Повышение мотивации и познавательной активности учащихся за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента с использованием ИКТ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ШАХТЁРСКА



2015 – ГОД ОБРАЗОВАНИЯ

Материал для консультации по теме:

«Повышение мотивации и познавательной активности учащихся за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента с использованием ИКТ»

Автор :
Плотникова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы ОШ І-ІІІ ступеней с.Розовка












2016-2016 уч.г.
«Повышение мотивации и познавательной активности учащихся за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента с использованием ИКТ
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.   По словам К.Д.Ушинского, «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. Познавательный интерес – важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Жизнь, лишенная познавательного интереса тускнеет; личность лишена того значимого внутреннего стимула, который постоянно подталкивает ее движение, позволяет пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой деятельности, какой бы человек не занимался. Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
Познавательный интерес, как и всякая черта личности, и мотив деятельности обучаемого развиваются и формируются в деятельности, и, прежде всего, в учении. Для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым современным информационным обществом, школе необходимо освоить подготовку выпускников, являющихся не только компетентными специалистами в своей области, но и владеющих умением использовать информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ в процессе обучения способствует активизации образовательного процесса, развитию познавательного интереса и, соответственно, повышению качества знаний. А это, в свою очередь, приводит к достижению учащимися максимальных результатов в различных областях знаний. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже слабо подготовленные учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.
Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. Как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока.
Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером. Компьютер не заменяет живого общения с учителем и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении предмета.
Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и синхронное объяснение изучаемого материала. Наглядность – «золотое правило дидактики» - составляет содержание одного из ведущих принципов обучения.
По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Как писал великий педагог К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».
«Земные чувства все отдайте постиженью новизны». Эти слова Данте, я считаю, должны звучать девизом для каждого современного учителя на пути освоения новых технологий в образовательном процессе.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
В современной школе учитель всё чаще пробует себя в качестве «творца». Готовит авторские уроки - мультимедийные презентации, тестеры, информационно- дидактические игры. И первые успехи в их разработке, как правило, вызывают, чуть ли не детский восторг. Использование современных технологий помогает достичь высоких результатов в преподавании своего предмета.
Каждый урок требует чего - то нового, интересного. Важная задача учителя увлечь детей за собой. Поэтому в моей работе мне помогают слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".
Уважаемые коллеги, хочу представить этапы современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы с применением ИКТ, суть которой сводится к одному – эффективному получению знаний учащимися. Вам будут представлены только фрагменты, отражающие применение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в процессе урока. (Слайд №3)
Я постараюсь построить работу так, чтобы вы ближе познакомились с новыми ИКТ – технологиями, получили практические советы и подсказки, как эффективно использовать необходимые дидактические материалы к урокам.
Мы, учителя-словесники, привыкли считать, что главное – дать детям знания орфографии и пунктуации, обогатить их словарный запас, научить нормам литературного языка. Но на дворе иной век, иное время. Оно ставит перед нами иные цели – растить личность. А знания - это лишь способ, чтобы сформировать ее.
И дети другие. Если раньше источником знаний был учебник, то сегодня у каждого ученика цифровое фото, телефоны с диктофоном и фотоаппаратом, видео, аудио, ПК.
А информация в Интернете во много раз превышает объемы учебников. В таких условиях нам и приходится работать. Естественно, и роль наша тоже изменилась. Теперь мы скорее «навигаторы», чтобы помогать детям ориентироваться в море информации, учить искать ее и самостоятельно получать знания.
Как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия. Компьютерные технологии создают именно такие условия.
Слайд №4 Программные продукты. В практической работе я использую программы MS Office (Word, Power Point, EXCel, Microsoft Publisher), пользуюсь ресурсами Интернета. И, конечно, как все вы, пользуюсь учебными компьютерными программами по русскому языку.
Их можно распределить по трем группам:
Слайд №5 1-ая - Репетиторы и тренажеры. Включают упражнения, тесты для текущего, промежуточного, итогового контроля на все правила орфографии и пунктуации с 5 по 9 классы.
  Слайд №6 2-ая группа - Электронные учебники: Отдельные диски к урокам для 5-6, 7, 8, 9, 10-11 классов для формирования системы лингвистических знаний, формирования грамотной речи. 
 Слайд №7 3- я группа – Это виртуальные словари, например, на CD встречается электронная версия словаря В. И. Даля. А на сайте, который вы видите, помещен Национальный корпус русского языка, он содержит  «Русскую виртуальную библиотеку», а также огромное собрание художественных (прозаических и стихотворных), диалектных текстов объёмом более 140 млн. слов.
Слайд №8 «ИКТ целесообразно использовать» Данные технологии можно использовать на всех уроках. При объяснении материала демонстрируются готовые слайды с таблицами,
Слайд № 9 «Действительные причастия настоящего времени» со схемами, примерами предложений. (Практикум со слушателями)
Слайд № 10 «Расставь запятые» Как экономится время! Сколько уходило для работы на доске.
На уроках повторения, закрепления, при выполнении самостоятельной работы используются разнообразные тесты. (Практикум со слушателями)
Слайд №9-16 Также «ИКТ целесообразно использовать»:
2)при закреплении изложенного материала (тренинг разнообразные обучающие программы)
3) в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы)
4)в самостоятельной работе учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", «Фраза», энциклопедии, развивающие программы)
5)при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов
6) на уроках развития речи
7)при организации исследовательской деятельности, результатом которых будет создание Web-страниц, презентаций, использование современных Интернет-технологий
Слайд № 17 «Формы использования ИКТ» Какие формы работы с ИКТ я использую? СD и DVD, презентации, учебные программы. Все зависит от содержания материала и поставленных задач. И, конечно, от наличия компьютеров. Занятия провожу в компьютерном классе.
Если идет объяснение материала и проводится фронтальная работа, то необходимы компьютер и проектор, чтобы демонстрировать дидактические материалы: схемы, алгоритмы, рисунки и иллюстрации. Если дети работают самостоятельно, занимаются индивидуально, в группах или парах, то работают с компьютером и принтером.
Слайд №18 «Педагогические задачи» Итак, что же дают ИКТ?
Возможность эффективно проводить групповую работу (в парах), сочетать ее с фронтальной и самостоятельной. На подобных уроках предполагается общение не только между учителем и учащимися, но и детей друг с другом. Так формируется коммуникабельность, умение сотрудничать. (Практикум со слушателями)
Учебный материал электронных программ по предмету распределен по классам, темам. Каждая тема содержит несколько вариантов по степени сложности. Переход к следующему уровню делает сам ученик. Процесс обучения индивидуализирован; 
ИКТ осовременивают урок, дети с интересом, более активно работают на нем.
Слайд № 19 «ИКТ интенсифицируют процесс обучения» За урок удается проверить теорию практически у каждого. Больше времени остается на отработку практических навыков, самостоятельную работу. В целом урок более содержательный.
Слайд № 20 «Преимущества использования ИКТ» Кому, как не нам, хорошо известно, что уроки русского языка, мягко говоря, не вызывают у детей особого удовольствия.
Абстрактные правила, рутинная работа отбивают желание, интерес. Но на компьютере ребята работают с удовольствием, выполняют любые задания, активизируется их познавательная активность. При помощи чего это достигается?
Деятельность детей разнообразна. Например, что может включать индивидуальная самостоятельная работа? (Практикум со слушателями)
- Редактирование текста, набор текста своих творческих работ, моделирование собственного текста.
- Изучение дополнительного материала и подготовка сообщения;
Если это групповая работа, то это может быть
- оформление словаря, например, корней с чередующимися гласными,
- подготовка ОК (опорного конспекта) для ответа.
- презентации по изученной теме.
Все это интересно детям еще и потому, что они получают реальный результат своей деятельности, который используется учителем для последующей работы на уроках.
Слайд №21«Эффективность использования ИКТ» Используя информационные технологии, видишь, что изменяется культура труда, коммуникативная культура и учащихся, и учителя.
Одним из современных внедрений в области образования является интерактивная доска. Возможности применения интерактивной доски создают условия для создания интереса школьников к предмету, интерактивного общения, яркого и живого знакомства с материалом на уроке.
Интерактивная доска помогает учителям сделать уроки живыми и привлекательными, позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.)
При этом опрос становится увлекательным и динамичным, так как на интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты объяснения или опроса.

