Патриотическое воспитание Мы растим патриотов России


Отделение ГКУ СО «СРЦН «Огонёк»
ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«МЫРАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
РАЗРАБОТАЛА:
Воспитатель: Артюкова О.В.
Пояснительная записка.
 
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины». Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Чтобы избежать, этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Гипотеза: процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если:
в педагогическом процессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основ чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста;
поддерживать тесное сотрудничество с семьей в работе по воспитанию у них любви к родному городу, краю, стране.
Цель программы: воспитание гражданина и патриота своей страны; формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, городу, семье и дому через возрождение исторической памяти и народной культуры.Задачи программы:
создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;
знакомить детей с символами республики и государства, в котором они живут: гербом, флагом, гимном;
формировать элементарные знания о правах человека; бережное отношение к родной природе и всему живому;
формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины (большой и малой);
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране;
воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям;
воспитывать уважение к труду людей, желание оказывать взрослым свою посильную помощь.
   Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Пути решения поставленных задач:
При разработке программы приоритетными явились следующие принципы:
Принцип гуманизации воспитательной работы с детьми,  ориентация родителей и педагогов на личность каждого ребенка, его свободу и достоинство. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю и отечеству.
Принцип ненасилия - обеспечивает педагогу организацию педагогического процесса на ненасильственной основе, создает условия для реального эмоционального осмысления ребенком конкретных поступков; предполагает развитие способности  к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, всему живому.
Принцип интеграции педагогической работы  со всеми участниками воспитательно– образовательного процесса на основе их социализации через призму этнокультурного, регионального компонента.
Принцип ориентации на зону ближайшего развития.
Принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития.
Принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности, познания национальной культуры, быта и национальных традиций.
 Принцип семейно – центрированности, направленный на тесное сотрудничество педагогов и родителей.
 Принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно – просветительными учреждениями (музей, школа, библиотека).
 
Основные характеристики деятельности:
Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания.
Вся работа планируется по темам, которая включает занятия, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам – проведение праздников.
3. Программа рассчитана на две возрастные группы: с 3л. до 6л. и с 7л. до 9л. Темы повторяются в каждой группе, но изменяются их содержание, объем познавательного материала и его сложность. Перспективные планы представлены
4. Программа направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине – России, на основе приобщения к национальной культуре. Педагог, реализующий данную программу, базируется на личностно – ориентированной модели педагогического процесса.
 Для реализации программы используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический.  Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
экскурсий, целевых прогулок;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр и др.
  Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
сообщение дополнительного материала воспитателем;
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
разбор житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
  Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
оформить гербарий, альбомы;
организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Программа поможет педагогам:
в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;
в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.
  Предполагаемый результат:Программа нравственно – патриотического воспитания «Мы растим патриотов России» ставит своей целью достичь следующих результатов:
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми  и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Ответственность за свои дела и поступки.
Деятельное отношение к труду.
Усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, в стремлении его к добру и неприятию зла.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Чтобы выявить уровень знаний детей средней группы о родном доме, семье, городе, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям,  членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
Знания о родном городе: название некоторых улиц, основные предприятия и учреждения, транспорт города.
Отношение к народному творчеству.
На основе критериев мы выделили уровни:  Низкий уровень –  Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (Г.В. – медсестра, Е.Т. – рабочий по стирке белья и пр.). Знания о родном селе неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.
  Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, приюта. Имеет представления о родном селе, знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.
  Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии.  Имеет представление о родном городе – название города, знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания приюта, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Чтобы выявить уровень знаний детей старшей группы о родном городе, крае, стране, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
Отношение к родному краю;
Знание о стране и ее столице;
Отношение к природе родного края.
На основе критериев мы выделили уровни:  Низкий уровень – ребенок затрудняется в точном ответе на вопрос, в каком городе или в какой стране он живет, какие знаменитые места есть в его городе; может назвать лишь несколько мест, где он был; не проявляет интереса к рассматриванию открыток с изображением города и его достопримечательностей. Знания о животном и растительном мире Бурятии скудные.
  Средний уровень – ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, чем знаменита родная область, стремится повысить свои знания о городе, крае, задает вопросы, умеет аргументировать свои высказывания, затрудняется в назывании открыток о городе,крае. С взрослым идет на контакт, раскрывается, когда чувствует, что тема для него интересна. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины.
