Технологическая карта изучения темы «Эпоха дворцовых переворотов»


Технологическая карта изучения темы «Эпоха дворцовых переворотов»
Юденко Ирина Викторовна
Предмет История России
Класс 7
Количество часов Определяется в соответствии с календарно-тематическим планированием. Базовый уровень – 2 часа ( второй урок – семинар)
Тип урока комбинированный
Технология урок с использованием ИКТ, метод проблемного обучения, технология сотрудничества
Тема Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.
Цель Выявить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с историческими документами
Задачи образовательная – развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе дворцовых переворотов на основе уже имеющихся знаний.
развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами.
воспитательная – определить свое отношение к событиям 18в.
Оборудование и материалы Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), дополнительные материалв, генеалогическое дерево Романовых, портреты
Основные термины, понятия, даты 1725 г. — смерть Петра I;
1725—1727 гг. — правление Екатерины I;
1727—1730 гг. — правление Петра II;
1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны;
1740 г. — провозглашение императором Ивана Антоновича;
1741 г. — низложение Ивана Антоновича и регентши Анны Леопольдовны;
1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны;
1761—1762 гг. — царствование Петра III;
1762 г. — приход к власти Екатерины II.
Планируемый результат
Предметные образовательные результаты
называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников;
объяснять причины и последствия дворцовых переворотов;
объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия Метапредметные умения
Личностные УУД:
- работать в группах;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
- проводить поиск информации;
- проводить анализ учебного материала;
- строить логические цепочки рассуждений, доказательств.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в паре, распределять обязанности для получения общего результата;
Дидактические задачи этапов урока
Организационный Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Актуализация знаний Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося
Постановка проблемы, введение в тему Создание проблемной ситуации. Обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичное усвоение новых знаний. Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания
Первичный контроль и закрепление пройденного Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление
Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива
Домашнее задание Технология изучения
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающегося
Организационный познавательные УУД,
коммуникативные УУД,
личностные УУД Эпоха дворцовых переворотов – это период с 1725 по 1762 гг., когда в России после смерти Петра I сменилось несколько правителей в результате государственных заговоров и действий гвардии во главе либо с аристократией, либо с ближайшими соратниками Петра. К власти последовательно приходили Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем VI, Елизавета Петровна, и, наконец, Петр III. Правили они с разной степенью осознанности, вовлеченности в государственный процесс и неодинаково по времени. Обучающиеся проверяют готовность к уроку.
Актуализация знаний познавательные УУД,
коммуникативные УУД,
личностные УУД Существует точка зрения в исторической науке, что дворцовые перевороты не были неизбежным этапом развития Российской империи.
1. Вспомните, в каких родственных отношениях Пётр I состоял с царями Михаилом Фёдоровичем, Алексеем Михайловичем, Фёдором Алексеевичем,
Иваном V Алексеевичем, царевной Софьей.
2. Каким образом происходило наследование царской власти первыми Романовыми?
3. Кто был наследником престола в первый период царствования Петра I (до 1689 г.)?
4. Какой порядок наследования трона
был введён Петром I после «дела царевича Алексея»?
5. Какие ближайшие родственники царя могли рассчитывать на наследование императорской власти? Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение.
Предположительно выходят на проблему – можно ли было избежать частой смены правителей России?
Постановка проблемы, ввведение в тему познавательные УУД,
коммуникативные УУД,
личностные УУД регулятивные УУД Почему же в эпоху Московской Руси и допетровской России не известно случаев покушения на государя и стремления свергнуть его с престола со стороны подданных, а в 18 веке наступает эпоха дворцовых переворотов.
Предположите, кто мог стать наследником Петра I.
Подумайте, между какими силами могла начаться борьба за власть после смерти императора-реформатора Составление генеалогического древа Романовых (работа в парах)
( в слабом классе работа с готовым материалом, см приложение)
Первичное усвоение новых знаний. Организация самостоятельного исследования
познавательные УУД,
коммуникативные УУД,
личностные УУД Для продолжения нашей работы предлагаю ознакомиться с учебным фильмом по теме «Эпоха дворцовых переворотов».
http://interneturok.ru/istoriya-rossii/7-klass/rossiya-v-xvii-xviii-vv/dvortsovye-perevoroty?seconds=0&chapter_id=2313Работа с дополнительными историческими источниками и текстом учебника
Обучающиеся в ходе обзорной лекции, работе с историческими материалами и текстом учебника делают заметки и заполняют сюжетную таблицу
«Кто? Где? Когда?» (работа в парах)
( в слабом классе работа совместно с учителем)
Кто правил Время
правления Опора правителя
Екатерина 1 Алексеевна (Марта Скавронская), супруга, вдова Петра I.
