Статья на тему Структурированный конспект как форма работы с учебной информацией по биологии


Структурированный конспект как форма работы с учебной информацией
по биологии
В современных условиях развития общества школа призвана обеспечить рост и развитие высокого уровня грамотности населения нашей страны [1]. Основное назначение ее видится в формировании личности выпускника, личности самостоятельной, творческой, подготовленной к решению важнейших проблем современности, к дальнейшему самообразованию у обучающихся. Осознание обучающимися целей самостоятельной работы с учебной информацией до собственных потребностей ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни. В связи с этим перед школой стоит задача компетентностного обучения.
Такие компетенции как - образовательная, исследовательская, социальная, личностная и др. - складываются из четырех "кирпичиков". Это информационная (готовность к работе с информацией), коммуникативная (готовность к общению с другими людьми), кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми), проблемная (готовность к решению проблем). В данной работе имеет смысл остановиться на информационной компетенции.
Информационная компетенция выражается в умении самостоятельно: интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять её в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации. Как следует из составляющих характеристики информационной компетенции, одним из ее элементов является умение "структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах"[1]. В процессе предметного изучения биологии данный элемент информационной компетенции можно формировать при организации деятельности обучающихся с учебным текстом по сворачиванию и разворачиванию информации.
Основными формами структурирования и сворачивания изучаемого учебного материала для записи в тетради являются:

Особенности учебного материала, представляемого в виде структурированного конспекта и подходы к организации работы с ним:
В виде структурированного конспекта (СК) хорошо представляется (сворачивается) текстовая информация, включающая большое количество понятий, между которыми существуют отношения: родовое понятие - видовое понятие, видовое - родовое, видовое - видовое, общее - частное, частное - общее и для понимания и запоминания которой необходимо установление логических связей.Для структурированного конспекта следует выбирать не второстепенный, а основной учебный материал, чтобы способствовать его более глубокому и более прочному усвоению.
Объем учебного материала для сворачивания в структурированный конспект должен соответствовать возрастному уровню умственных сил школьников и вместе с тем стимулировать их развитие.
При планировании и организации учебно-воспитательного процесса с использованием заданий по работе со структурированным конспектом необходимо учитывать состояние психических функций и учебные возможности школьников, предвидеть типичные затруднения обучающихся.
Учебные задания по заполнению структурированного конспекта следует давать для выполнения в последовательности, обеспечивающей достижение все более высоких ступеней в овладении данным умением, большую степень самостоятельности школьников.
Задания по заполнению (составлению) структурированного конспекта могут быть подготовительного, обучающего, тренировочного, контрольного характера.
Необходимо предусмотреть проверку уровня овладения умениями осуществлять данную работу с учебным текстом к началу обучения и текущую проверку в процессе их формирования. Нужно также довести до сведения обучающихся, какие именно умения и навыки формируются при выполнении данной работы и информировать о достигнутых успехах, с тем чтобы вызвать у них нужную мотивацию - стимул к дальнейшему совершенствованию данных умений и навыков.
Система учебных заданий со структурированным конспектом должна обеспечивать выработку умения осуществлять перенос этого приёма в процессы изучения других школьных дисциплин.
Целесообразно работу по обучению обучающихся заполнению и составлению структурированного конспекта начинать в 5,6 классе (на начальном этапе изучения предмета) при изучении природоведения и биологии. Эта работа позволяет при использовании учебника включать обучающихся в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач - работа со СК.
Благодаря работе со структурированным конспектом изменяется не только характер работы обучающегося, но и изменяется характер взаимоотношений «учитель-ученик» в сторону сотрудничества.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых форм работы, которые определяются оптимально подобранным темпом обучения и индивидуальным подходом, поэтому в пределах одного класса алгоритм работы со структурируемым конспектом будет различный (таблица 1), что позволит усваивать учебный материал исходя из индивидуальной способности обучающегося.
Таблица 1
Алгоритмы составления структурируемого конспекта
Алгоритм составления структурируемого конспекта с помощью текста (для 1 группы) Алгоритм составления структурируемого конспекта с помощью текста (для 2 группы) Алгоритм составления структурируемого конспекта с помощью текста (для 3 группы)
Внимательно прочитайте текст.
Возьмите карандаш и подчеркните одной чертой самые главные слова.
Прочитайте еще раз текст, обращая внимание на значение уже выделенных слов.
Среди выписанных слов найди самое главное (№ 1) – это будет основа нашей схемы.
Ответьте на вопрос: «О чем говорится в тексте?». Ответом и будет главное слово.
Найдите несколько слов, которые наиболее полно могут об этом рассказать. Это будут слова № 2.
Оставшиеся слова (слова № 3) разбейте на группы. Во главе каждой группы должно стоять слово № 2.
Помните, что каждое слово должно соединяться с другим словом линией.
Прочтите конспект. Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.
Выделите главное, о чем говорится в тексте. Сформулируйте заголовок схемы.
Выделите главные и второстепенные факты и явления, выпишите их.
Установите логические связи между явлениями.
Прочтите конспект.
Прочитайте текст, выделите основную мысль текста.
Обозначьте основную проблему, указанную в тексте, как заголовок схемы.
Согласно проблеме выделите главные и второстепенные явления, разбейте их на группы.
Составьте схему. Устанавливайте не только вертикальные, но и горизонтальные связи.
Проверьте, отражает ли конспект основную проблему, изложенную в тексте.
При использовании структурированного конспекта можно дифференцировать подход в организации учебно-познавательной деятельности учащихся при освоении учебного содержания. Наличие в шаблоне СК разного количества заполненных элементов (для 1 группы обучающихся - упрощенный СК представлен на рисунке 1)
Структурирование части учебного материала, а другую часть учащимся необходимо структурировать самостоятельно (для 2 группы обучающимся - средний СК)
Заполнение дополнительной части СК с использованием информационных источников справочного и научно-популярного характера (для 3 группы обучающихся - усложненный СК).
Следует отметить положительные стороны использования структурированного конспекта как приема организации работы обучающихся с учебной информацией:
Продуманная краткая форма записи учебного материала, которая при актуализации знаний может быть использована как справочный материал.
Разнообразит формы записи, особенно в старших классах.
Обеспечивает дифференцированный подход.
Удобен для проверки учителем.
Позволяет проконтролировать умения обучающихся анализировать, классифицировать и приводить знания в систему, выделять наиболее существенные признаки.
Удобен для подготовки домашнего задания.
Обеспечивает рациональное распределение учебного времени.
Практика работы показала, что многие обучающиеся в случае свободного выбора предпочтение отдают структурированному конспекту. При изучении различных тем, большая часть обучающихся (более половины) выбирают структурированный конспект, многие старшеклассники используют его элементы в сочетании с другими формами.
Список литературы:
Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007
Петрищева Г.С. Системное использование учебника на уроках биологии - один из путей подготовки учащихся к самообразованию. - http://som.fsio.ru./getblob.asp?id=10002984Программы профилактики трудностей в учебе / авт. сост. Е.М. Меттус, А.В. Литвина. - Волгоград: Учитель, 2007
Деятельностно-ориентированный подход к образованию // Управление школой. «Первое сентября» – 2011. – № 9. – С.14-15