Статья Социально-педагогические аспекты взаимоотношений


Социально-педагогические аспекты взаимоотношений
«Счастье – лучший университет» - сказал А.С. Пушкин. Что это значит? Вырастая, ребёнок должен постоянно чувствовать родительскую любовь – тогда он счастлив, тогда он входит во взрослую жизнь полноценным гражданином.
Родители, не зная, что ребёнок по- своему, не так, как взрослые ощущают родительскую любовь, сами того не желая, могут сделать его несчастным. Вот причина непослушания, плохой учёбы и даже скрытой агрессии. Как найти тот необходимый и единственно верный путь к сердцу ребёнка и достигнуть взаимопонимания. Постараюсь подсказать с помощью своего выступления.
Ребёнок должен запомнить главное: моя мама любила меня, мой отец любил меня!
А сели непонимание? Что делать? Как поступить.
Помните ли? Мы там тоже были … была когда-то далёкая страна под названием «Непонимандия», она же «Эгоиндия», она же «Острова разобщённости», она же «Глупляндия»…
У страны этой был властелин по имени Наказание, он же Возмездие, он же Кара, он же Соответствующие выводы, Необходимые меры. Злополучные аборигены оставались по-прежнему непониманцами, непослушанцами, и все рвались в какую-нибудь Небывандию,Грубияндию, Хулигандию. Некоторые прикидывались, а кто и всерьёз делались послушанцем, старанцем, перестаранцем!
И вот дожили. Ходим с мрачным и грозным видом, растерянные и взбешённые.
Ну как ещё наказывать? Лишить гулянья во дворе? Нельзя, доктор велел каждый день быть на воздухе. Что угодно, но не мешать здоровью. Заставить мыть пол? Вымоет так, что не ототрёшь. Не дать на кино? На мороженное? Да, пока мы живём во Взаимонепонимандии, властелину по имени Наказание скучать не приходится.
Единственная просьба:
НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: ЗАЧЕМ?
В нашем обществе есть много счастливых и дружных семей, но есть и семьи с серьёзными проблемами. Напряжение, которое испытывает семья в наше время, когда общество стремительно меняется, зачастую бывает тяжело выдержать. Наряду с борьбой, которая вообще свойственна жизни, напряжение может усиливаться от таких факторов, как безработица, безденежье, стеснённые жилищные условия, злоупотребление алкоголем, др. проблемы. Иногда это приводит к насилию. Часто родители, жестоко обращающиеся с детьми, в детстве испытывали жестокость на себе, и через них продолжается этот цикл насилия. Насилие бывает физическим и эмоциональным.
Физическое насилие имеет место в тех случаях, когда ребёнку либо подростку умышленно причиняют физическую боль или об этом знают и сознательно не препятствуют. Насилие обычно возникает между детьми и родителями либо другими родственниками. Человек , совершающий много раз насилие, говорит своей жертве, что « не бил бы её, если бы …». Но проблема в том, что насилие заложено в человеке, который его совершает, а не в том, кому причиняется боль. Те, кто подвергается насилию, едва ли могут почувствовать свою ценность и уверенность в себе вне зависимости от того, какого они возраста. Через любой вид насилия внушается мысль: «Ты заслуживаешь, чтобы тебя били. Ты плохой». Дети и подростки реагируют на насилие по-разному. Воспитатели утверждают: « Если ребёнка бить и унижать, то он будет стыдиться, почувствует себя ничтожным и никуда не годным. Чем больше человек испытывает побоев и унижений, тем больше он укрепляется в мысли, что у него нет выбора и он никак не может повлиять на свою жизнь».
Наиболее часто встречается эмоциональное насилие. Это постоянное оскорбление чувств ребёнка одним из родителей или опекунов. Эмоциональное насилие выражается в различных формах:
- Ты меня до белого каления доводишь. Где ты набираешься этих дурацких идей?
- Жаль, что ты не такой сообразительный, как твой брат. Он всегда так хорошо делал сам. должно быть, в каждой семье должен быть свой урод.
- Ты никуда не годишься!
- И зачем ты только родился?
