Презентация Педагогические приемы активизации познавательной деятельности обучающихся


Педагогические приемы активизации познавательной деятельности обучающихся Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики -активизация познавательной деятельности учащихся.Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.  Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы. На уроках создаются ситуации, в которых учащиеся сами:  Отстаивают своё мнение; Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; Задают вопросы друг другу и учителю; Анализируют ответы друг друга; Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка); Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников; Самостоятельно выбирают разноуровневые задания; Находят несколько вариантов решения проблемы; Познавательная деятельность развивает:логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через игру.  Для активизации познавательной деятельности учащихся и повышения интереса к учению на каждом этапе любого урока, употребляют различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям,индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.   Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости способствует создание нестандартных ситуаций:урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Учащиеся начальной школы – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Первостепенное значение для них имеют: приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности.  Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.  Методы активизации познавательной деятельности:Метод алгоритмизированного обучения. Метод эвристического обучения.Метод исследовательского обучения. Метод проблемного обучения. На уроках создают проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы Метод эвристического обучения Основная цель - поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаются сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получают ответ). Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов,последующую проверку правил, отыскание границ применения правил. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод. Методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников:Метод дискуссий.Метод самостоятельной работы.Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.Метод проблемного изложения. Метод дискуссийСтоит добиваться, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других. Метод самостоятельной работыДают задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Ребята учатся:анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. карточки для закрепления карточки с целью контроляпрактические заданиятестовые задания и др Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию: приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда. Для активизации познавательной деятельности обучающихся представляют учебный материал с использованием современных средств обучения.Учебные презентации в программе Microsoft Power Point по различным темам.. Мультимедийные диски, как компоненты преподавания информатики. электронные учебники и книг, мультимедийные энциклопедии, тренажеры различных видов, контролирующие системы для автоматизированного тестирования. Интерактивная доска. Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. Для  активизации познавательного интереса не малую роль играют межпредметные связи.Связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.Эффективными способами является проблемное обучение. метод проектов. ролевой метод. Проблемное обучение.Заключается в :создании перед учащимися проблемных (поисковых) ситуаций, возбуждении у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечении их в самостоятельную познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности формирование у них умений и способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой информации. Метод проектов.Обеспечивает подготовленность учащихся к  быстрой  смене идей и технологий, свойственной современному информационному обществу Ролевой метод.Попросить учащихся представить себя в роли объясняющего, или предложить учащимся роль человека, которому предстоит воспользоваться чьим-то алгоритмом. Попытка представить себя в роли другого заставляет человека и на себя взглянуть со стороны. Навык к исполнению роли непрост и должен специальным образом формироваться, ролевое исполнение и составление алгоритмов способствует приобретению такого навыка Приёмы для понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов, тем…«Оратор»За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.«Автор»Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Как бы вы объяснили ученикам эту тему?«Профи»Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? Источники:http://www.prodlenka.org/opyt-i-problemy/2148-aktivizacija-poznavatelnoj-dejatelnosti-uchas.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/626813/http://collegy.ucoz.ru/load/35-1-0-7412 Успехов в педагогической деятельности!