Формирование умений работать с текстом на уроках физики


Формирование умений работы с текстом на уроках физики Развивающее обучение в системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова …Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили в школе…»Альберт ЭйнштейнСоставил: Князева Е.С. – учитель физики, высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ № 25, г. Сургут, 2011г.Форма проведения: мастер – класс формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.Метапредметными результатами обучения физике в основной школе (ФГОС) являются: В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.Понятие и сущность УУД Сегодня на примере текстов по физике, используя различные формы организации и виды работы с текстом, мы будем формировать универсальные учебные действия. Предложенные формы организации и виды работы с текстом можно применять на любых предметах Работать в группе;Вести дискуссию, диалог; Представлять и отстаивать свои взгляды;Выражать свои мысли; Выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. Какие умения формируются при работе с текстами на уроках физики в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: Производить отбор нужной информации;Воспринимать и обрабатывать полученную информацию; Анализировать; Сопоставлять различные точки зрения; Представлять информацию в различных формах: рисунки, схемы, таблицы, формулы.Какие умения формируются при работе с текстами на уроках физики в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: Организовать работу с текстом можно на любом этапе урока: при постановке учебной задачи (УЗ);при решении УЗ;при решении подзадач.Место работы с текстом на уроке физики в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова Индивидуальная Парная Групповая Коллективная Формы организации работы с текстом Письменная дискуссияСхематизация текстаСопоставление различных точек зренияТипы (виды) работ с текстом Фрагмент №1. «Давление газа на стенки сосуда вызывается ударами молекул газа. Если объем газа уменьшить, но так, чтобы масса его осталась неизменной, то в каждом кубическом сантиметре газа молекул станет больше, увеличится концентрация молекул. Тогда число ударов молекул о стенки возрастет, т.е. возрастет давление газа. А как изменится давление газа, если нагреть его при постоянном объеме? Мы знаем, что скорость движения молекул газа при нагревании увеличивается. Двигаясь быстрее, молекулы будут ударять о стенки сосуда чаще. Кроме того, каждый удар молекулы о стенку сосуда станет сильнее. Вследствие этого стенки сосуда будут испытывать большее давление. Общий вывод: давление газа тем больше, чем чаще и сильнее молекулы ударяют о стенку сосуда». Задания в таких работах должны носить продуктивных характер, т.е. проверять не только предметные результаты, но и метапредметные.Пример: Проверить умения работы с текстом можно через диагностические задания. Диагностика учебной успешности в начальной школе Под ред. П.Г.Нежнова, И.Д.Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д.Эльконина;Рабочие тетради для 6 – 9 класса, В.А. Львовского Статья «PISA: разбор заданий международного исследования», Гущин Д. Д., Юрченко А. А.,Санкт-Петербург «Физика в системе Д.В. Эльконина – В.В. Давыдова « В.А. Львовский, В.Ю. Грук, П.Г. Нежнов. Литература