Умерла от чахотки или от приступа ревматизма. 29 января 1725-6 мая 1727 гг. Гвардейские полки, сподвижники Петра I (А. Д. Меншиков, Толстой), Верховный тайный совет.
Петр II Алексеевич, внук Петра I. умер от оспы. 7 мая 1727-18 января 1730 гг. Гвардейские полки, придворная группировка князей Долгоруких, Верховный тайный совет.
Анна Иоанновна, герцогиня Курляндская (дочь царя Ивана V, брата Петра I), умерла своей смертью. 19 января 1730-14 октября 1740 гт. Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, А. И. Остсрман.
Б. К. Мииих.
Тайная канцелярия.
Иоанн VI Антонович, внучатый племянник Петра I. Анна Леопольдовна, дочь племянницы Петра I, Екатерины. 1740-1741 гг. Низложены гвардейскими полками. Немецкое дворянство.
Елизавета Петровна, дочь Петра I, умерла своей смертью. 25 ноября 1471-25 декабря 1761 гг. Гвардейские полки.
Петр Ш Федорович, внук Петра I, сын Анны Петровны. умер в Ропше 7 июля 1762 г. 25 декабря 1761-23 июля 1762 гг. Низложен гвардейскими полками. Не имел опоры.
Екатерина Алексеевна, ,супруга Петра III, принцесса София Августа Фредерика Ангхальт-Цербстская1762-1796 гг. Гвардейские полки, русское дворянство.
Первичный контроль и закрепление пройденного познавательные УУД,
коммуникативные УУД,
личностные УУД Закрепление пройденного материала в форме беседы
1.Почему гвардия начала играть решающую роль в политической жизни страны?
2. Как вы думаете можно ли провести сравнение роли, которую играли гвардейцы в эпоху дворцовых переворотов с ролью стрельцов в конце XVII в.?
Дворцовые перевороты не влекли за собой серьезных перемен в жизни страны. Фактически власть осуществлялась не монархом непосредственно, а группой его приближенных, верхушкой бюрократии. Фавориты государя могли меняться, однако состав бюрократии в целом оставался неизменным, что предопределяло преемственность внешней и внутренней политики.
3. Почему верховники предложили трон Анне Иоанновне?
Кондиции, выдвинутые верховниками, фактически упраздняли самодержавия, сводя власть царицы к нулю.
4.Каким образом Анне Иоанновне удалось разорвать «кондиции» и разогнать Верховный тайный совет?
5.Кто такой Бирон и какую политику он проводил?
Благодаря дворцовому перевороту 1741 г. на престол была возведена Елизаветы Петровны.
6.Что способствовало успеху Елизаветы Петровны?
Многие указы Петра III продолжили традиции реформ, заложенные Петром Великим: секуляризация церковных земель, прекращение преследований старообрядцев, манифест «о вольности дворянства». За этими законами стояли приближенные нового царя, служившие еще при Елизавете Петровне.
7.Почему был свергнут Петр III?
1.Гвардейцы принимали активное участие в государственных переворотах.
2. Стрельцы не были так организованы, как гвардейцы и не обладали подобным доступом во дворец.
3.Анна Иоанновна была дочерью Ивана Алексеевича, старшего брата Петра I. Она была практически неизвестна в России, так что верховники не боялись, что она будет вмешиваться в дела управления.
4.Гвардия и широкие массы дворянства поддержали сохранение самодержавия, т. к. абсолютная монархия защищала именно их интересы.
5.Он был фаворитом Анны Иоанновны и проводил политику личных интересов.
6.Гвардия поддержала дочь Петра Великого, т. к. стремилась ликвидировать засилье иностранцев и надеялась на расширение дворянских привилегий.
7.Гвардия поддержала новую императрицу, т. к. была недовольна увлечением Петра III прусскими порядками и слишком близкими сношениями Петра с пруссаками - недавними врагами русских.
Причины дворцовых переворотов:
отсутствие широкой народной опоры режима (такая опора в виде института Земского собора была упразднена);
отсутствие четких механизмов передачи власти, а соответственно, неоднозначность трактовок о легитимной фигуре преемника;
зависимость правительства в принятии политических решений от позиции гвардии.
Возможный вариант защиты работы на семенаре:
Приход к власти правителя
Основное содержание политики
Каковы основные итоги правления
Эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением привилегий дворянства.
Рефлексия
познавательные УУД,
личностные УУД Самым полезным и интересным для меня было...
Я встретился с трудностью при...
У меня хорошо получилось...
Мне это необходимо для...
Строки самому себе...
Домашнее задание Для следующего урока подготовить сообщения по следующим темам (на выбор учащихся):
Екатерина 1. Приход к власти.
