Формирование умений у учащихся 2 класса работать с информацией


День рождения кота Леопольда
Учитель показывает рис. 1. (слайд 11)
- Какое событие случилось у кота Леопольда? Как вы догадались, что у него день рождения? Какого числа вы родились? Для кого Леопольд приготовил такой большой торт? Как в вашей семье принято справлять ваш день рождения? Кот Леопольд разрезал свой большой торт на кусочки и угостил своих гостей.
- Рассмотрите диаграмму. Кого пригласил кот Леопольд на день рождения?
Кто съел больше всех кусков торта? Кто съел меньше всех? Насколько больше съел Винни-Пух, чем крокодил Гена? Что можно сказать про количество кусков, которые съели Пятачок и Чебурашка? Сколько всего съели кусков: а) Пятачок и Чебурашка; б) крокодил Гена и Чебурашка? Можно ли узнать по диаграмме, сколько кусков съел именинник? Хотите вы это узнать? Известно, что торт был разделен на 24 куска. Можно узнать, сколько кусков съел кот Леопольд? (слайд 12)
У учащихся на партах лежат круги, разделенные на 24 части. С их помощью они находят ответ на последний вопрос.
Аквариумные рыбки.
Учитель показывает рисунок с изображением аквариума. (слайд 13)
- Что изображено на рисунке? У кого из вас дома есть аквариум? Какие рыбки живут в вашем аквариуме? На нашей планете более более двадцати тысяч различных видов рыб. Из них две тысячи – это аквариумные рыбки. Познакомимся с некоторыми из них.
Ученики делятся информацией об аквариумных рыбках, которую они нашли в энциклопедиях и справочниках.
- Рассмотрите таблицу. Что мы можем по ней узнать? (Названия рыб и их длину.)
Название аквариумной рыбки Длина тела
Гуппи 5 см
Меченосец 7 см
Золотая рыбка 10 см
- Какой длины гуппи, меченосец, золотая рыбка?
- Какая рыбка длиннее, а какая короче всех? На сколько сантиметров гуппи короче: а) меченосца; б) золотой рыбки; На сколько сантиметров золотая рыбка длиннее меченосца?
Физминутка для глаз.
Учитель показывает рис. 2.
- Знаете ли вы игру, которая называется дартс? Как в нее играть? Смешарики Крош, Нюша, Лосяш и Ежик играли в дартс. Они бросили дротик по одному разу. Набранные очки занесены в круговую диаграмму. (слайд 21)
- Определите по диаграмме, сколько очков набрал каждый. (Крош набрал 9 очков, Нюша – 7 очков, Лосяш – 10 очков, Ежик – 8 очков). Затем смешарики решили объединиться в команды по две. Как они могли объединиться, если:
а) одна команда выиграла у другой 4 очка (объединились Лосяш с Крошем, а Нюша с Ежиком);
б) одна команда проиграла другой 2 очка (объединились Лосяш с Ежиком, а Крош с Нюшей);
в) одна команда выиграла у другой 1 очко (такая ситуация невозможна);
г) обе команды набрали одинаковое количество очков (объединились Лосяш с Нюшей, а Ежик с Крошем). Смешарики решили бросить дротики еще раз. Сколько нужно набрать каждому из них, чтобы у каждого получилось поровну?
(Возможно несколько вариантов: а) Лосяш – 0 очков, Крош – 1 очко, Ежик – 2 очка, Нюша – 3 очка; б) Лосяш – 1 очко, Крош – 2 очка, Ежик – 3 очка, Нюша – 4 очка; в) Лосяш – 2 очка, Крош – 3 очка, Ежик – 4 очка, Нюша – 5 очков и т.д.)- Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. А вам понравился урок? Если понравился, то выберите веселого смайлика, а если не понравилось, то грустного.
Давайте прислушаемся совету кота Леопольда: «Давайте жить дружно!»
План-конспект внеклассного занятия
«Смешарики»
Цель: Формирование умений у учащихся 2 класса работать с информацией;
Оборудование:
Музыка, как сопровождение заставок к уроку (из мультф.)
Интерактивная доска;
Ход урока
(На доске плакат)
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. А помогать нам в путешествии будут полюбившиеся герои из мультфильма, которые будут предлагать вам различные задания.
– Встречайте первого героя.
– Но, сначала отгадайте кто это…
Ученик: Копатыч.
В этом доме пахнет мёдом,
Вокруг дома огород.
Не знакомый с гололёдом,
Танцор диско в нём живёт.
Лучше нет землеведа,
Он талантлив там и тут
Добродушного медведя
Все Копатычем зовут.
Учитель:
– А чем же любит заниматься Копатыч? (Работать в огороде….)
–Давайте решим следующее задание, и поможем Копатычу собрать урожай.
На диаграмме показан возраст четырёх ребят.