  Высокий уровень – ребенок имеет достаточно глубокое представление о родном крае, городе.  Знает название известных мест города, объясняет название улиц города. Имеет представление о природе родного города, края (животные, растения – внешнее строение, основные жизненные функции, приспособленность к окружающей среде), о растениях леса, луга, огорода, о домашних и диких животных.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Чтобы выявить уровень знаний детей подготовительной группы о родном городе, крае, стране, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
Отношение к родному краю;
Знание о стране и ее столице;
Отношение к природе родного края;
Знание государственных символов области, страны.
На основе критериев мы выделили уровни:  Низкий уровень – ребенок имеет примитивное представление о родном крае, о его природе, растительном и животном мире. Неохотно рассказывает о городе, его достопримечательностях, не проявляет интереса к беседе. Отвечает на вопросы воспитателя с затруднением, не может аргументировать свои высказывания, не имеет представления о стране, столице нашей Родины, не знает государственные символы (флаг, герб)  России.
  Средний уровень – ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях.  Узнает и называет достопримечательности города, края. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины, узнает символику своей страны (флаг, герб) и своей малой Родины. Знает название улицы, на которой он живет.
  Высокий уровень -  ребенок знает,  в каком городе, в какой стране он живет; знает, как называется улица, на которой он живет, улица, на которой находится детский сад, объясняет, почему она так называется. Знает и называет животных занесенных в Красную книгу. Имеет представления о предметах материальной культуры, достопримечательностях города, края, о предметах местного производства. Знает и различает государственную символику (флаг, герб) России, объясняет значение цвета на флаге, изображений на гербе. Знает гимн России и Самарской области (музыкальное сопровождение гимна).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема Познавательная
деятельность Игровая
деятельность Трудовая
деятельность Продуктивная
деятельность Художественно-
речевая и
музыкальная
деятельность Художественная
литература Сроки
прове-
дения1. «Мой дом, моя семья».
Занятие:
«Я и моя семья».
Цель: формиро-
вать представ-ление о мире семьи, воспиты-
вать любовь к своей семье.
1.О чем расска-зал семейный альбом – рассказы детей о членах их семей.
2.Игра «Назови ласково».
Серия бесед:
«Моя семья»,
«Мои братья и сестры» (с ис-пользованием фотографий),
«Мой день дома»,
«Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи».
Сюжетно-ролевые игры: «Дом»,
«Семья».
Дид.игры:
«Детеныш и его мама»,
«Что сначала, что потом»,
«Поможем маме приготовить обед»,
«Собери маму на работу». Заготовка и сушка листьев, растений для аппликаций,
гербария.
Помощь дворнику вуборке листьев на участке.
Изготовление группового альбома
«Вместе – дружная семья». Рисование:
«Нарисуй дом, в котором ты хотел
бы жить».
Лепка:
«Я и моя семья».
Конструирование:
«Мебель для кукол» (из бросового материала).
Аппликация:
«Осенний ковер»
(из сухих листьев).
Выставка детских
работ «Моя семья». Развлечение
«Вечер шуток и загадок».
Вечер досуга
«Отдыхаем всей
семьей. Чтение:
В.Драгунский «Моя сестренка Ксения»; Я.Аким«Моя родня»;
«Айога»; «Хаврошечка»;
«Золушка»;
«Как аукнется, так и откликнется»
Е.Пермяк «Как Маша стала большой».
В.Осеева «Хорошее».
Е.Серова «Папа дома», «Стирка» Сентябрь
2. «Мой любимый приют».
3. «Наш край – родина моя».
4. «Я и мое имя».
-74295000
5. «Наша Родина – Россия».
-74295-127000
6. «Наши защитники»
-742952921000
7. «Очень я люблю маму милую свою».
-6477015621000
8. «Наши
космонавты
-742956096000
9. «День
Победы».
1. Беседа о важности труда людей, работа-ющих в д/с.
2.Изготовление
поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.
Серия бесед:
«Наша группа»
«Наш участок осенью»,«Как мы дежурим».
«Город, в кото-ром я живу».
Цель: познако-мить с городом, в котором мы живем, с его особенностями и достоприме-чательностями.
