Конспект урока информатики «Перевод из двоичной системы счисления в десятичную»

Урок информатики 8 класс
Тема: "Двоичная система счисления. Перевод из двоичной системы счисления в десятичную"
Цель урока:Формирование новых знаний, умений и навыков по теме "Двоичная система счисления. Перевод из двоичной системы счисления в десятичную", осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему.
Задачи:
Образовательные:
дать определение понятия «система счисления»;
вывести алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную и наоборот;
научится переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную.
Воспитательные:
воспитывать информационную культуру, внимание, аккуратность, усидчивость.
Развивающие:
развивать коммуникативные навыки работы в группах;
развивать познавательный интерес к предмету информатика.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-практикум.
Оборудование урока: компьютер с проектором, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
Организационный момент. (1 слайд)
Здравствуйте, меня зовут Тихонова Юлия Дмитриевна я учитель информатики «Устино-Копьевской СОШ». В начале нашего урока я бы хотела, что бы вы улыбнулись мне и улыбнулись друг другу.
Подготовка к восприятию нового материала.
А теперь мы с вами погружаемся в захватывающий мир информатики.
И начнем с ваших ответов на предложенные мной вопросы.
С каким универсальным техническим устройством мы работаем на уроках информатики? (Это устройство называется компьютер.)
Для чего была изобретена ЭВМ? (ЭВМ изобретена для работы с числами)
На каком школьном учебном предмете вас учат работать с числами? (С числами работаем на математике.)
 Сколько цифр используется для представления чисел? (10: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
С помощью этих 10 цифр мы можем записать любое число в математике, но оказывается любое число можно записать и с помощью 2 цифр, и 3 цифр и т.д. Для этого существуют различные системы счисления. Что же такое система счисления?
Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса: (2 слайд)
позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе. (3,4,5, слайд)
(6 -7слайд)
Основание
Название системы счисления
Знаки

2
Двоичная
0, 1

3
Троичная
0, 1, 2

4
Четверичная
0, 1, 2, 3

5
Пятиричная
0, 1, 2, 3, 4

8
Восьмиричная
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

10
Десятичная
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

12
Двенадцатиричная
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В

16
Шестнадцатиричная
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F

Целеполагание и мотивация.
Я, думаю, вы задались вопросом. А для чего нам нужны системы счисления? Я хочу вам, ответь на этот вопрос, все компьютерное программирование строится по принципу двоичного кодирования. Сегодня на уроке мы познакомимся с принципом двоичного кодирования и научимся переводить числа из десятичной системы счисления в произвольную. (8-9 слайд)

Восприятие и первичное осознание нового материала.
Для того, что бы перейти к двоичной системе счисления мы сначала поговорим об операциях с 10 системой счисления. А именно разложение на разрядные единицы числа 333 (10 слайд)
333 = 300 + 30 + 3
Но мы можем применить и другую запись разложения числа на разряды:
3 * 102 + 3 * 101 + 3 * 100 - эта запись называется развернутой формой записи числа
Давайте закрепим, записав в развернутой форме число 236: 2 * 102 + 3 * 101 + 6 * 100 , именно эту запись мы применяем в информатике.
Вспомнив десятичную систему счисления мы переходим к двоичной системе и переводу числа записанного в двоичной системе в десятичную. Для этого познакомимся с алгоритмом перевода из двоичной системы в десятичную.
Алгоритм перевода чисел из двоичной системы в десятичную (11 слайд)
Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо это число представить в виде суммы произведений степеней основания двоичной системы счисления на соответствующие цифры в разрядах двоичного числа.
Например, требуется перевести двоичное число 10110110 в десятичное. В этом числе 8 цифр и 8 разрядов ( разряды считаются, начиная с нулевого, которому соответствует младший бит). В соответствии с уже известным нам правилом представим его в виде суммы степеней с основанием 2:

Запишите в развернутой форме двоичное число 10010012 = 1*26 +0*25+0*24+ 1*23 +0*22+0*21+ 1*20 = 64+8+1=7310(12 слайд)
Переведите в десятичную систему счисления числа 111012, 101012, 111002, (13 слайд)
111012=1*24+ 1*23 +1*22+0*21+ 1*20=16+8+4+1=2910
101012=1*24+ 0*23 +1*22+0*21+ 1*20=16+4+1=2110
111002=1*24+ 1*23 +1*22+0*21+ 0*20=16+8+4=2810
Систематизация знаний.
Самостоятельная работа
А теперь давайте посмотрим, получиться ли у вас перевести самостоятельно. Обратите внимание на ваших столах лежат карточки с заданиями, но так же есть свободные столы, где тоже есть карточки.
Ваша задача: записать номер карточки, решить задание, пересесть на свободное место. За 5 минут постараться решить правильно как можно больше заданий.
№1 101 = 5
№2 1010 = 10
№ 3 1110 = 14
№4 10111 = 23
№5 10001 = 17
№6 101010 = 42
№7 110011 = 51
№8 10110 = 22
№9 111110 = 62
№10 100011 = 35
№11 1010101 = 85
№12 1100110 = 104(14 слайд)
Взаимопроверка
Время вышло. Займите свои места, обменяйтесь тетрадями, Внимание на экран: от вашей внимательности и объективности зависит оценка которую вы поставите своему соседу по парте.
Обобщение.
(Организовать группы) (15 слайд)
А сейчас вы почувствуете себя настоящими программистами. Я вам раздам карточки с заданиями. Вам необходимо выполнить перевод чисел и на рабочих листах изобразить полученный рисунок:
задание
Выполнить перевод координат в десятичную систему счисления и отметить точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите рисунок.




№ точки
Двоичная
№ точки
Двоичная


x
y

x
y

1
10
10
7
110
1000

2
1
100
8
110
111

3
11
100
9
1000
101

4
11
101
10
1000
100

5
101
111
11
1010
100

6
101
1000
12
1010
10




1
10
10


Итог урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Чему научились на уроке?
Какой момент урока вам больше понравился?
Вашим домашним заданием будет работа на карточках, в которой вы выполните перевод чисел из двоичной системы в десятичную и построите по полученным точкам рисунок!

Рефлексия
Ну, вот наш урок и подошел к концу. На доске висит один большой и несколько маленьких смайликов, при выходе из кабинета возьмите себе на память смайлик, если вам понравился урок!. (17 слайд)
Всем спасибо, до свидания!

)ђ Заголовок 1)ђ Заголовок 2)ђ Заголовок 315