Доклад Психолого-педагогические аспекты развития критического и творческого мыцшления в условиях современного урока английского языка

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Уваровщинская средней общеобразовательной школа» в селе Калаис
Кирсановского района, Тамбовской области.





Доклад

«Психолого-педагогические аспекты развития критического и творческого мышления в условиях современного урока английского языка»


Учитель английского языка
Костенко Галина Александровна









Важнейшей задачей образования на современном этапе становится формирование предметных и универсальных способов действий. А деятельностный подход – основной способ получения знаний. Вот почему необходимо постоянно думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираться на интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у учеников критическое и творческое мышление. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются взаимообусловлено.
Развитие рационального, критического мышления одна из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей на протяжении десятилетий.
Для развития критического и творческого мышления я использую в своей работе различные методы и технологии. Но сегодня я остановлюсь на двух из них: Технология РКМЧП – «развитие критического мышления через чтение и письмо» и « Дебаты».
Технология РКМЧП – «развитие критического мышления через чтение и письмо»-одна из самых современных педагогических технологий, - это не только технология, это международный проект, поддержанный Международной читательской организацией “IRA” и институтом «Открытое общество» (Фонд Сороса).
В основу технологии были положены идеи развивающего обучения великих психологов и педагогов от Жана Пиаже, Лоуренса Колберга до Льва Выготского.
Основные положения этой технологии предполагают следующие задачи обучения школьников:
-научить умению мыслить критически;
-научить умению работать с текстом: научным, художественным;
-создавать собственные творческие работы;
-при встрече с новой информацией уметь рассматривать её вдумчиво и критически;
-представлять новые идеи с различных точек зрения.
Данная технология даёт возможность определять и ставить личные цели, поддерживать активность на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать и задавать вопросы, помогает выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию к чтению, воспитывает уважительное отношение к чужому мнению.
Критическое мышление – это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается с постановки вопроса, строится на основе убедительной аргументации. Учитель, владеющий этой технологией, сможет активнее готовить учеников к жизни в обществе, т.к. им в будущем придётся сталкиваться с самыми разными задачами и выбирать оптимальные варианты их решения.
Уроки английского языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (сокращенно - РКМЧП или КМ) выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами.

В ходе такого урока « Критические мыслители»
решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
рассматривают несколько возможностей решения проблемы;
проявляют известную настойчивость в решении проблем;
контролируют себя, свою импульсивность;
слушают собеседника;
терпимо относятсяся к чужому мнению;
эмпатичны;
строят различные выводы;
размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их;
строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;
применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;
активно воспринимают информацию.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации и превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Существует несколько приёмов и методов критического мышления, но все они состоят из трёх этапов: вызов ----осмысление-------рефлексия.
Чтобы обучающиеся активно заработали, их надо заинтересовать. Для этого существует этап «вызова». Именно здесь идёт вовлечение в работу (вводится новая тема, определяются цели). Элемент неожиданности будет здесь кстати, главное, чтобы он заинтересовал ребят. Происходит активизация всех и каждого в отдельности.
Например, перед изучением темы «Путешествие» в 6 классе я показываю детям картинки с изображением некоторых средств передвижения: самолёт, поезд, велосипед, автомобиль. Задаю вопрос «Что между ними общего?» Вместе приходим к мысли, что при помощи этих средств люди путешествуют.
На этапе «осмысления» уже рассуждаем по-другому: куда можно ехать, с кем и с какой целью. Здесь обдумывается информация, привлекаются имеющиеся у ребят знания, и они вовлекаются в изучение нового содержания.. Они вспоминают, куда ездили с родителями, как добирались. Они делятся мнениями, на чём быстрее, удобнее. Главное – они начинают раскрывать свои возможности, выражать именно свои мысли. Пусть они ошибаются, но они говорят, и это главное. Они учатся делать выводы.
На этапе «рефлексии» происходит возврат к результатам, сравнение первоначальных знаний со знаниями после прочтения текста или после обсуждения, и ребята присваивают себе добытые новые знания как собственные, совершенно не замечая этого. На этом этапе они анализируют преимущества того или иного средства, говорят об их недостатках. Дети учатся делать выводы
В своей практике я использую несколько методических приёмов этих технологий, которые, как показала практикая, считаю наиболее успешными: «кластер», «ЗХУ»- знаю, хочу узнать, узнал, «синквейн», «5-W».
«Кластер» или «Ассоциации»- обучающий приём, который побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Приёмы работы по этой стратегии заключаются в следующем:
1.Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или на доске.
2. Затем я предлагаю учащимся в течение определенного времени написать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
3. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится время. В зависимости от речевой подготовки у учащихся разное количество слов. Потом дети делятся своими ассоциациями в паре или с другими группами.
Этот приём хорошо использовать как при введении материала (позволяет повторить изученные слова и выражения), так и при при обобщении материала. Он позволяет учащимся расширить лексический словарь по той или иной теме, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные умения. Проявляется дух соревнования, потому что каждая группа старается как можно больше написать ассоциаций. Таким образом, от темы к теме каждый ученик через ассоциации пополняет свой активный словарь. Приведу пример ассоциации :






Beautiful nature, river, forest to swim, to sunbathe, to fish
to gather mushrooms, to pick ber
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Другой приём – «Синквейн» или «Пятистишье» способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Я использую такую структуру синквейна:
1.Первая строка -одно слово, описывающее тему (существительное).
2.Вторая строка –д
·ва слова, обычно это прилагательные.
3.Третья строка – три слова, выражающие действие по теме (глаголы).
4.Четвёртая – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к теме-предложение.
5.Последняя строка –одно слово, синоним первого или итоговое слово.
Каждый ученик имеет 4-5 минут, чтобы написать синквейн. Но самый эффективный способ организации такой работы – работа в парах. Ученики тогда как бы дополняют один другого.