1. «Экскурсия» по городу на «Автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям)
2. Придумывание рассказа посвоему рисунку
Серия бесед:
«Где я живу»,
«Мой родной город», «Улицы нашего города», «Азбука
голубых дорог»
«Путешествие
по городу».
«Имя твое – птица в руке...»
Цель: познако-мить детей с историей русских имен, со значением имени для человека. Научить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться.
1. Беседа «Для чего человеку имя?»
2. «Полное» и
«неполное» имя (игра).
3. Д/и «Назови ласково».
Серия бесед:
«Мой возраст»,
«Как поступить», «Кем я буду, когда вырасту»,
«Портрет самого лучшего друга», «Сделаем по кругу подарок друг другу»,
«Скажи, кто твой друг».
«Наша Родина-
Россия».
Цель: познако-мить детей с понятиями Родина, Отечество. Воспитывать
Любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.
Беседы:
«Рассказ о рос-сийском флаге, гербе»,
«Для чего человеку нужен флаг, герб»,
«Москва – столица России».
«Мы защитники твои».
Цель: расширять представления детей о защит-никах Отечес-тва, воспитывать любовь к своему Отечеству.
1. Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества
2.Игры сорев-новательного характера.
Беседы:
«Что должен уметь солдат»,
«Мой папа – военный»,
«Как мы поздравляли папу (дедушку) с праздником
(интервьюиро-вание детей).
«Очень я люблю маму милую свою».
Цель: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к близким.
1. Беседа о маме
2. Составление рассказов на тему «О чем рассказал семейный альбом».
Серия бесед:
«Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме, бабушке, сестре?»
«Праздник 8 Марта в нашей семье», «Мама дома, мама на работе».
«Этот загадоч-ный космос».
Цель: вызвать интерес к космическому пространству,
расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии.
1. Откуда известно, что Земля круглая?
2. Игра «Какие предметы космонавт возьмет с собой в полет?»
Беседы:
«Кем быть?»,
«Как я летал на самолете»,
«Если бы я был волшебником»
(придумываниерассказа).
«Что такое героизм».
Цель: формиро-вать представ-ление о героизме, уточнять и расширять пред-ставления детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.
1.Беседа о героизме.
2. Игры сорев-новательногохарактера.
Серия бесед:
«Где я живу»
«Путешествие
по городу»,
«Мое любимое время года – весна»,
«Мои любимые цветы».
«Имена героев в названиях улиц нашего города».
Экскурсия к памятнику защитников Отечества.
Сюжетно-ролевая игра
«Приют».
Дид игры:
«Определи настроение детей»,
«Угадай, кто ушел?»,
«Угадай, чей голосок?»
«Скажи другу
комплименты»,
«Подарки друг другу».
Сюжетно-ролевые игры
«Почта» (на знание адреса дома и д/с), «Прогулка по родному городу»,
«Строим новый город»
Игра-упраж-нение «Обратись по имени».
Д/и «Угадай,
чей голосок?»
Д/и «Назови ласково».
Д/и «Узнай по описанию»
Народные игры.
Игры-путе-шествия.
Сюжетно-ролевые игры
«Пограничники, «Рыболовецкое судно».
Сюжетно-ролевая игра
«Дом».
Игра-панто-мима «Как мама наряжается».
Д/и «Поможем маме приготовить обед».
Д/и «Букет цветов для любимой мамы».
Сюжетно-ролевая игры
«Космонавты», «Космические путешествия».
Сюжетно-ролевая игра
«Моряки».
Игры-состязания:
«Кто быстрее?»
«Самый меткий»
«Самый смелый»
Д/и «Подбери
картинки»
(показана жизнь детей до войны)
П/и «Защита границ»
Выполнение поручений помощника воспитателя по уборке групповой комнаты.
Посев семян овса для подкормки животных.
Мастерская добрых дел –
«Ремонт книг»
Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
Помощь малышам в уборке территории.
Оформление альбома
«Природа моего края».
Устройство ледяных дорожек и построек.
Уход за комнатными растениями.
Украшение участка цветными льдинками.
Помощь дворнику в уборке снега.
Уход за аквариумными рыбками, смена воды в аквариуме.
Подкормка птиц.
Сооружение снежных построек.
Уборка снега и льда; помощь малышам в уборке снега; развешивание скворечников.
Посев укропа, петрушки.
Уборка прошлогодних листьев и травы на участке.