Таня Игорь Вася Лена
Сколько лет Игорю?
Кто из ребят самый старший?
У кого из ребят одинаковый возраст?
На сколько лет Таня младше Лены?
Учитель:
– А теперь давайте послушаем, кто же наш второй гость.
Ученик: Лосяш.
В его доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус
Ну конечно же – Лосяш!
– Какие увлечения были у Лосяша? (Наблюдать за звёздами….)
– Ребята, а сейчас положите руки на стол, расслабьтесь. Глазками смотрим на звёздное набо и наблюдаем за звёздами. Такую картину наблюдает в свой телескоп и Лосяш.
Физминутка для глаз
– Давайте поможем Лосяшу посчитать, сколько же он звёзд увидел на небе?
Пиктограмма — это условное изображение количества людей, предметов или явлений в виде картинки или знака (например, человечка t , квадрата Q или звёздочки *). В следующей таблице пиктограмма используется для обозначения количества людей.
- В спортивную школу прошёл приём мальчиков в секцию борьбы и в секцию хоккея. Эти данные изобразили на пиктограмме, используя условное обозначение:
-58630072341
= 5 мальчиков;
Секция борьбы 571535877557156350 316166563502580640635011137903587752113915635016281406350111379063505327656350
Секция хоккея 21139153810016281403810053276538100
Используй информацию, представленную на этой пиктограмме, и ответь на следующие вопросы:
Сколько мальчиков приняли в секцию борьбы?
Сколько всего мальчиков приняли в обе секции?
Чей ряд быстрее справится с задачей.
(ученик возле доски, остальные в тетрадях)
Физминутка.
– А вот следующий герой хочет, чтобы вы немного отдохнули. Он сочинил для вас физминутку.
– Отгадайте, что за герой?
Ученик: Бараш.
В его доме есть бумага,
На бумаге той стихи.
Он романтик, он мечтатель,
Он боится высоты.
Чтобы было вдохновенье,
Совершит крутой вираж,
Что же это за творенье?
Ну, конечно же – БарашУчитель: Бараш нам дает задание, ребята. Давайте решим ее.
Нахождение, сравнение и обобщение информации, представленной в таблице; заполнение таблицы на основе имеющейся информации
Петя, Дима и Таня решили соревноваться в сборе белых грибов. Два дня подряд они ходили в лес за грибами. Результаты соревнования представлены в таблице:
Число белых грибов
Первый день Второй день
Петя 11 6
Дима 6 12
Таня 13 10
Сколько белых грибов нашёл в первый день Дима?
Сколько всего белых грибов нашёл за два дня Петя?
Кто из ребят нашёл за два дня больше всего белых грибов?
У кого из ребят самая большая разница между числом грибов, найденных в первый и во второй день?
Учитель:
– Выполнять с вами физминутку будут наши физорги.
Слова физминутки.
Мы шагаем,как СовуньяПриседаем мы как Пин.
Делаем наклон как Ёжик.
Вместе с Крошем мы бежим.
Пудрим носики как Нюша.
Мы с Лосяшем, вдаль глядим.
Роем грядки как Копатыч.
Машем крыльями как Карыч.
Вместе с Би-Би сесть хотим.
– Молодцы, хорошо повторяли движения за ребятами!
VI. Подарок для Нюши. Самостоятельная работа.
– Отгадайте следующего героя.
Ученик: НЮША
Вдохновляет всех знакомых,
На великие дела!
Кто же это неуклюже,
Кто же это всех быстрей,
Собирал к себе гостей?
Ну конечно это Нюша!
– Что любит собирать Нюша на лугу?(Цветы)
– Давайте сделаем для Нюши сюрприз. Приготовим вазу с цветами.
– Но для этого нам нужно немного поработать самостоятельно.
Рассмотрите изображённые ниже фигуры:

Запиши номера этих фигур в соответствующие клетки таблицы.
Фигура Все стороны равны Имеет прямой угол
Треугольник Четырёхугольник Физминутка для глаз.
Задание от ёжика.
- В таблице представлена информация о некоторых птицах, известных своим большим ростом.
Название птицы Наибольший рост Наибольшая масса (в кг) Интересная информация
Журавль 1м 55 см 11 Летает
Казуар 2 м 90 бегает со скоростью до 50 км/ч
Страус 2 м 50 см 150 бегает со скоростью до 70 км/ч
Фламинго 1 м 50 см 4 Летает
Какой наибольший рост бывает у журавля? ( )С какой наибольшей скоростью может двигаться страус? ( )На сколько килограммов страус тяжелее фламинго? ( )Работа с геометрическим материалом.
– И вот, наконец, последнее задание. Его нам приготовили Смешарики.
Подведение итога урока.
– Понравился урок?
– Что было интересно?
– Как вам кажется, мы хорошо поработали?
- Если вам урок не понравился, то выберите плачущего смайлика, а если было очень интересно улыбающегося до ушей смайлика.