Friend
real, reliable
trust, respect, rely on
I like my friend
A real friend is great

«ЗХУ» знаю, хочу узнать, узнал - этот приём позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу на уроке. Перед чтением текста ученики чертят в тетради таблицу из трёх колонок. Например, читаем текст о Лондоне. В первой колонке «Знаю» ученики кратко пишут о том, что они уже знают об этом городе. Во второй колонке «Хочу узнать» они пишут о том, что бы они хотели ещё узнать о Лондоне (предугадывают). И в последней «Узнал» они заносят сведения, которые поняли из текста. Кто-то напишет больше, кто-то меньше, но в соответствии со своими знаниями.
Прием «5-W» дает возможность тренировать обучающихся в постановке вопросов, что является для них наиболее трудным с точки зрения грамматики и приближает речевую деятельность к реальным ситуациям.
Все перечисленные мною стратегии критического мышления делают урок творческим, интересным, где каждый ученик получает радость от учения, реализует своё «я»
Каждый согласится с тем, что одним из самых важных этапов обучения являются именно практические занятия. Именно в ходе общения выясняется, насколько успешными были те или иные действия в изучения английского языка. Для формирования основных навыков общения на иностранном языке я использую также ролевые игры, ситуативные диалоги и монологи. На старшей ступени обучения я ввожу педагогическую технологию «Дебаты», которая включает обсуждение проблемных вопросов и принятие решений.
Помимо развития непосредственно языковых умений, технология дебатов способствует формированию критического мышления (умения критически оценивать информацию с точки зрения достоверности, убедительности, достаточности и логичности) и развитию учебно-социальных навыков (работа в команде = распределение сфер ответственности, определение последовательности работы, общие выводы и т.д.)
Формат дебатов предусматривает: участие двух команд, состоящих из нескольких человек (Speakers). Одна из команд (Proposers) утверждает тезис (темы дебатов), другая (Opposers) – опровергает его. За соблюдением регламента игры следит Time-Keeper. Дебаты судит судейская коллегия (Jury). Учитель может сам создать команды, распределив роли, либо учащиеся создают группы самостоятельно, а роли распределяются по взаимной договорённости или по жребию. Возможно, также перед началом занятия провести тестирование, по результатам которого разделить учащихся на три группы («сильные», «средние», «слабые») и объединить по одному человеку из каждой группы в команду.
Перед проведением непосредственно дебатов нужна серьёзная предварительная подготовка учащихся. На этой стадии часто используются методы, позволяющие стимулировать творческое и критическое мышление школьников, такие как «мозговой штурм», карты памяти, структурирование проблем с помощью метаплана, мыслительный набор «Кайзен» и некоторые другие. Метод «мозгового штурма» применяется на стадии выбора идей и предполагает соблюдение ряда принципов. Прежде всего, четко формулируются цели, задачи и ограничения. Участникам обсуждения обеспечивается максимальная свобода: предоставление слова каждому, а также полная свобода мнений, поощрение «безумных» идей. Существует еще один вариант метода «мозгового штурма» - это метод «635». Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут. Затем листки с мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Дальше следует их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов Дебаты могут использоваться как в целях обобщения, систематизации и закрепления учебного материала, так и выступать в качестве контрольного говорения. Однако необходимо учитывать, что не каждая тема может быть предметом дискуссии, она должна быть грамотно сформулирована, как правильно, учителем. В методическом процессе обучения иностранному языку, возможно использовать дебаты, как форму урока и элемент технологии дебаты. Чаще всего я использую данную технологию при обобщении языкового материала перед написанием эссе. Продуктивны на уроках иностранного языка и другие форматы дебатов: экспресс-дебаты, дебаты как форма работы с письменным или устным текстом, «скоростные» дебаты и т.д. Экспресс-дебаты - это дебаты, подготовка в которых сведена к минимуму. Они проводятся на основе материала учебника либо раздаточного материала и тесно пересекаются с дебатами как формой работы с текстом. Примером служит обсуждение темы Sport damages our health (Спорт вредит здоровью) после прочтения тематического текста. При проведении «скоростных», или мини-дебатов «один на один», каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока является какая-то общая проблема, которая делится на составляющие по каждой мине-проблеме.
На своих уроках мы обсуждали такие проблемные вопросы, как «Телевидение: за и против», «Мобильный телефон- нужная вещь или бесполезная?», « Достоинства и недостатки компьютерных игр», «Овощная Диета или сбалансированное питание», «Профессиональный спорт: за и против», «Нужны ли ученику карманные деньги?» и т. д. Мы обсуждаем вопросы исследования космоса, отношение к смертной казни, клонирования человека, отношения в семье и многие другие.
Хотелось бы отметить:
Причиной большого количества ошибок в разделе «Говорение» является не столько отсутствием у учащихся глубоких знаний английского языка, сколько слабое развитие общеучебных навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции.
Изложение собственных мыслей, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения.
Довольно часто во время выступления люди не могут четко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства, они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются.
Дебаты же учат эффективным речевым приемам и тактикам, что в будущем позволит ученикам успешно использовать их в своей жизни.
Умение высказывать свои мысли, аргументировать их, находить контраргументы для оппонентов, подводить итоги вышесказанному – все это необходимо для сдачи как устной части экзамена ЕГЭ, так и письменной части ЕГЭ написания «Эссе».
Итак, что же дают вышеназванные технологии ученику?
- повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить;
- умение толерантно относиться к чужому мнению; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Учителю данные технологии дают:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического, творческого мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.





Заголовок 215