Изготовление атрибутов к игре «Космонавты» (с родителями).
Акция: «Чтобы деревья были
большие» - посадка аллеи
Рыхление земли вокруг деревьев на участке.
Пересадка комнатных растений.
Высаживание цветов на аллее д/с. Рисование:
«Книжка-малышка для детей младшей группы»
Лепка:
«Мы гуляем на участке».
Конструирование:
«Город для любимых игрушек»
Аппликация:
«Приют из геометрических фигур».
Рисование:
«Наше село».
Лепка:
«На строительной площадке».
Аппликация:
«Дом с резными ставнями» или
«Мы–строители».
Конструирование:
«Улица города»
(коллективная)
Рисование:
«Мой лучший друг».
Лепка:
«Дети весело танцуют».
Аппликация:
«Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку» (из бумаги, сложенной пополам)
Конструирование:
«Карусель в подарок малышам».
Рисование:
«Моя Родина».
Лепка:
«Какие звери живут в зимнем лесу».
Конструирование:
«Изготовление игрушек для игр с ветром».
Аппликация «Цветы и бутоны на полосе».
Рисование:
«Наша Армия родная».
Лепка:
«Отгадай и вылепи».
Конструирование:
«Подарки для пап и дедушек».
Аппликация:
«Вертолет».
Рисование:
«Портрет мамы».
Лепка «Декоративная пластина
«Цветок».
Конструирование:
«Поздравляем мам и бабушек».
Аппликация:
«Красивое платье для мамы»
(симметричное вырезывание)
Изготовление подарков для мамы (с помощью папы).
Рисование:
«Пришельцы с другой планеты»
Лепка:
«Космонавты у ракеты"
Аппликация:
«На космодроме»
Конструирование:
«Игрушки-качалки» или
«Космический корабль».
Рисование:
«Цветущая весна»
Лепка:
«Мы любим спорт».
Конструирование:
«Корабль» (посхеме, из конструктора)
Аппликация:
«Весенний ковер».
Изготовление атрибутов к игре «Моряки» (бинокли, бескозырки, рупор, штурвал, флажки).
Оформление праздничных открыток.
Развлечение «Осень в гости к нам пришла».
Пение песен «Я умница-ра-зумница», «У Катеньки-резвушки»,
Праздник воздушных шариков.
Слушание песен о родном крае.
Развлечение
«Дружба с до-рожными знаками».
Досуг «Друг в беде не бросит».
Рождественские развлечения.
Пение русских народных песен: «Светит месяц», «Травушка», «Сею – вею снежок», частушек.
Фольклорный праздник «Святки».
Развлечение «Вместе со всеми».
КВН «Наука побеждать».
«Вместе с мамой».
Праздник мам.
КВН.
Концерт для ветеранов.
Слушание:
Д.Тухманов«День Победы»
«Памяти павшим»,
М.Блантер и М.Исаковский«Катюша»
В.Агапкин –
Марш «Прощание славянки».
Чтение стихов о детском саде:
В.Шаинский«Дружба крепкая»,
К.Ушинский«Вместе тесно, а врозь скучно»,
Н.Найденова«Наши полотенца»,
С.Махотин«Старшая группа»,
Ю.Тувим«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».
Чтение стихов:
П.Воронько«Лучше нет родного края»,
заучивание:
Ц.Ж.Жамбиев«Песня о родном городе».
Чтение сказки
Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье»,
О.Кириллов«Книга ласковых имен».
Т.Петрушина«Когда я был маленьким».
«Айога» нан.сказкаЧтение стих. М.Матусовского«С чего начинается Родина?», русских народных сказок, рассказов:
И.Забила «Наша Родина»,
Х.Мухамедьяров«Отчизна»,
З.Александрова«Родина».
Чтение стихов и рассказов:
С.Алексеев«Первый ночной таран»,Л.Коваль «Алый»,
Л.Кассиль «Твои защитники», А.Митяев«Мешок овсянки».
Г.Ладонщиков«Я не плачу»
З.Петрова «Цветы для мамы».
Г. Демынина«Мама»,
В.Осеева «Три сына».
Заучивание стихов: В.Руссу«Мама», Е.Бла-гинина «Посидим в тишине..»
