Урок «Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее»

На конкурс «Учитель Сочи 2014»
Номинация «Самый успешный проводник олимпийских знаний»
Дата отправки:08.09.2012
Анкетные данные:
ФИО: Репина Галина Ивановна
Телефон: 8(83354)2-37-70
Сот: 89091369347
Место проживания:
Россия, Кировская область, п. Оричи
Место работы: Кировское областное государственное
учреждение казённое учреждение средняя
общеобразовательная школа пгт Оричи,
Должность: учитель физической культуры.
Адрес электронной почты: giraar@mail.ru





Конспект Олимпийского урока
«Олимпийские игры:
прошлое, настоящее, будущее»




















Дидактическое обоснование урока


1.Тема: «Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее»
2.Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоений системы знаний и умений.
3.Тип урока: комбинированный
4.Технология: игровая, ИКТ
5.Класс: общеобразовательный
6. Цели по содержанию урока:
Образовательная
- Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями, символикой соревнований и олимпийскими видами спорта
Развивающая
- Развивать речь учащихся, умение делать выводы, обосновывать свою позицию, формулировать эмоционально-оценочные суждения.
- Расширять кругозор учащихся
Воспитательная
- создать благоприятную атмосферу для привития учащимся навыков сотрудничества между собой путем организации групповой работы;
- пропагандировать физической культуры и занятий спортом
- прививать навыки здорового образа жизни
Методы обучения:
- репродуктивный
- объяснительно-иллюстративный
- частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности
- фронтальная
- групповая
Место проведения: классный кабинет
Средства обучения: компьютер, видеопроектор, презентация, жетоны, Олимпийские кольца, информационные карты, маркеры, таблички – указатели, таблички с названиями видов спорта, медали для награждения.





Структурные компоненты
Деятельность учителя
Дози
ровка
Деятельность учащихся

1.Организационный блок.

Класс делит на 5 команд по 6 человек. (Каждый ученик при входе в класс получает цветной жетон – в зависимости от цвета определяется команда – по цвету олимпийских колец
-Звенит, заливается школьный звонок.
Зовёт нас опять на занятье урок
Нас ждёт не история и не английский.
Нас ждёт необычный урок - олимпийский.
Добрый день ребята! Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться.
2 мин
Слайд1


2.Мотивационный блок
- Недавно найдено письмо неизвестного автора. В нем он пишет: «Поздравь меня! Я стал свидетелем потрясающего события! Люди со всех концов страны, кто пешком, кто на повозках, кто на кораблях – все радостно спешили на юг. В небольшом городе я встретился с одним человеком, и мы отправились в путь вместе. По дороге я стал расспрашивать его.
Скажите, любезный, а куда все спешат?
А вы что не слышали?!. Наступил четвертый год. Все спешат на юг, на Пелопоннес, чтобы насладиться пятью незабываемыми днями! Атлеты будут демонстрировать свою силу и ловкость, и выяснять, кто же из них величайший спортсмен Греции?
А вы не боитесь, что разбойники и пираты начнут активнее нападать на путников в это время? Мне говорили, что дороги здесь небезопасны
Не беспокойтесь, в четвертый год объявляется священный мир, дороги становятся безопасными»
На этом письмо обрывается! Но вы, наверное, догадались, какое событие описывает путешественник?
-Действительно, речь идет об Олимпийских играх, и тема нашего сегодняшнего урока «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ!» Сегодня на уроке мы с вами определим, откуда же появились Олимпийские игры, познакомимся с символикой соревнований. А работать мы с вами будем по группам, каждая группа имеет свой цвет. За каждое правильно выполненное задание команда будет получать жетоны, и в конце команда, набравшая большее число жетонов, будет вознаграждена, но за нарушение правил игры команда может лишиться заработанных жетонов.
-А сейчас я попрошу вас назвать свою команду в соответствии с темой урока и подписать на указателе.

3мин
Отвечают на вопросы учителя
































Каждая группа придумывает название своей команде и записывает его на табличке – указателе.

