Колобок — румяный бок — ученический проект


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГОРОД УСТЬ-КАМЕНОГОРСК
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ЛИЦЕЙ №11» АКИМАТА Г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Тема проекта: «КОЛОБОК – РУМЯНЫЙ БОК»
Секция: русский язык и литература
Выполнила: ученица 2 «Б» класса
Ульянова Дарья
КГУ «Школа-лицей № 11» акимата г.Усть-КаменогорскаРуководитель: учитель начальных классов Скоснягина Надежда Сергеевна
КГУ «Школа-лицей № 11» акимата г.Усть-Каменогорскаг. Усть-Каменогорск
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ….…………………………………………………………..…….. 3
I.КОЛОБОК. ВСЁ О НЁМ………………………………..……………………. 4
1.Социологический опрос «Знакомы ли Вы с Колобком»……………… 4
2.«Колобок» - это действительно, интересно и полезно знать…………. 6
II . ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ…… ...…….……….…………………. 8
Как понять сказку «Колобок» или интерпретация колобка…………... 8
Разнообразие «Колобков» или аналогия в других сказках мира……... 9
II . КАК МЫ ВЫПЕКАЛИ КОЛОБОК… ...…….…...…….…………………. 10
1.Поиск рецепта в сказках ….……………………………………………. 10
2.Кулинарный эксперимент «Мой Колобок»……………………………. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...…………… 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ....…………………………………..………… …... 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Задания) ………………………………………………….. 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Фотографии) …………………………………………….. 18

ВВЕДЕНИЕ
Темой моего исследования стала русская народная сказка «Колобок», всем известная с самого детства. История о неугомонном круглом хлебце, который и «от бабушки ушел и от дедушки ушел». Мои родители рассказывали, как мне нравилось слушать эту сказку, когда я была еще совсем малюткой. Сейчас я научилась читать сама и мне кое-что стало не понятно с самого начала чтения этой интересной сказки.
«Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по амбару поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок». [6]
Именно с этого момента у меня и начали появляться вопросы. Мне стало интересно узнать, что такое «амбар», «сусек», само собой возник вопрос, а что же вообще значит слово «колобок», да и слово «состряпать» в моей семье тоже не употребляют. А слово «сени», где его можно использовать в нашей речи? И, наконец, почему именно «колобок»? Ну, а если разобраться с толкованием слов и вникнуть в само начало сказки, то можно и разнообразить свои кулинарные способности.
Целью работы стало изучение кулинарного секрета, с последующей выпечкой собственного Колобка.
В рамках данной цели решались следующие задачи:
толкование слов «колобок» и использование устаревших слов «амбар», «сусек»;
изучение кулинарного изделия;
испечь свой Колобок;
поделиться знаниями и опытом работы с одноклассниками и учителями.
Объект исследования: кулинарное изделие Колобок в русской народной сказке.
Методы, используемы в работе исследования:
1)изучение специальной литературы и интернет ресурсов;
2)изготовление собственного Колобка.
КОЛОБОК. ВСЁ О НЁМ
Социологический опрос «Знакомы ли Вы с Колобком».
В процессе исследования мы провели анкетирование среди взрослых и у своих одноклассников «Кто такой Колобок?». В данном анкетирование приняло 32 участника, из них 4 взрослых.
На первый вопрос: «Читали ли вы русскую народную сказку «Колобок», 100% участников анкетирования ответили положительно. (Диаграмма 1)

Диаграмма 1
2 Вопрос: Знаете ли Вы, что такое «амбар», «сусек»? Если да, то что это? (Диаграмма 2).

