Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка в начальной школе (на примере УМК Spotlight)


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
Многообразие и интенсификация сегодняшней жизни требует от нас, учителей, более пристального внимания к формированию исследовательских умений на всех учебных занятиях, в том числе и на уроках иностранного языка. Исследовательская деятельность это — процесс комплексный, оказывающий благотворное влияние на формирование всех видов речевой деятельности, при этом учащимся необходимы хотя бы минимальные языковые знания. На уроках английского языка в начальной школе начинается постепенное формирование исследовательских навыков и, как следствие, становление исследовательской деятельности.
Предмет иностранный язык позволяет формировать следующие исследовательские умения:
мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы),формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, мыслительно- логические операции (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); планирование пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
Мне хотелось остановиться на некоторых приемах, упражнениях и игровых заданиях, способствующих формированию исследовательских навыков на уроках английского языка в начальной школе.
Начну с того, что УМК «Английский в фокусе» содержит большое количество заданий, развивающих учебно-исследовательские умения, такие как:
Задания, основанные на наблюдении, аналогии и анализе.(слайд 2)
Look, read and match.
Read and match.

.
Match and complete. (слайд 3)

(и подобные на всех уровнях со 2 по 4 класс)
Упражнение «Третий лишний», исключение слова, понятия.
Цель упражнения: формировать умения выделить общее свойство группы объектов и дать ей название, определить объект, неподходящий в данную группу.
В каждом задании есть список слов. Из этого списка все слова, кроме одного, имеют что-то общее друг с другом. Задача - найти лишнее слово, объяснить, почему это слово лишнее. Затем задание усложняется требованием дописать список, добавляя слова, не нарушая обобщающего признака.
(слайд 4)

Задание на сортировку слов по категориям. (слайд 5)

Далее следует перечень категорий:
Family
Seasons
Animals
ColoursCircus
Toys
House
Room
Food and Drinks
Body
Clothes
На уроках и во внеурочной деятельности учащиеся получают информацию из различных источников, а именно: прочитанный или прослушанный текст, диалог, информация предоставленная учителем. И, конечно же, все новые явления (будь то грамматические или лексические) вызывают интерес. На уроках я уделяю достаточное внимание этому факту. Приведу следующий пример: во время чтения сказки «Why rabbits have got short tails» ребята обратили внимание на то, что слово well употреблено в разных значениях («хорошо» и «колодец»). Они самостоятельно сделали следующий вывод: слова звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. Мне оставалось только добавить, что такое явление не редкость в английском языке, и называются такие слова омонимы.
Еще один пример. В 4 классе изучается тема «Порядковые числительные». Обладая определенными знаниями о количественных числительных, которые ребята получили во 2-м и 3-м классе, я предоставила возможность ребятам изучить информацию (она представлена в виде таблицы) (слайд 5)
Порядковые числительные - таблица

проанализировать, сделать соответствующие выводы об образовании порядковых числительных в английском языке, правилах их употребления и написания, и результатом должен стать - доклад. Т.е. на следующем уроке у меня было четыре помощника, которые выполнив эту исследовательскую работу, раскрыли тему урока. Они даже разбили свой доклад на подтемы: общее правило, исключения, правила написания, употребление порядковых числительных.
На начальном этапе изучения иностранного языка дети обучаются совместной исследовательской деятельности, которая включает элементы творчества. К этой деятельности относится составление мини-проектов.
2-й класс

4-й класс

Инностранный язык - учебный предмет, в котором владение языком является и целью и средством обучения, и он, как никакой другой, имеет возможности для всестороннего развития обучающегося, в том числе и приобретения учащимися функционального навыка исследования - как универсального способа освоения действительности, приобретения личностного опыта познания.
Приведенные упражнения доступны, эффективны и могут использоваться на разных возрастных ступенях обучения.