Опыт проведения дополнительных занятий для школьников с использованием инновационных компьютерных программ.

Опыт проведения дополнительных занятий для школьников с использованием инновационных компьютерных программ.



Социальным запросом, в отношении ведущих целей современного образования, выступает формирование самостоятельной, ответственной, социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Достижение этих целей на уровне личностных качеств может быть обеспечено развитием социальных навыков, способности к личностному самоопределению и развитию.
Возможно ли использовать компьютерные технологии для развития личностного потенциала школьников ? Оказание психологической помощи молодым людям на этапе личностного и профессионального самоопределения через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетентности помогают программы, с использованием метода биологической обратной связи разработанная в нашем центре и успешно реализуемые рядом школ. Школьный возраст важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Целью работы проекта разработанного в центре психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района Санкт-Петербурга совместно со школой №202 является формирование образа жизни, направленного на сохранение и укрепление здоровья, выработку адаптивного типа взаимоотношения с внешней средой, улучшение успеваемости за счет сосредоточенности, умения найти требуемое равновесие между активным вниманием и спокойствием в обстановке учебных или любых других занятий.
В ходе проведения занятий с использованием биологической обратной связи психологической службой нашего центра и педагогами дополнительного образования учитываются следующие аспекты: особенности физиологии, психологии и психофизиологии и школьников, уникальности индивидуального влияния метода функционального биоуправления, практических аспектов применения биокомпьютерных тренажеров.
Психофизиологический тренинг позволяет заложить основы для поддержания хорошего физического здоровья.
Данная технология имеет аппаратно-программное обеспечение и нашла широкое применение в медицине, коррекционной педагогике и общем образовании. Внедрение технологии в основное образование является инновационным и проходит стадию эксперимента в образовательных учреждениях.
На уроках в начальной школе используются электронные пособия из серии «Окружающий мир», 1-4 класс, БОС-здоровье и учебное электронное пособие для групповых занятий. Программа устанавливается на один компьютер и при помощи проектора выводится на экран, сопровождается звуковыми эффектами. Один урок длится 10-12 минут. Учащиеся осваивают методику диафрагмально-релаксационного дыхания в процессе изучения материалов по предмету «Окружающий мир». При этом повышается мотивация к обучению, лучше воспринимается информация, нормализуется психо-эмоциональное состояние детей.
Для учащихся среднего и старшего возраста проводятся оздоровительные минутки с использованием фрагментов электронного пособия «БОС-спорт». Этот курс можно использовать на уроках физической культуры. Серия электронных пособий на CD «Учимся и оздоравливаемся» широко применяется для работы в 1-х классах на уроках при изучении нового материала и закреплении пройденного.
Практические занятия с подключением датчиков проводятся в свободное от основных занятий время.
Материально-техническое обеспечение: формирование и тренировка диафрагмально-релаксационного типа дыхания осуществляется с использованием аппаратно-программного комплекса путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи ПБС-БОС в составе: тренажёр дыхания «Биосвязь» и программные средства с программой «БОС-здоровье»
Программа «Дыхание, БОС-здоровье», настолько грамотно и продуманно разработана, что позволяет прекрасно вписать ее в практически любую диагностическую и коррекционную область работы в школьных учреждениях. Программа «Здоровый школьник» разработанная в центре психолого-медико-социального сопровождения и успешно реализуемая с учащимися 1-6-х классов позволяет решить множество задач, в частности включает в себя:
Аксиологический компонент: формирование у школьников умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление: обучение приемам саморегуляции с использованием датчиков биологической обратной связи, обучение умению осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, построение жизненных планов, т.е. формирование личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление: формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на себя, умение делать выбор, формирование потребности в самоизменении.
Развивающее направление: содействие развитию у подростков эго-идентичности и решению возрастных задач.
Задачи программы:
для каждого класса можно определить следующим образом:
1-4 классы: Формирование представлений о здоровом образе жизни. Активизирование и систематизирование знаний детей о здоровье и его составляющих. Выявление взаимосвязи в работе систем организма человека. Развитие психических процессов (память, мышление). Формирование у детей знания о важности правильного дыхания. Закрепление у детей знаний об охране и укреплении своего здоровья.
5-6 классы: Зарождение интереса к своему внутреннему миру, формирование представления о своих возможностях, способностях, своем месте среди окружающих людей.
Занятия с подростками проводятся в компьютерном классе в форме урока с элементами тренинга. Cхема занятий на каждом уроке одинакова: введение в тему, развертывание темы, психогимнастика, обсуждение упражнений в группе, занятия на биокомпьютерном тренажере, завершение темы, отзывы о тренинге, прощание.
На каждом занятии школьники получают навыки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью компьютерной программы «Дыхание, БОС-здоровье», находясь за компьютером не больше 10-15 минут по возрастным нормам, заложенным в программе и согласованным с Комитетом по образованию и Комитетом по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга в программе: «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях» (2009 г).
Адресат программы:
Программа «Здоровый школьник» рассчитана на детей любого школьного возраста. В зависимости от уровня развития учащихся формируются группы примерно одного возраста и с приблизительно схожими проблемами. Нарушение поведения, хроническая неуспеваемость, повышенная тревожность, рассеянное внимание, трудности взаимопонимания со сверстниками и родителями.
Основываясь на анализе и обобщении нашей собственной теоретической и практической работы, можно смело сказать, что коррекционно-развивающие оздоровительные программы с использованием биологической обратной связи приводят к улучшению учебной мотивации и повышению работоспособности, стабилизируют внимание и память, снижают риск появления поведенческих проблем, улучшают адаптационные возможности школьников.
Большинство учащихся 6 «а» класса после проведения занятий испытывают психологическую комфортность в большинстве ситуаций школьной деятельности (во время протекания учебного процесса, при общении с педагогами школы и одноклассниками) и обладают положительной учебной мотивацией, направленной на содержание обучения и на процесс обучения, подготовку к получению профессии в будущем.
Интеграция основного и дополнительного образования происходит при помощи внедрения информационных и инновационных технологий в образовательный процесс и является значимым компонентом работы школы.


15