Конспект классного часа Ценности, которым нет цены


Тема часа самовоспитания : «Ценности, которым нет цены»
Цель: ориентировать школьников на ценностное отношение к человеку,
формировать понятие истинных общечеловеческих ценностей.
Оборудование: использование ИКТ, мультимедийное сопровождение, карточки, ручки, колонки, тексты о картинах.(Слайд) -Итальянский философ О. Винсент Думинуко  сказал такую фразу:
«Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря»
-И сейчас я хочу вам задать вопрос – о каких ценностях говорил философ?
(ответы )- Всё, что вы назвали, важно и ценно для любого человека
Тема нашего занятия «Ценности, которым нет цены.» (слайд) Мы сегодня будем говорить о многих ценностях и, конечно же о тех , которые человек и человечество считают бесценными.
- А может  быть кто-нибудь знает, что же такое «ценность»? Может это то же самое, что цена?
- Цена и ценность – это одно и тоже? (это разные вещи)
(Слайд) Цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах.
Ценность – это то, что значимо для жизни человека.
(Слайд) Мир полон ценностей : моральных (любовь, дружба, доброта, истина), материальных (деньги, собственность), душевных (радость, счастье, душевный комфорт), художественных (произведения искусства и литературы…), природных (солнечный восход, моря, цветы, ландшафты…), собственно человеческих (смех, красота глаз, мужественный поступок, …). И это огромное количество ценностей можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные. Жизненные ценности не возникают за один день. Они – результат нашего опыта. Они формируются с самого детства.
-Как вы думаете, кто формирует эти ценности в ребёнке? ( Огромную роль в этом процессе играют наши родители, учителя, книги, которые мы читаем, фильмы, которые смотрим, люди, с которыми общаемся, и, наконец, общество, в котором живем.)- И ценностный мир каждого человека необъятен.
-Жизненные ценности у каждого человека разные. Более того, в определённом возрасте у человека преобладают те, или иные ценности: в юности важно одно, в зрелом возрасте – другое, в старости – третье.
- И я хочу вас спросить, что для вас в вашем возрасте является наиболее важной жизненной ценностью? (красота, здоровье, спорт, питание ,мода, уважение, признание, жизнь)
-Ценности у людей индивидуальны. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.
-Ещё пример, у кого в багаже такая ценность как знания, то к чему будет стремиться и, наоборот. ( здоровье, красота).
-Как вы думаете для чего мы ставим себе жизненные цели?
-Правильно, цели нас ориентируют, куда нам двигаться.
- А на что опираются жизненные цели?
-Правильно, на жизненные ценности.
-Ценности играют в жизни людей роль ориентиров, а они ориентируют куда нам двигаться в нашей жизни. Как сказал Марк Твен: (СЛАЙД) «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».
(Слайд)
Есть ценности,которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке
И письма не вернувшихся с войны!
 
Есть ценности самих себя ценней:
Обычный камень с маленького пляжа,
Но по ночам его целуют, плача,
Что по сравненью с ним казна царей?
 
Нельзя сказать другому:"Так живи!"
Но если занят ты одной заботой:
Приобретать вещественное что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви
Преуспевай! Не покушайся только
На ценности, которым нет цены!
 
-О каких ценностях здесь идёт речь? (о таких, которые хранят память о чём-то важном или о ком-то очень родном и любимом)-У кого из вас есть такие ценности?
- Любая дешёвая безделушка, фотография, связанная, скажем, с памятью о близком человеке, для нас дороже самой полезной вещи того же назначения; пропавшего котенка нельзя заменить купленным на рынке .Всё это для вас бесценно.
-Каждый сам определяет, что для него свято и дорого. Однако многие святыни или общечеловеческие ценности одинаковы для всех и человечество без них не может существовать.
(Слайд) -Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.
- Вот как определяли ценности философы разных времен (Слайды)
1. Демокрит – древнегреческий философ: Бог. Демократия. Культура. Знания.
Творчество.
2. Э. Кант – немецкий философ: Бог. Свобода. Добро. Счастье.
3. Л. Толстой – русский писатель, мыслитель: Любовь. Отечество. Свобода. Труд. Здоровье. Природа.
-Какие из этих ценностей важны и для нас людей 21 века?