Диаграмма 2
Как показано на диаграмме 13% (а это и есть взрослые) знают, что такое амбар и сусек. Все взрослые считают, что амбар – это кладовая, а сусек – это ящик для хранения муки. Далее мы с вами убедимся, верно ли их утверждение. Ну, а что касается моих одноклассников, то, к сожалению, все (87% среди участников) ответили, что не знают значения этих слов.
3 вопрос: Как вы думаете, кто такой Колобок или что такое Колобок?
8058152361565Диаграмма 3
Диаграмма 3
805815124142500
На этот вопрос я получила разные ответы: 47% участников анкетирования считают, что Колобок – это сказочный герой, персонаж. 28% считают, что это тесто, 6% считают, что это хлеб, 3% - блин, 3% - круглый пирожок, а также 13% затруднились ответить, а точнее засомневались в ответе. Я же склоняюсь к тому, что Колобок - это сказочный герой из теста.
4 Вопрос: Пробовали ли Вы на вкус Колобка? Ответы конечно же заинтересовали меня. Дело в том, что 25% сказали, что пробовали, но с пояснениями: это баурсаки, круглые лепешки. 6% участников (а это взрослые) пробовали Колобка в детстве, когда им пекла мама. 75% участников анкетирования ответили, что не пробовали такое наслаждение на вкус, и это вызвало все больше интереса у меня. (Диаграмма 4)

Диаграмма 4

«Колобок» - это действительно, интересно и полезно знать.
Колобок очень популярен в современной массовой культуре. Его именем называются детские сады; пекарни и булочные; телепередачи.
378714012801600Изображение колобка – всегда в виде шара. «Колобку» посвящены целые научные труды. Более того, Колобку устанавливают памятники. Например, в Донецком парке кованых фигур есть своеобразный образец. (Рис. 1)
37871401838325Рисунок 1Рисунок 1В сказке этот персонаж представлен в виде хлеба круглой формы, ну, а на самом ли деле это так, следует узнать. Чтобы ответить и узнать значение, пришлось обратиться к словарям. Перелистали знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. [1]
Оказалось, что было старинное слово «коло», что означало «кругъ, окружность, ободъ, обручъ; //колесо//» [1]; существовало слово «колобъ», в значении «башка, скатанный комъ, шаръ, груда, валенец, катанецъ; небольшой, круглый хлебЪец; конурка, толстая лепешка, …круглый пирог съ толокномъ» [1].
-3810616140500Таким образом, круглая форма главного героя сказки продиктована его названием. В старину, слово круг обозначалось словом коло. Отсюда – «колобок», то есть – «круглый бок» или «кружок», «кружочек».
-26289001175385Рисунок 2Рисунок 2Также, обратившись к словарям, мы растолковали значения и других малопонятных младшему школьнику слов, встречающихся в русской народной сказке «Колобок»:
29584651752600027838401831975Рисунок 3Рисунок 3 Так, для хранения продуктов часто использовали разного вида короба или «ящики» – так называемые сусеки, иногда его делали из целого пня. (Рис. 2)
Слово же «амбар» в толковом словаре Ожегова означает строение дляхранения зерна, муки, припасов, а также товаров. (Рис.3)
Пригоршня – ладони (ладонь), сложенные горстью; количество чего-либо, вмещающееся в ладони.
Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах и старинных городских домах.
Студить (в сказке – «стужон») – делать холоднее, охлаждать.
Теперь мне стало понятно значение этих слов и мне захотелось поделиться их значением с одноклассниками. Ну, а кладовая – это, как сказал Викисловарь, хозяйственное помещение для хранения продовольствия, оборудования, сырья и т. п. Поэтому, мне есть чем поделиться и со взрослыми.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Как понять сказку «Колобок» или интерпретация колобка
Есть сказки, настолько зашифрованные символически, что простое сознание не могло дать их полную расшифровку. Само их существование, скорее всего, обусловлено традициями. Для нашего народа такой сказкой, без сомнения, можно считать сказку «Колобок».
Итак, каждому из нас с детства известно, о чем говорится в сказке «Колобок». И, наверное, каждый хоть раз задумывался о ее значении. И чаще всего мысль останавливалась на том, что она воспитывает детей, где Колобок – это маленький ребенок, который поскорей желает познать окружающий мир и жизнь в целом. Его дорожка в лесу, это как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что Колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома. И, конечно, именно поэтому сказка так плохо для него закончилась. Мир огромен, он и хорош и прекрасен, но в нем есть и опасность, нужно быть внимательным и слушаться старших, тогда опасность минует тебя.
Когда Колобок поет песни и общается с другими героями, его речь говорит о твердой уверенности в себе. Самоуверенный он теряет бдительность и попадает в опасность, так как во всех предыдущих случаях он пользовался успехом, а поведение было одинаково с каждым из них. Урок здесь в том, чтобы вовремя сменить поведение в определенной обстановке, выбрать подходящий вариант для новой ситуации.
Также сказка предупреждает, что на пути по жизни будут встречаться разные люди: люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные – люди-лисы. Нужно присматриваться, изучать, общаясь с каждым из них, но держать себя в руках.
Очень важен тот момент, что Колобок является мучным изделием и печется именно Бабкой. Это, возможно говорит о том, что особое значение приобретает женский труд. Все домашние работы в основном ложатся на плечи женщин. Недаром, говорится, что женщина – хранительница очага.
Разнообразие «Колобков» или аналогия в других сказках мира
-57152292985Рисунок 5
Рисунок 5
-571567056000У разных народов мира есть своя сказка, похожая на русскую народную сказку «Колобок». Например, американский «Пряничный человек» – герой все той же истории о том, как выпечка оживает, убегает от своих создателей и в итоге все равно оказывается съеденной. В Англии - это народная сказка «Джонни-пончик», есть похожие славянские, скандинавские и немецкие сказки, сюжет также встречается в восточных сказках, есть татарская сказка «Камыр-батыр», что в переводе на русский язык означает «Богатырь из теста».
Сюжеты этих сказок очень похожи. Все, с кем встречается главный герой сказки, неважно звери это или люди, все хотят его поймать и скушать.