Сказки:
«Кукушка», «Три дочери»
татар.сказкаЧтение:
В.Баруздин«Первый в космосе»,
К.Булычев«Тайна третьей планеты».
С.Михалков«День Победы»,
З.Александрова «Прощание»,
Чтение рассказов о детях-героях
С.Маршак«Рассказ о неизвестном герое»,
В.Сосюра «Советская Армия»
Л.Барбас «Имя героя».
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Тема Познавательная
деятельность Игровая
деятельность Трудовая
деятельность Продуктивная
деятельность Художественно-
речевая и
музыкальная
деятельность Художественная
литература Сроки
прове-
дения1. «Моя семья».
-8382013144500
2. «Я люблю свой приют».
-6477015240000
3. «Я живу в Самарской области».
4. «Мой Родной Край».
5. «Моя Матушка- река».
6. «Наша Родина – Россия».
-74295381000
7. «Моя большая Родина».
8. «Наше государство
Российская Федерация»
-552452921000
9. День за-щитника Отечества».
-6477015303500
10. «Моя мама».
-5524512954000
11. «Наши космонав-ты».
-552451524000
12. «Этот
день Победы».
«Моя семья» -
Цель: расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним.
1. Работа над понятием «семья».
2. Составление рассказа на тему «Моя семья».
3. Игра «Угадай настроение»,
«Кто что делает?».
Беседы:
«Я пишу письмо дедушке, бабушке»,
«Традиции и любимые занятия моей семьи»,
«Я горжусь трудом своих родителей»,
«Где работают мои близкие родственники»
Рассказы роди-телей о семейных традициях.
Ознакомление с окружающим:
1. Беседа о сотрудниках детского сада приюта о нас заботится?"
2. Интервью с выпускником детского сада о первом дне в школе;
3. Составление описательного рассказа «Мой сад, моя группа» по плану: где находится наш приют, как он называется, моя группа, что самое интересное в группе, почему я люблю приют.
Беседы:
«Мы самые старшие в приюте»,
«Школа»,
«Наши добрые дела», «Как мы дружим с малышами».
Цель:
Познакомить с историей род-ного города (местоположение, особенности застройки), с промышленностью.
Беседы:
«Город и горожане»,
«Заповедные места», «Визитная карточка области – флаг и герб»,
«Самарская область – мой край родной».
Цель: расширять представления детей о природе, растительном, животном мире, птицах, богатствах род-ного края, занятиях людей.
Просмотр видеофильма о нашем крае.
«Река Волга
Цель: расширить и углубить знания детей об реке Волге.
Просмотр видеофильма
«Наша Родина – Россия, наш язык-русский».
Цель: воспиты-вать у детей любовь к своей Родине, народ-ному творчеству; закрепить знания детей о русском фольклоре, познакомить детей с понятием «устное народное творчество»; активизировать
словарь детей русскими посло-вицами и пого-ворками; воспитывать любовь к твор-честву рус. поэта А.С.Пушкина.
Беседы:
«Я живу в России», «Рус- ский фольклор
(заклички, частушки, колыбельные)»
«Народные приметы»,
«Мы говорим на русском языке», «Жизнь детей разных стран».
«Москва – столица нашей Родины».
Цель: расширить знания детей о Москве (основание,местоположение на карте, достопримечательности), воспитывать любовь к Родине.
Беседы:
«Мы любим нашу землю»,
«Красная книга природы».
«Русский наро-дный костюм».
«Символы России».
Цель: познако-мить детей с государственной символикой России: гербом, скипетром, державой, уточнить знания детей о значении цвета на Российском флаге; воспи-тывать патрио-тические чувства; уважительное отношение к Российскому гербу и флагу.
1. Беседа о гос.символике2. Аппликация
«Флаг России»
«Тот герой, кто за Родину горой».
Цель: форми-рование у детей патриотических чувств, осно-ванных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа, воспитание любви и уважения к защитникам Родины.
1. Беседа по теме занятия
2. Составление рассказа о Российской Армии
Беседы:
«Наша Армия родная» (боевая техника, боевые корабли)
«Мой папа –военный».
Рассматривание альбома
«Знаки различия в армии».
«Мама – самое прекрасное слово на Земле».
Цель: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к близким.
1.Беседа «Мама
самое прекрасное слово на Земле»
2. Рассказы детей «Моя мама лучше всех».
