 Сb7 2.d5.
Ла6 Лс8 2.Сf3. Обратите внимание: слон с6 связан в двух направлениях: и по горизонтали и по вертикали. В случае 2С:f3 белые ни в коем случае не должны спешно хватать самую жирную фигуру: после 3.Л:d6? Л:с3 4.gf на доске материальное равенство. Правильно 3. Ф:с8+ (с шахом) 3Фf8 4.Ф:f8+ Kр:f8 5.gf, и белые остаются с лишней ладьей.
1.Ке4 Сg7 2.Фf1.
10 11 12

Чисто формально, слон f6 сейчас связан слоном с3: он не может отойти с большой диагонали, чтобы не оставить под удfром короля g7. Но эта связка очень ненадежная; например, черные грозят побить на с3, после чего у белых не останется, ни связки, ни слона. А во после 1.Л:f6 Л:f6 белые как бы заменяют связанную фигуру, и ладья на f6 связана гораздо крепче. Белые играют 2.g5 и бесплатно забирают ладью. В результате этой в двухходовой комбинации белые остаются с лишней фигурой.
Фd5! Эта очень красивая связка (ладья d6 связана теперь и по горизонтали с королем, и по вертикали с ферзем) получила не менее красивое название «Мальтийский крест» Бить ферзя теперь черные не могут – правила запрещают (король g6 попадает под шах). Остается 1Л:a6 2.Ф:d8, и белые выигрывают ферзя за ладью.
Фg5+Крf8 (к огорчению черных, они не могут побить неприятельского ферзя, потому что слон f6 связан – он прикрывает короля g7 от нападения слона b2) 2.Ф:f6.

1.2.3 Дидактическое задание «Спасти связанную фигуру»
Безусловно, в умелых руках связка – очень грозное оружие, но от него можно порой найти противоядие. Прежде всего, надо посмотреть, нельзя ли как-то разрушить связку, напав на связывающую фигуру. А если связка неполная, то нельзя ли куда-нибудь отскочить связанной фигурой, одновременно создав сильную угрозу.


1 2 3


4 5 6



1b5. Слон а4 связывает коня с6, но черные нападают пешкой на слона и разрушают связку.
1Лg8. Слон g5, который связывает коня f6, сам попадает под связку. Надо его защищать, например, ходом 2.h4, но тогда 2h6, и черные выигрывают фигуру.
1К:е4 2.С:е7 Кg3+. Благодаря двойному удару черные отыгрывают ферзя и остаются с лишней фигурой.
1Л:с2, и выясняется, что ферзя бить нельзя (2.С:а7) из-за 2Лс1+с матом.
1.Ф:с5 dс 2.Ф:f6, и белые выигрывают фигуру.
1.Лс2+. Белые с шахом ставят ладью между королем и ферзем и тем самым развязывают ферзя. Черные отходят королем – 1Крb8 и получают мат после 2.Фd8+ Cc8 3.Ф:с8X.



Домашнее задание:

Решить и записать решение тех учебных позиций, которые не были разобраны на уроке.



1.3 Примеры партий.

Очень полезно изучать тактические приемы на примере дебютных вариантов или сыгранных партий. Помимо ознакомления со связками и исходящими от них опасностями, ребята знакомятся с динамикой партии (как нужно развиваться, почему одной фигурой в дебюте не стоит ходить несколько раз подряд и т.д.). Кроме того, ребята узнают названия дебютов, основные варианты рассматриваемых дебютов и знакомятся с классическим наследием.


Лопес – Леонардо
1575
Мадрид
1.




Классический пример освобождения от связки, осуществленный еще в 1575 году испанским священником Рюи Лопесом.
Разыгран отказанный Королевский гамбит: 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 d7-d6 3. Kg1-f3 Cc8-g4 4. Cf1-c4 c7-c6 5. f4:e5 d6:e5? (Лучше d6-d5) 6. Cc4:f7+ Крe8:f7 7. Kf3:e5+ Крf7-e8 8. Фd1:g4.


Легаль – Сэйнт
1750
Париж
2.




Красивейший классический пример. Была разыграна защита Филидора: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 d7-d6 3. Cc4 Cg4 4. Kc3 g6.
Черные связали коня f3, но следует прекраснейшее освобождение: 5. Kf3:e5!! Cg4:d1 ( 5 d6:e5 6. Фd1:g4 с лишней пешкой) 6. Cc4:f7+! Крe8-e7 7. Kc3-d5x!
В истории шахмат эта комбинация вошла под названием «мат Легаля».