КАК МЫ ВЫПЕКАЛИ КОЛОБОК
Поиск рецепта в сказках
Почему все герои сказки непременно хотели съесть колобка? Наверное, Колобок был очень вкусной выпечкой. Задумавшись над этим, мы пришли к такому мнению, что хорошо было бы узнать рецепт выпечки Колобка – кулинарного изделия и самим испечь Колобок.
Снова перечитали сказку, чтобы узнать рецепт Колобка. По сюжету русской народной сказки дед попросил бабку испечь хлеб, т.е. Колобка. Бабка помела по амбару, поскребла по сусекам, набрала немного муки. Значит, тесто получилось из различных сортов муки, так как бабка помела по строениям, в которых хранилась мука разных сортов. На колобок шли остатки разной муки — все, что было в доме, и все поскребки квашни, которые обычно не изымались, а оставлялись на закваску. Выходит, что раньше делали закваску, в которой затем замешивали тесто.
Закваска в словаре Ожегова раскрывается как состав, вызывающий брожение, закисание. [7]
41376601793240Рисунок 4Рисунок 44137660521398500Из этого сборного теста получалось не особенно качественное изделие. Однако благодаря высокому проценту закваски и разнообразному характеру муки (пшеничной, ржаной, овсяной, ячневой и т. д.), получался пышный, особо ноздрястый, мягкий, хорошо пропеченный и долго не черствеющий хлеб… [2]
По сюжету английской народной сказки «Джонни-пончик», «…старуха замесила тесто, скатала пончик…». Рецепт теста, для английского Джонни-пончика, довольно прост, для него необходимо взять муку, молоко, сливочное масло, сухие дрожжи, сахарную пудру для приготовления глазури. Приготовленное сдобное тесто формируют в пончик в форме колечка. (Рис.4)
44672253094355Рисунок 6
Рисунок 6
44672251590040А вот в американской сказке «Пряничный человечек», «…старушка раскатывала на столе пряник из имбирного теста…». Для имбирного теста, так же необходимо взят муку, сливочное масло, сахар, добавить яйцо, но самое главное отличие – какао, молотый имбирь, корицу и гвоздику. Из готового теста лепят пряник в форме человечка. (Рис. 5) Баурса́к - традиционное мучное изделие казахов, то же, готовится из пресного или дрожжевого теста в виде небольших пончиков (ромбовидной или круглой формы), изготовляемых путём жарки в казане. (Рис. 6)
Исходя из этого, можно сказать, что рецепт приготовления Колобка очень прост.
В сказках Колобок, Джонни-пончик просто скатываются с подоконника, потому, что они круглые и легко могут укатиться под горку, а Пряничный человечек убегает от бабушки с дедушкой. По дороге они встречают разных персонажей сказок, все хотят их скушать, а удается это сделать только хитрой лисе, с помощью обмана. Причина в этом только одна – они сладкие, румяные, поджаристые и очень-очень вкусные.
Мой кулинарный эксперимент «Мой Колобок»
-38102425700Рисунок 7
Рисунок 7
-3810615696000Рецепт нашего Колобка немного отличается от сказочного, так как закваски он не будет содержать, а вместо нее мы используем сухие дрожжи. Для приготовления теста нужно взять молоко, муку, одно яйцо, масло, немного соли и сахар, как показано на рисунке 7.
В глубокую чашку разбиваем яйцо. Добавляем подогретое молоко. Интересно, но разбитое яйцо так и осталось на дне, не смешиваясь с молоком. Нужно переходить на следующий этап моей работы. (Рис. 8)
15430502199005Рисунок 8
Рисунок 8
15430508255