Беседы-ситуации:
«Я забыл позд-равить маму.
Как исправить положение?»
«Помоги Федоре».
«Наши космо-навты».
Цель: углубить и расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии.
1.Беседа «В солнечном цар-стве, Космиче-ском государс-тве»
2. Рисование
«Космический сон».
Беседы:
«Ознакомление с профессией- космонавт».
«Я-волшебник»
«Это день Победы».
Цель:формиро-вать патриоти-ческие чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
1. Беседа «Дети войны»
2. Игра-виктори-на.
Беседы:
«Как хорошо, если мир на Земле»,
«Праздник нашей Победы».

Экскурсия к памятнику погибшим во время ВОВ.



Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Д/и: «Скажи правильно»,
«Кто что делает?»,
«Найди лицо с таким же настроением»
Сюжетно-ролевая игра
«Мы играем в театр».
Д/и: «Кому что надо для работы?»,
«Угадай, кто ушел?»
«Угадай мое настроение».
Игры – путе-шествия:
«Путешествие по реке Самарке».
Д/и: «Узнай по описанию достоприме-чательность нашего города», «Найди отличия».
Д/и: «Звери и их дети», «Что перепутал художник?»,
«Зимующие и перелетные птицы»,
«Кому, что нужно для работы»
(лесорубу, рыбаку, охотнику, оленеводу),
«С какого дерева листок».
Сюжетно-ролевая игра
«Путешествие по Самарке».
Разучивание русских народных игр.
Игры-путешествия
«Путешествие по России».
Игра «Мы из сказок».
Сюжетно-ролевая игра
«Путешествие на поезде».
Сюжетно-ролевая игра
«Телефонная станция»,
«Телевидение».
Сюжетно-ролевая игра
«Пожарные»,
«Пограничники».
Д/и «Кому, что нужно для работы?»
Игра «Вручи подарок».
Д/и «Кто у кого?» (у мамы – дочь, сын, у бабушки …)
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Оформление семейных уголков.
Сюжетно-ролевые игры
«Полет в кос-мос», «Мы – инопланетяне».
Сюжетно-ролевые игры: «Моряки»,
«Летчики»,
«На границе»
Игры: «Кому что надо»,
«Разрезные картинки». Сбор растений для гербария.
Подбор фото-
графий для семейногогруппового альбома «Моя семья» (построение генеалогичес-кого древа семьи).
Сбор опавших листьев. Помощь дворнику в уборке сухих листьев на участке.
Акция «Помоги малышам».
Уборка участка младшей группы.
Установка кормушек для подкормки птиц.
Изготовление макетов с использованием бросового материала.
Сбор снега для построек. Изготовление ледяных игрушек.
Уход за ледяными горками, дорожками.
Помощь дворнику в уборке снега.
Изготовление ледяных украшений для украшения деревьев на участке.
Посев семян для подкормки животных уголка природы.
Подкормка комнатных растений. Сбор талой воды для их полива.
Помощь взрослым в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Высадка рас-сады на клумбы.
Посадка декоративныхрастений.
Рисование «Любимое занятие моей семьи».
Лепка «Дымковская барышня».
Конструирование
«Игра в волшебников».
Аппликация «Цветы из ткани».
Рисование «Игры с кляксами».
Лепка «Чудо-дерево».
Конструирование
«Наш микрорайон».
Аппликация
«Ветка с осенними листьями».
Составление схемы «Я иду в свою школу»
Рисование «Улицы города»
(восковые мелки,акварель).
Лепка «Ветка рябины» (декора-тивная пластина).
Конструирование
«Мост».
Аппликация «Зимовье».

Рисование «Звери сибирской тайги».
Лепка «Совы».
Коллективная аппликация «Снегири на ветках».
Конструирование
«Старая деревня»
(строит.материал,
коллективная).
Рисование
«Голубая река».
Аппликация «Подводный мир Байкала» (коллаж)
Рисование «Моя Родина».
Аппликация «Украсим русский национальный костюм».
Рисование «Кукла в русском национальном костюме».
Лепка «Гжельская птица".
Аппликация
«Гжельская роза».
Конструирование
«Башни Москов-ского Кремля».
Рисование
«Русская березка»
(уголь, гуашь).
Лепка
«Сказочные птицы».
Конструирование
«На чем ездили на Руси» (от телеги до кареты).