Блок изучения нового материала









































































Физкультминутка

- Познакомиться с историей Олимпийских игр и их символикой нам помогут известные вам герои мультфильма Смешарики. Я предлагаю вам во время просмотра мультфильма ответить на вопросы информационной карты. (Просмотр мультфильма)
Вопросы к мультфильму:
-В какой стране возникли Олимпийские игры? (Греция)
-Какой бог стал покровителем Олимпийских игр? (Зевс)
- Откуда, по-вашему, появилось название «Олимпийские игры»? (от слова Олимпия – место где проходили эти игры)
-Как называли участников состязаний? (атлеты)
-Может кто-то с уроков истории запомнил в каком году впервые прошли Олимпийские игры? (776г.до н.э.)
Да действительно, состязания атлетов и положило начало проведению Олимпийских игр в 776 г. до н.э. По
правилам в состязаниях на Олимпийских играх могли принимать участие все свободные греки: богачи и бедные. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц под страхом смерти – это был мужской праздник. За 10 месяцев до начала Олимпийских игр все участники приступали к тренировкам в своем городе. А ровно за месяц до открытия игр они приезжали в южную Грецию, где тренировались недалеко от Олимпии.
- А кто сможет ответить в каких же видах спорта состязались атлеты? (бег на 1 стадию, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба, кулачный бой, гонка на колесницах, верховой езде.)
Олимпийский праздник спорта , искусства и религии проводился каждые четыре года. Античные Игры проводились на протяжении более чем 1100 лет.
После подчинения греческих земель Риму римский император Феодосий I , усмотрел в Олимпийских играх языческий обряд и запретил их в 394 г.до н.э. Сооружения Олимпии были разрушены, и идея Олимпийских игр была забыта на полторы тысячи лет.
-Кто же был инициатором возрождения Олимпийских игр? (Пьер де Кубертен)
Да, инициатива возрождения олимпийского движения принадлежит французу Пьеру де Кубертену. Первая олимпиада Современности прошла на родине игр в Греции. Далее олимпийское движение стало активно развиваться и появляется олимпийская символика.
-Какие олимпийские символы вам известны? (олимпийский огонь, флаг, девиз, эмблемы, талисман)
- На столе каждой команды лежит конверт с буквами.
Задание: собрать девиз олимпийских игр. Кто соберёт, поднимите руки. (Команда собравшая первой и правильно получает два жетона, а остальные по одному)
- Следующий символ Олимпийский огонь. Он символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу. Зажигают его в Олимпии направленным пучком солнечных лучей. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады. Историю, связанную с зажжением олимпийского огня нам расскажет Саша Мосеев.
-Что представляет из себя флаг Олимпийских игр?
-
· Какого он цвета? (белый)
-Что изображено на флаге? (разноцветные кольца)
-Что означают цвета колец на флаге? (5континентов)
-Почему эти кольца переплетены между собой? (это символ мира и дружбы между всеми народами мира)
У каждого на столе лежат олимпийские кольца. Я попрошу вас обсудите в командах где находится именно то кольцо которое досталось вам, и выйдя к доске поместите его в трафарет. Команда, выполнившая задание вперёд и правильно получит два жетона, остальные один, если задание выполнено правильно.
- А сейчас раскрасим флаг Олимпийских игр в своих картах
Олимпийские игры подразделяются на зимние и летние. Задание командам: Каждый участник команды по очереди подходит к доске и берёт карточку с видом спорта, помещая её в нужную колонку. Команда правильно выполнившая задания получает жетон.
- Ребята, а какова продолжительность зимней и летней олимпиад?(10 и 15 дней) Почему?

- Каждая олимпиада имеет свою эмблему и талисман. Обычно эмблема содержит в себе логотип пять переплетённых колец и символику государства в котором проходят Олимпийские игры. Так выглядят эмблемы олимпиады в Москве и Сочи.
Талисманом Олимпийских игр обычно становится какое-либо животное, распространённое на территории, того места, где проходит олимпиада.

Говоря о символике Олимпийских игр нельзя не сказать о больших праздниках в начале и конце Олимпиады – это церемонии открытия и закрытия игр . На церемонии открытия в параде стран первой всегда выходит команда Греции. Далее команды стран идут в алфавитном порядке. Замыкает парад команда страны-хозяйки Игр. На церемонии выступают Президент Оргкомитета и Президент МОК. Олимпийский флаг поднимают во время исполнения олимпийского гимна. Олимпийский факел, доставленный из Греции, используется для зажжения олимпийского огня. Выпускаются голуби как символ мира. Все атлеты и официальные лица команд принимают олимпийскую клятву. Так же торжественно проходит и церемония закрытия. Очень трогательно на церемонии закрытия олимпиады 80 прощался талисман игр с участниками и зрителями. Я предлагаю посмотреть этот видеофрагмент и приглашаю ребят которые участвовали в подготовке.
(Песня и ролик «До свиданье, Москва!»)
- Ребята, а какие мысли у вас навевает эта песня?
- Что значат слова «Расстаются друзья, остается в сердце нежность»
-А как вы понимаете слова «До свиданья, до новых встреч»?

