Выступления на педагогических советах


Проблемы нравственного и духовного воспитания подростков в условиях школы-интернатаПедсовет Апрель 2013Л.С. Начиненная воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; ст.2 п.2 «Закон Об Образовании в РФ» Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни воспитанников осуществляется на основе следующих принципов: Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» Цели формирования духовно-нравственных ценностей: Задачи формирования духовно-нравственных ценностей: формы и методы работы: анкетирование;дискуссия; диспут;тематические классные часы;проблемные ситуации;упражнения; игры;тренинги; тематические мероприятия;изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий; изучение традиций и обычаев семьи, школы. Важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущныепотребности в общении, более глубоком самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Внеклассная работа в школе-интернате построена на системе КТД. НАШИ КТДКТД «В этот день весной согретый, все цветы, улыбки вам» ПРАЗДНИКИ К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п.Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека. Музыкальный театрДень города День учителяУрок МасленицаЧаепитие по русскиМИСС ОСЕНЬКаждый ребенок в душе художник Духовное и физическое здоровьеАкция «Твоё здоровье в твоих руках» Несколько лет подряд мы тесно сотрудничаем с Донской Публичной библиотекой..Наши воспитанники принимают активное участие в конкурсах, викторинах, читательских конференциях, смотрят художественные фильмы , посещают выставки Воспитанники школы-интерната - постоянные зрители самых лучших театров нашего города. Только на этих весенних каникулах они посмотрели: «Белоснежка и 7 гномов в театре Музыкальной комедии, «Царевна-лягушка» – в театре им. М. Горького и «Том Сойер» в Ростовском областном академическом молодежном театре . Ростовские музеиУроки « Мир культуры» Огромное влияние на духовно-нравственное развитие личности оказывает Кинематограф. Воспитанники смотрят фильмы по телевизору, на DVD , в этом году впервые за последние несколько лет смотрели фильмы в кинозале. В ДК Ростсельмаш дважды проводился фестиваль семейного кино «В верх» Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. К великому сожалению 95% наших детей не имеют такого ценного опыта.Среди возможных путей обретения духовности детьми следует выделить художественное образование - приобщение к литературе, искусству, музыке, этике, эстетике, учебным предметам гуманитарного ("человеческого") цикла.( Слово Ворониной С.В. и Макагоновой К.А.)Другой путь к духовности - использование возможностей дополнительного образования, внеклассной работы, такая целостная организация жизни учащихся, при которой ребенок невольно осмысливает все явления окружающего мира, и тем самым становится причастным этому миру. ( Слово Сальниковой Л.В. и Смирновой Е.В.)