Аппликация
«Композиция с цветами, ягодами по мотивам хохломской росписи»
Рисование «Наша Армия родная».
Лепка «Военная техника».
Конструирование
«Поделки для пап и дедушек».
Аппликация «На аэродроме».
Подбор иллюстраций на тему «Наша Армия родная» (материал для альбома «Российская Армия»).
Рисование «Портрет мамы».
Лепка «Декоративная птица».
Конструирование
«Тюльпан» (оригами).
Аппликация
«Поздравляем наших мам».
Подбор иллюстраций для альбома «Мама – самое прекрасное слово на Земле».
Рисование «Ракета летит к звездам».
Лепка «Космическая техника».
Конструирование
«Космодром» или
«Космический корабль».
Аппликация
«Звездное небо»
(коллективная работа, силуэтное вырезывание).
Рисование «Салют в честь дня Победы».
Лепка «Пограничник с собакой».
Конструирование
«Крепость».
Аппликация
«Букет ветерану».
Семейный творческий конкурс «Цветы победителям»
(рисунки, поделки).
Развлечение
«Праздник бабушки».
Праздник
«День семьи».
«Осенины».
Концерт ко Дню пожилого человека.
Слушание песен о родном городе, крае.
Слушание фонограммы «Голоса птиц»
Отгадывание загадок о растениях, цветах, о животных.
Развлечение
«Звездный час».
Слушание песен о Родине.
Викторина по сказкам А.С.Пушкина.
Слушание песен о Москве.
Новый год.
Развлечение
«Русская ярмарка».
Праздник частушки.
Спортивное развлечение «Мы вместе».
Конкурс «Мисс Дюймовочка».
Викторина «Что ты знаешь о своих родителях».
Спортивное развлечение «Мы – космонавты».
Музыкально-литературная композиция
«День Победы».
Слушание: В.Агапкин«Прощание славянки»,
Г.Свиридов «Военный марш»,
Д.Тухманов «День Победы»,
В.Рунов «Праздничный марш», М.Старокадомский «Марш Победы», песни военных лет и войне. Чтение:
В.Драгунский «На Садовой большое движение»,
В. Маяковский
«Кем быть?»,
Дж. Родари«Чем пахнут ремесла?»
Л.Толстой «Старый дед и внучек».
Стихи Е.Благининой,
О.Высоцкой, Р.Гамзатова.
В.Осеева «Сыновья».
В.Драгунский«Денискины рассказы».
Г.Ладонщиков«Большой малыш», «Про себя и про ребят».
Б.Иовлев«Некогда»
О.Кригер «На прогулку».
Чтение и разу-чивание стихов
самарских поэтов
Чтение рассказа Сладкова «Сорочьи тараторки»,
Чтение легенд об озере Байкал.
Чтение рассказа о кедре из книги
Ю.Аракчеева «По Уссурийской тайге».
Г.Снегирев «Избушка охотника».
Чтение русских народных сказок.
Разучивание потешек, закличек, считалок.
Чтение произве-дений А.С.Пуш-кина «Сказка о царе Салтане»,
«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Чтение стихот-ворения Ф.Глинки«Москва».
З.Александрова«Родина».
Разучивание пословиц и поговорок о Родине.
Чтение худ. произведений:
В.Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо», «Черные руки». Чтение и заучивание стихов: А.Фет «Печальная береза», С.Есенин «Пороша», Ф.Тютчев«Чародейкою Зимою..»Чтение:
Б.Никольский«Как живет аэродром»,
«Солдатская школа»,
Л.Кассиль«Твои защитники»,
А.Митяев «Почему Армия всем родная».
Разучивание пословиц о храбрости, героизме.
Чтение былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче,
Никите Кожемяке.
Чтение и заучивание стихов о маме:
О.Григорьев«Бабушка», «Букет»,
В.Берестов«Праздник мам»
Э.Мошковская«Хитрые старушки», Е.Серова«Подснежник»,
Е.Пермяк «Мамина работа».
Я.Аким «Земля»,
С.Маршак«Рассказ о неизвестном герое»,
В.Катаев«Цветик-семи-цветик».
А.Митяев «Наше оружие»,
М.Чернявский «Огненная баллада»,
С.Баруздин «Шел по улице солдат».
Заучивание стихов к празднику «День Победы».
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май