Петр II Алексеевич. Пресечение династии Романовых по мужской линии.
Анна Иоанновна. Восстановление абсолютизма в России.
Анна Леопольдовна. Недолгое правление.
Иоанн Антонович. Державный младенец.
Елизавета Петровна.
Петр III Федорович. Переворот 28 июня 1762 г.
Использованная литература:
Б.Н. Серов, К.А. Соловьев Поурочные разработки по истории России конец XVI- XVIIIвек.
История России. Конец ХУ1-ХУШ век. 7 класс : технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-сост. Н. Н. Коржова. - Волгоград : Учитель, 2016.
Данилов А. А. История России, конец XVI — XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М. : Просвещение, 2015
История России. Конец ХУ1-ХУШ век. 7 класс : технологические карты уроков по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 2013.
http://interneturok.ru/istoriya-rossii/7-klass/rossiya-v-xvii-xviii-vv/dvortsovye-perevoroty?seconds=0&chapter_id=2313http://allstatepravo.ru/mpiogp/statiy-iogp/1092-dvorcovie-perevoroti-1725-1762.htmlРодословная Романовых

Дополнительный материал
С. Ф. Платонов об эпохе дворцовых переворотов
В первые 16-17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков, коренились, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой - в особенностях той среды, которая управляла делами.
Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993
Елизавета Петровна
Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, куда мужчины обязаны были приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье. Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь. Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания. При двух больших коалиционных войнах, изнурявших Западную Европу, казалось, Елизавета со своей 300-тысячной армией могла стать вершительницей европейских судеб; карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский. Ленивая и капризная, пугавшаяся всякой серьезной мысли, питавшая отвращение ко всякому деловому занятию, Елизавета не могла войти в сложные международные отношения тогдашней Европы и понять дипломатические хитросплетения своего канцлера Бестужева-Рюмина <...>.
Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991. С. 237
Петр III
Считая себя военным подмастерьем Фридриха, Петр III старался ввести строжайшую дисциплину и в немного распущенных русских войсках. Каждый день происходили экзерциции. Ни ранг, ни возраст не освобождали от маршировки. Сановные люди, давно не видавшие плаца, да к тому же успевшие запастись подагрой, должны были подвергнуться военно-балетной муштровке прусских офицеров и проделывать все военные артикулы. Фельдмаршал, бывший генерал-прокурор Сената, старик князь Никита Трубецкой по своему званию подполковника гвардии должен был являться на учение и маршировать вместе с солдатами. <...> Что было всего обиднее, сбродной Голштинской гвардии Петр отдавал во всем предпочтение перед русской, называя последнюю янычарами. А в русской внешней политике хозяйничал прусский посланник, всем распоряжавшийся при дворе Петра. Прусский вестовщик до воцарения, пересылавший Фридриху II в Семилетнюю войну сведения о русской армии, Петр на русском престоле стал верноподданным прусским министром. Перед возмущенным чувством оскорбленного национального достоинства опять восстал ненавистный призрак второй бироновщины, и это чувство подогревалось еще боязнью, что русская гвардия будет раскассирована по армейским полкам, чем ей уже грозил Бирон. К тому же все общество чувствовало в действиях правительства шатость и каприз, отсутствие единства мысли и определенного направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Все это вызвало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко, выражали недовольство, без всякого опасения порицая государя. Ропот незаметно сложился в военный заговор, а заговор повел к новому перевороту.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991. С. 245
Кондиции
Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего Государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могло. Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, також де, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит; того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
Ни с кем войны не начинять.
Миру не заключать.
Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
В знатные чины, как в статские, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
Вотчины и деревни не жаловать.
В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.
Государственные доходы в расход не употреблять - и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать.
А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
(Хрестоматия по истории СССР / сост. С. С. Дмитриев, М. В. Нечкина. Т. 2.)
Анна Иоанновна
«Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая при раннем вдовстве ... среди придворных приключений в Курляндии, где ею помыкали, как русско-прусско-польской игрушкой, она, имея уже 37 лет, привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений».
Забавы Анны Иоанновны стоили казне очень дорого, и хотя она, в отличие от Петра, терпеть не могла спиртное, содержание ее двора обходилось в 5-6 раз дороже. Более всего она любила наблюдать за шутами, среди которых были представители знатнейших фамилий - князь М.А. Голицын, граф А.П. Апраксин, князь Н.Ф. Волконский. Не исключено, что таким образом Анна продолжала мстить аристократии за свое унижение «кондициями», тем более что ВТС не разрешил в свое время въезд в Россию ее курляндскому фавориту - Э. Бирону.
Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991.