Шифферс - Чигорин
1897
Санкт-Петербург

3.




Черные разыграли редко встречающийся вариант: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 f7-f6? 3. Kf3:e5 Фd8-e7 4. Ke5-f3 d7-d5 5. d2-d3 d5:e4 6. d3:e4 Фe7:e4 7. Cf1-e2 Kb8-c6 8. 0-0 Cc8-d7 9. Kb1-c3 Фe4-g6
10. Kc3-e5! И сейчас, если 10. Kc6:e5, то 11. Ce2-h5 и белые выигрывают ферзя из-за связки, а если черные сыграют 10. Фg6-f5, то 11. Ce2-g4 и черным нельзя взять ферзем коня из-за мата на d7. Еще одна связка!


Керес –Арламовский
1950
Щавно-Здруй

4.




В этой позиции, которая возникла из защиты Каро-Канн, белые объявили мат конем на d6 благодаря связке ферзем пешки е7.
Вот как это произошло: 1. e2-e4 c7-c6 2. Kb1-c3 d7-d5 3. Kg1-f3 d5:e4 4. Kc3:e4 Kb8-d7 5. Фd1-e2 Kg8-f6?? 6. Ke4-d6х.
Финальная позиция очень красива.
Ход белых ферзем на е2 вполне корректен, так как они могут в дальнейшем сделать длинную рокировку.





5.




Эта позиция получилась после следующего ловушечного варианта: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Kc6-d4 4. Kf3:e5 Фd8-g5 5. Ke5:f7 Фg5:g2 6. Лh1-f1 Фg2-e4+ 7. Cc4-e2 Kd4-f3x.
Мат конем на f3 стал возможен за счет связки белого слона на е2.

6.




Эта позиция взята из Защиты двух коней (атака Макса Ланге): 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Kg8-f6 4. d2-d4 e5:d4 5. 0-0 Cf8-c5 6. e4-e5 Kf6-g4 7. h2-h3? Kg4:e5 8. Kf3:e5 Kc6:e5 9. Лf1-e1 d7-d6 10. f2-f4 d4-d3+
Белые считали , что они после хода королем на h2 за счет связки выигрывают коня, однако черные ходят ферзем на h4 и сами связывают пешку на f4! У черных сильнейшая контратака.

7.




Эта позиция возникла из Ферзевого гамбита: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 e7-e6 3. Kb1-c3 Kg8-f6 4. Cc1-g5 (связка слоном g5 коня f6 и ферзя d8) 4. Kb8-d7! 5. c4:d5 e6:d5 6. Kc3:d5? (диаграмма).
Неосторожный нажим на связку, теперь следует тематическое освобождение: 6. Kf6:d5!! 7. Cg5:d8 (временно выигрывая ферзя) 7. Cf8-b4+ 8. Фd1-d2 Cb4:d2 9. Крe1:d2 Крe8:d8. В итоге у черных лишний конь.

Заключение

Уроки игры в шахматы в школе, особенно в начальной, а также во Дворцах творчества юных, положительно способствуют развитию таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение.
Они развивают усидчивость, помогают выработке важных практических навыков – умению предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.
Шахматы позволяют развить у ребенка способности совершать действие в уме.
Результат действия в уме проявляется в мыслях и не влечет за собой немедленного проявления в движении или словах.
Шахматы являются почти идеальной моделью для развития способности действовать в уме. Обычно эти способности формируются в 7 – 12 – летнем возрасте.
Тренировка таких способностей осуществляется с помощью расчетов форсированных вариантов и, особенно, при нахождении шахматных комбинаций.
В данной методической разработке расчет вариантов и нахождение шахматных комбинаций осуществляется на примере широко распространенного тактического приема в шахматной игре «Связка».





































Библиография


1. Панов В., Эстрин Я. Курс дебютов. М., 1968.
2. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., 1986.
3. Петросян Т. Шахматные лекции. М., 1989.
4. Шахматный энциклопедический словарь. М., 1990.
5. Мацукевич А. Энциклопедия дебютных ошибок. М.,2002.
6. Абрамов С., Барский В. Шахматы, первый год обучения. Методика проведения занятий. М.,2009.
7. Карпов А., Шингирей А. Школьный шахматный учебник. Начальный курс, т. 2. М.,2009.
8. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. Здравый смысл в шахматной игре. М., 2011.
9. Голенищев В. Программа подготовки шахматистов 4 и 3 разрядов. М., 2015.










13PAGE 15


13PAGE 14215




15