-Ребята, а какие награды получают спортсмены на Олимпийских играх? (Медаль)
Да действительно, олимпийские медали. Их получили уже множество наших соотечественников. Больше всех олимпийских медалей завоевала наша гимнастка Лариса Латынина – она имеет 18 олимпийских наград. Столько олимпийских медалей не имеет ни один спортсмен в мире.
А сейчас я приглашаю группу ребят, которые готовили сообщение «Было время, и вятские боролись за медали». Ребята расскажут о вятских спортсменах – олимпийцах.
(сообщения детей).
- Ребята, а я хочу познакомить вас с книгой «Олимпийцы земли Вятской». Здесь вы можете подробно прочитать о всех спортсменах – земляках, которые защищали честь страны на Олимпийских играх. (демонстрация книги)
- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать Олимпийским чемпионом?
- А есть ли среди ваших одноклассников или друзей, те которые могут стать знаменитыми спортсменами?

А сейчас прослушайте отрывок из песни
(звучит отрывок из песни «Гимн Сочи 2014»)
- О каком мероприятии идёт речь в этой песне?
- Где эти игры будут проходить?
- В каком году?
4 июля 2007 г. весь мир наблюдал за тем, как Сочи посчастливилось получить почётную возможность быть хозяином Олимпиады-2014 г.
-Вспомните, что вы почувствовали, когда узнали эту новость? (Радость, гордость, восхищение).
- Чего вы ожидаете от предстоящих зимних Олимпийских игр в России? (К нам приедет много гостей, построят спортивные комплексы).







Слайд 2


Слайд3




















Слайд4














Слайд5












Слайд6

Слайд7

























Слайд8









Слайд 9и 10





Слайд11


Слайд12


Слайд13





















Слайд14







Слайд15







Слайд
16-21














Слайд22
Воспринимают информацию из мультфильма, отвечают на вопросы информационной карты письменно.












































Собирают из букв девиз олимпийских игр




Саша: «Сестре моей бабушки посчастливилось стать факелоносцем Летних Олимпийских игр 1980 г. Вера Васильевна Анисимова рассказала, что ответственность была больная, организаторы предупредили всех факелоносцев, что нельзя останавливаться даже если в вас будут стрелять. Очень волнителен стал для неё этот момент. Такая честь моей родственнице выпала за медаль, принесённую Советскому Союзу на Олимпиаде – 76 в Монреале. На этом её успех не закончился. В 1980г Анисимова становится обладателем серебряной награды в эстафетном беге. Сейчас знаменитая сестра моей бабушки проживает в г. Москве и занимается тренерской деятельностью.




Помещают олимпийское кольцо своей команды в трафарет на доске.



По очереди выходят к доске и помещают карточку
































Заранее подготовленные дети поют песню.














Дети, готовившие доклады о вятских спортсменах рассказывают сообщения.












Блок закрепление пройденного материла.



А сейчас мы с вами поиграем в интеллектуальную игру. Игра командная. Каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы, выбранной вами категории. Если команда правильно отвечает на вопрос, она получает жетоны в зависимости от цены вопроса. Если команда затрудняется ответить, право ответить предоставляется команде первой поднявшей руку.
История Олимпийских игр
1. Где проводились первые Олимпийские игры?
2.Бог, покровитель Олимпийских игр?
3. «Кот в мешке» Какое самое высокое спортивное звание?
4. Кто допускался к участию в Олимпийских играх, а кто нет?
5. К какому году относится первая исторически достоверная запись об Олимпийских играх?
Современные Олимпийские игры
1. Какова продолжительность летних и зимних Олимпийских игр?
2. Кто был организатором возобновления Олимпийских игр современности?
3. Какая древнегреческая традиция сохранилась в Олимпийских играх до наших дней?
4. В каком порядке идут команды во время открытия Олимпийских игр?
5. Российская спортсменка, завоевавшая большее количество олимпийских медалей ?
Символика Олимпийских игр.
1.Как выглядит Олимпийский флаг?
2.Каков девиз Олимпийских игр?
3.Что означает Олимпийская эмблема – пять переплетенных колец?
4.Что это?
5.Что такое Олимпийская хартия ?


10мин






Отвечают на вопросы интеллектуальной игры


Заключительный
блок









(Награждение команд медалями)
-Домашнее задание: Информационный лист приклеить в тетрадь по физкультуре. Нарисовать свой эскиз талисмана для Олимпиады 2014 года в Сочи.

Гаснет огонь олимпийский,
Значит, прощаться пора.
Всем вам, друзья-олимпийцы
Я пожелаю добра,
Мира и радость победы
В спорте, учёбе, труде.
Кем бы и кто бы ты ни был,
Будь олимпийцем везде!



2 мин












15