Использование методических приемов при повторительном изучении материала и подготовке к итоговой аттестации


МКОУСОШ № 66
Выступление на педагогическом совете
Использование методических приемов при повторительном изучении материала и подготовке к итоговой аттестации
г.Тула
Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых уроками обобщения повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.
Для обобщающего повторения в конце учебного года должен быть отобран самый важный материал с точки зрения образовательной ценности или с точки зрения широты его связей с другими вопросами курсов математики и смежных дисциплин.
Наиболее целесообразным является распределение повторяемых вопросов по содержательно-методическим линиям курса, порядок следования которых позволяет эффективно реализовать связи между темами.
Выбор формы организации повторения теоретического материала во многом зависит от характера повторяемого материала, но в конечном счете определяется возможностями конкретного класса и количеством часов, отведенных учителем для проведения обобщающего повторения в конце учебного года.
Поскольку повторение начинается со второго полугодия, то я на уроках алгебры провожу математические диктанты. Каждый диктант посвящен разным , ранее пройденным темам. Число вопросов в диктанте равно 5 (это удобно для оценивания результатов). Характер вопросов таков, что не требуется особой сообразительности для верного ответа. Нужно только хорошо знать материал. Вопросы не требуют каких-либо длительных выкладок. Желательно, чтобы один из учеников класса отвечал на вопросы у доски, используя переносную доску. Потом надо обсудить ответы, имея перед собой работу ученика. Рекомендуется проводить такую работу в начале урока, сам диктант занимает около 5 минут, его обсуждение – еще 5 минут.
Целью таких диктантов является – систематическое повторение всего ранее изученного материала. При проведении каждый ученик в классе старается ответить на вопросы. Анализ диктанта, проводимый сразу после его окончания, проходит на высоком уровне внимания и интереса всего класса. Учитель может легко добиться заинтересованного участия всего класса в повторении ранее пройденного.
Еще одной формой обобщающего повторения являются уроки-тренинги.
Например.
Урок- тренинг по теме «Частные случаи квадратных уравнений», на котором повторяются и систематизируются методы решения разных видов квадратных уравнений. К концу урока дети должны вспомнить виды квадратных уравнений и методы их решения.
Ход урока- тренинга.
I. Постановка целей урока.
II. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения (20 мин).
В ходе самостоятельной работы ученики пробуют самостоятельно решить все уравнения, найти разные способы решения и прийти к выводу, какой способ рациональнее.
III. Работа в парах. (5 мин)
При обсуждении работы в парах, ученики сверяют свои ответы, просматривают способы решения квадратных уравнений. У учеников появляется возможность проговорить способ решения, объяснить свой способ, что требует активной речевой деятельности, развивает умение слушать и понимать решение товарища, принимать общее решение.
IV. Коллективная работа класса. Обсуждение различных мнений и выработке общего плана действий. (10 мин).
Еще одной формой итогового повторения, которую я использую в работе является защита реферата или научная работа. Такая работа обычно проводится в старших классах на уроках геометрии. После изучения тем: «Многогранники» и «Тела вращения» учащимся дается задание по определенной , конкретной теме.
Рефераты условно разделяются на три типа:
1) классификационный, позволяющий ученикам обобщить материал, изучаемый в различных разделах геометрии и в различное время;
2) познавательный, позволяющий изучить внепрограммный материал и показать его применение к решению задач основного курса;
3) исследовательский, основным содержанием которого является цепочка задач, решаемых учеником самостоятельно.
Такой вид работы может быть индивидуальным, а возможен и в паре: один отвечает за теорию, а другой – за решение задач. Потом такие рефераты выслушиваются учащимися класса на уроках итогового повторения. Практическая часть является неотъемлемой частью подготовки к итоговой аттестации при решении заданий части С ЕГЭ.
Подготовка к итоговой аттестации может быть различной: самостоятельной, курсы при институте, элективные курсы в школе, групповые занятия.
Остановлюсь на элективных курсах. Цель – это подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ призван заменить собой два экзамена – выпускной за среднюю школу и вступительный в высшие учебные заведения.
Опыт проведения ЕГЭ показал, что успешной сдаче этого экзамена помогает отчетливое представление об особенностях содержания и формы проверочных заданий и требованиях, а также целенаправленная и систематическая подготовка к выполнению подобных заданий.
Для самостоятельного изучения рекомендую данное задание.
В начале каждой главы даются основные сведения, необходимые для решения системы задач, приведенных в ней. Затем рассматриваются примеры заданий различной сложности (базовой, повышенной, высокой), для решения которых используются приведенные выше сведения. К каждому заданию приводится решение, а в некоторых случаях даются необходимые комментарии (например, подробно рассмотрен один из возможных методов решения, а также дано краткое описание других возможных методов). Далее приводится система тренировочных заданий.
Самостоятельное выполнение заданий позволит правильно организовать повторение материала. На элективных курсах рассматриваются
1)варианты ЕГЭ предыдущих годов ;
2)задания из пособия факультета довузовской подготовки, предоставленная нам Тульским государственным университетом.
Хорошо на занятиях рассмотреть один вариант, а на дом дать аналогичный для закрепления.
Удобно использовать тетради с печатной основой, в которой сначала рассматривается решение примера, затем дается аналогичный, в котором нужно дописать определенное конкретное решение.
Эффективно на занятиях использовать работу в группах. На группу дается несколько заданий. Каждый решает свое задание, потом обсуждает в группе. Позже группы меняются заданиями. Затруднения, вызванные при решении, устраняются путем обращения к ученику, ответственному за свое задание.
На уроках и на дом даются индивидуальные задания с учетом обученности учащихся.