А теперь среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания (Слайд)
1.Материально обеспеченная жизнь; 2.Счастливая семейная жизнь;3.Здоровье;4.Творчество;5.Наличие хороших и верных друзей;6.Свобода как независимость в действиях и поступках;7. Любовь;8. Уверенность в себе;9. Интересная работа;10.Красота природы и искусства;11.Познание, стремление к новому;12. Активная, деятельная жизнь. .- Каковы пять самых важных ценностей в твоём списке?
-Думаешь ли ты, что будешь по- настоящему счастлив, если этого добьёшься?
-Как вы думаете, отличаются ваши ценности от ценностей ваших друзей, ваших родителей и др.? Почему?
-Какие ещё ценности вы бы внесли в этот список?
- А как вы думаете, зачем нам вообще нужны ценности, может без них значительно проще? (Чтобы оставаться людьми, чувствовать себя в _(Слайд) безопасности, развиваться, достойно жить, быть счастливым)
- Представьте такую ситуацию (Слайд)
Собака, яростно лая, припадала на задние лапы. А перед ней, умирая от ужаса,  сидел маленький, беззащитный котёнок. Он умирал от страха. Рядом стояли два мальчика и наблюдали, что же будет дальше. Вдруг на улицу выбежала женщина, она отогнала собаку и сердито сказала мальчикам: «Как вам не стыдно?» . «А что стыдного, мы же ничего не делали,» - ответили мальчики.
“Вот это и плохо, - ” гневно сказала женщина.
-Почему разгневалась женщина? Ведь не мальчики же натравили собаку?
-Какая ценность отсутствует у мальчиков, посмотрите по списку ценностей.
(ответы)
- Предлагаю вам послушать притчу
Притча о царе Соломоне (о двух женщинах, деливших ребенка) (Слайд)
Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.
Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.
Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.
Меч немедленно был принесен.  Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:
- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.
 Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:
- Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!
Другая же, напротив, согласилась с решением царя.
- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она.
Тут же царь Соломон изрек:
- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.
-Назовите смысл притчи (для родной матери высшая ценность-это жизнь своего ребёнка, это любовь к своему ребёнку, и она на всё пойдёт, лишь бы её сохранить.)
-Какая главная ценность для каждой матери?
-А какая из ценностей отсутствуют у другой женщины?
-Материнская любовь – одно из самых священных и сильных чувств и самая большая ценность.
(Слайд) - Да, общечеловеческие ценности сформировались в истории человечества, как некие духовные опоры, которые помогают нам совершенствоваться, выстоять в трудные минуты жизни, не сломаться, оставаться людьми.
Игра « Мой выбор»
Встаньте все в одну шеренгу. Я буду называть разные ценности, а вы в зависимости от вашего выбора будете вставать вправо или влево. Но если ещё не определились, то останьтесь на месте. В этой игре нет правильных или неправильных ответов, просто будьте честными прежде всего перед собой.
1. Я хотел, чтобы мои друзья:
Были верны и преданы мне;
Были умными и интересными людьми.
2.Я считаю повезло тому, кто
Нашёл очень денежную работу;
Нашёл интересную работу.
3. Для меня нет ничего хуже, чем:
Оскорбление личного достоинства;
Неудача при выполнении важного дела.
4.Мне приятно, когда:
Я могу сам выполнить что-то сложное;
Мною восхищаются
5.Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
Тренером,
Известным игроком.
6. Для меня главное в человеке:
Доброта,
Красота
7.Я считаю, что смысл жизни:
В труде;
В развлечениях.
8. Я выбираю:
Материально обеспеченную жизнь;
Счастливую семейную жизнь
9.Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
Сильнее меня;
Умнее меня.
- Какие материальные ценности очень нуждаются в человеческой бережливости, чтобы их в целости и сохранности передать следующему поколению?
-Человечество считает эти ценности бесценными. Почему?( Искусство живописи - это одно из достижений гения человека, оно облагораживает человека, воспитывает в нём доброе начало).
-Сегодня мы вспомним бесценные ценности, как живопись, музыку.
(Слайд) Любите живопись, поэты,
Ведь ей единственной дано
Души восторженной приметы
Переносить на полотно…
-Особенность художника - в обостренной зоркости его восприятия. Он видит то, что бывает скрыто от равнодушного взора, видит красоту в будничном, неожиданное – в привычном. Давно созданные полотна будоражат наши сердца, заставляют восхищаться и преклоняться перед творениями мастеров.. -Сейчас мы повнимательнее посмотрим на картины художников с помощью наших искусствоведов. (Слайды)
1.Описание картины Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды»-Кононов Андрей
2.Описание картины Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная»- Щербаков Д.