Если родители не окружены в детстве теплом и заботой, они будут относиться к своим детям так же, как к ним относились родители. Трагедия заключается в цикличной повторяемости явления – из поколения в поколение.
Детям необходимо, чтобы поведение родителей было предсказуемым. Но часто дети не знают, чего им ждать от родных. Иногда люди, воспитанные в таких условиях, ужасно боятся совершить какую – нибудь ошибку и чувствуют, что должны выполнять всё идеально. Но может быть, что они никогда ничего не смогут сделать правильно.
Если ребёнок не может утвердиться как личность и никто не оказывает ему настоящей эмоциональной поддержки, все его чувства оказываются расстроены. Дети, испытывающие эмоциональное насилие, не могут положиться на собственные чувства и в своих мыслях становятся зависимыми от других. То, что о них думают, определяет их мнения и эмоции, их представления, собственные убеждения. Дети, испытавшие насилие, могут вырасти жестокими родителями.
Наиболее распространенные последствия:
- чувство агрессии, желание разрушать и разбивать вещи;
- неспособность поддерживать отношения с людьми;
- чувство враждебности и настороженности;
- низкая самооценка, замкнутость, плаксивость;
- чувство вины и стыда.
Как бы ни протестовал разум против рукоприкладства, жизнь гнёт своё. Сыночка, которого мы ни разу не тронули пальцем, всё равно будут бить во дворе, в классе, или он будет делать сам. Ещё вопрос, что он предпочтёт: получить раз-другой в месяц пару шлепков или каждый день слушать бесконечный крик.
Что из этого следует? Рекомендации шлепков вместо крика? Ни в коей мере. Лишь утверждение, что психическое наказание может быть тяжелее физического.
СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ВСЕХ.
Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее НАКАЗАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать …
.Если есть сомнение, не наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
За один раз – одно. Салат из наказаний – блюдо не для детской души! Наказание – не за счёт любви, что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было!
Можно отменять только наказание. Даже если набезобразничал так, что хуже некуда. Не мешайте ребёнку быть разным.
Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказания внушают ребёнку прошлое, не даёт стать другим.
Наказан – прощён! Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.
Без унижения. Если ребёнок считает, что мы не справедливы, наказание подействует в обратную сторону.
Ребёнок не должен бояться гнева, наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения.
Выучим наизусть!
Ни ребёнка, ни взрослого нельзя наказывать и ругать:
Когда он болен, испытывает какие- либо недомогания или ещё не совсем оправился после физической или душевной травмы (драка, несчастный случай, плохая отметка);
Когда не справляется со страхом, с ленью, невнимательностью – короче, во всех случаях, когда что-то не получается;
Когда внутренние мотивы проступка нам не понятны;
Когда мы сами не в себе, когда устали, огорчены или раздражены. В этом состоянии гнев всегда лжёт.
Помнить о внушаемости.
Вот одна из самых обычных, нелепых и трагичных ошибок. Ругая ребёнка, равно как и взрослого, то есть более чем решительно и убеждённо, что он (она):
лентяй,
трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, -
мы это внушаем … Ребёнок верит.
Слова для ребёнка значат то, что значат. Всякое утверждение воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра «Принимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не усваивается.
Оценивая – внушаем самооценку.
Если:
- ничего из тебя не выйдет,
- ты неисправим,
- ненормальный! И т.д. – то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Ведь это самое настоящее внушение. Не воспринимает, игнорирует? Защищается.
Как? Как угодно, но уж не так, как этого хочется нам, будьте уверены. Пойдёт на все, чтобы доказать НЕ НАМ, что все-таки стоит жить на свете.
Детям необходимо, чтобы поведение родителей было предсказуемым.
Косвенное неодобрение.
Очень сильный, тонкий и разнообразный метод.
Опасайтесь двойственности.
Ругаем страшными словами, а в интонациях «Ты же знаешь, как я тебя обожаю, свинью единственную; ты же знаешь, что в конце концов я тебе все позволю».
Сколько драгоценных минут и часов, сколько жизней отравляются стерегущей угрозой.
Не забудем же слова, давно сказанные:
«Все есть яд, и все есть лекарство. Тем или другим делает только доза».