Хорошо перемешиваем. Добавляем чуть-чуть разогретое масло. И вот тут начинаем наблюдать, как получается смесь, уже похожая на тесто. (Рис.9)

Рисунок 9
Затем нужно добавить соль и сахар. А для того, чтобы тесто хорошо поднималось, добавляем сухие дрожжи. Это вызывало уже много положительных эмоций и се больше интереса. (Рис.10)
261556565481206915151841500
Рисунок 10
Затем засыпаем муку и хорошо перемешиваем. Для того чтобы тесто поднялось, накрываем чашку полотенцем, ставим в теплое место и оставляем на 1 час. (Рис. 11)

Рисунок 11
Ровно через час достаем тесто и хорошо вымешиваем его руками. Сил прикладывать пришлось не мало. (Рис.12)

Рисунок 12
Готовый колобок выкладываем на противень и выпекаем в печи при температуре 180 градусов до полной готовности. Мы все сделали, и у нас получился вот такой Колобок. (Рис.13)

Рисунок 13
Приятного аппетита!

Рисунок 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью моей работы стало изучение кулинарного секрета, заложенного в детской сказке про Колобка, с последующей выпечкой собственного Колобка. И я узнала много интересного и полезного.
В рамках данной цели удалось решить следующие задачи:
толкование слов «колобок» и использование устаревших слов «амбар», «сусек»;
изучение кулинарного изделия у разных народов мира;
испечь свой Колобок;
поделиться знаниями и опытом работы с одноклассниками и учителями.
В ходе выполнения работы мною прочитаны сказки разных народов мира, где есть такой персонаж, вместе с мамой изучены рецепты приготовления традиционных блюд.
А испечь Колобок дома, вместе с мамой, оказалось так просто, интересно и очень-очень весело.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.-М.:Русский язык, 1978-1980.
Похлебкин В.В. Кулинарный словарь, http://rus-food-recipes.ru/P_00/10/12.htmСовременный толковый словарь русского языка /Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб., 2002.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4т. Т.3 (Муза-Сят)/ Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева.-2-е изд. стер. М., 1987.
Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А.Николаева.-2-е изд., стереотип. М., 2000.
http://azku.ru/russkie-narodnie-skazki/kolobok.htmlhttp://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-8857.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КГУ «Школа-лицей № 11» акимата г.Усть-КаменогорскаЗАДАНИЯ
ученице 1 «Б» класса Ульяновой Дарье
по исследовательской работе
«КОЛОБОК – РУМЯНЫЙ БОК»
Провести социологический опрос, анкетирование «Знакомы ли Вы с Колобком?» для определения актуальности выбранной темы.
Изучить определения устаревших слов таких, как «амбар», «сусек», «колобок» в толковых словарях.
Ознакомиться с литературой других народов для изучения похожих сказок и восстановления рецепта выпечки для проведения собственного эксперимента в кулинарии.
Обобщить изученный материал, подготовить фотографии.
Научный руководитель: Скоснягина Н.С., учитель начальных классов
(подпись) (фамилия, инициалы,
ученая степень, звание)