3. Описание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» - Стукалов И.
4. Описание картины Валентина Александровича Серова «Портрет Николая II» - Колесов Н.
-А теперь послушайте притчу про каменотёсов (Слайд)
Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.
- Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.
- Зарабатываю себе на жизнь, - пожал плечами другой.
- Я строю храм! – гордо ответил третий.
-Как вы думаете, у кого из каменотёсов самая благородная цель?
-Кто из них будет счастлив?
(Ответы)
Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.
Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.
Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живет.
-Какая ценность отсутствует у первых двух каменотёсов? ( творчество)
Если человек не имеет этой ценности, он перестаёт быть счастливым.
-Наш народ бережёт духовно –нравственные ценности , возрождает духовную культуру, бережёт храмы и , как третий каменотёс строит новые. (Слайды)
Роберт Шуман (композитор) сказал: «Там, где кончается слово, начинается
музыка».
(Слайд) «Музыка - непосредственный язык души, она воплощает богатейшую гамму человеческих переживаний» . (А. Н. Серов)
(Слайд)Стихия музыки – могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома,
И мы её в крови своей несем.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всем.
-Послушайте романс Георгия Васильевича Свиридова, написанный им к кинофильму «Метель», снятый по одноимённой повести А.С. Пушкина(Слайды)
-Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
-Известно, что время и люди меняются, но "вечные" ценности не умирают. Так, сохраняет свою ценность Природа как первейшее условие нашего существования.
(Слайды -Почему мы любим природу? ( потому что в ней – гармония и красота, потому что мы сами – часть её)
-Общение с природой вносит в нашу душу мир и покой, доставляет нам духовную и физическую радость.
-Природу как важнейшую ценность мы должны беречь.
- Также нет цены воздуху, которым мы дышим, цены нет воде, которую мы пьем. (Слайд) бесценна природа, сама жизнь бесценна, бесценна любовь.
-Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы. Откуда она появилась на «малюсеньком островке» нашей огромной Галактики?   Этот неожиданный подарок дан  нам - жителям  Земли, и мы по-разному относимся к нему.
(Слайд)- Мы живем на планете, представляющей собой раскаленный шар, на поверхности которого держится тончайшая пленка остывшего вещества, на котором мы и существуем. Этот баланс создавался многие миллиарды лет, а разрушить его можно в одно мгновенье, потеряв при этом все, что не имеет цены.
- Если на планете исчезнет жизнь, то исчезнет само понятие ценность Почему? ( в этом случае вещи и явления не будут бесценны, просто они будут уже никому не нужны.)
- Подведём итоги. Итак, каким же ценностям нет цены?
(Слайд) - Жизнь, достойная человека – это жизнь, построенная на общечеловеческихценностях, так как именно они делают нас людьми.
- Я вам желаю, чтобы вы всегда помнили о том, что только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит, каким будет ваш жизненный путь...
-Спасибо за внимание!
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Среди 12 ценностей определите для себя самые важные и поставьте их в порядке убывания
1.Материальная обеспеченная жизнь
2.Счастливая семейная жизнь
3.Здоровье
4.Творчество
5.Наличие хороших и верных друзей
6.Свобода как независимость в действиях и поступках
7.Любовь
8.Уверенность в себе
9.Интересная работа
10.Красота природы и искусства
11.Познание, стремление к новому
12.Активная, деятельная жизнь
Описание картины Крамского «Портрет неизвестной»
Перед вами один из знаменитых шедевров Крамского под названием «Портрет неизвестной». Эта картина полна таинственности. На холсте молодая женщина. Она едет в открытом экипаже по зимнему Петербургу. У неё грациозная осанка, гордый таинственный взгляд как у царицы. Женщина очень красивая: смуглая кожа, тёмные глаза, бархатные ресницы. На ней шляпка с лёгкими перьями, пальто, отделанное соболиным мехом и атласными лентами, золотой браслет, муфта, тонкие кожаные перчатки. Одета она по последней моде того времени, но вряд ли эта красавица принадлежит к высшему свету.