Слайд №22 «Виртуальный методический кабинет» Работа с применением ИКТ дала возможность собрать в электронном виде обширный материал, систематизировать его и оформить виртуальный методический кабинет. В нем хранятся наглядные и дидактические материалы к урокам: разные варианты интерактивного контроля знаний, текстовый материал, карточки, тесты, табл. и схемы, материалы по подготовке к ГИА. Портреты писателей, картины. Работа над ним продолжается, а Интернет позволяет обогащать его. В этом же «кабинете» размещено планирование, рабочие программы, памятки, открытые уроки и внеклассные мероприятия, презентации, собственные творческие работы. Отражаю свое участие в методической работе школы: выступления на МО и педсоветах, семинарах, интернет-конференциях

Слайд № 23,24 «Порталы для учителя» Доступ ко всему разнообразию материала проще всего получить через специальные порталы

Слайд № 25 «Основные направления ИКТ» Как бы ни оправдывали себя информационные технологии, необходимо помнить: компьютер никогда не заменит учителя. Именно он управляет процессом обучения и тщательно планирует время и место работы с компьютером. В практической работе использую следующие направления. 
1-е направление. Визуальная информация. Сухость предмета, отсутствие образности не побуждают детей к занятиям. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету». Современные дети тем более привыкли к зрелищности.
Слайд № 26 «Качественные прилагательные», № 27, 28 «Слово о полку Игореве». В школах же, как правило, не всегда есть необходимые наборы таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.
В таком случае компьютер оказывает неоценимую помощь:  обеспечивает наглядность, эмоциональную окраску.
Слайд 29,30 «Портрет Поленова», «Московский дворик» Гораздо проще провести интегрированные уроки, уроки Р.р.
2-е направление. Упражнения, схемы.
Слайды №31-34 «Имя прилагательное», «Поставь на место букву» Компьютер создает благоприятные условия и для работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах демонстрируется не только статичная информация, но и применяется  цвет, графика, мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее.
Все это привлекает детей, активизирует умственную деятельность. Например, гораздо интереснее проходит наша ежедневная словарно-орфографическая работа с использованием слайдов с текстовым изображением, где ярко выделяется изучаемая орфограмма.
Слайд №35 «Деепричастия совершенного и несовершенного вида» В ходе беседы, самостоятельной работы дети видят качественный, эстетично оформленный материал: графическое изображение (опорную схему, алгоритм действий, динамическую таблицу). Это не только облегчает восприятие, понимание материала, но что немаловажно, экономит время.
(Практикум со слушателями)
Слайды 36,37 «Подчеркнуть слова с нулевым суффиксом», «Проверь себя».
Задания с последующей проверкой активизируют их внимание, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций и рисунков, занимательности делают урок более интересным, формируют интерес к языку.
Однако здесь важно «не перебрать», не сломать логическое содержание урока. Только тогда можно достичь ожидаемого результата.

Слайды №38,39 «Тесты» Важное звено в работе - контроль знаний, это 3-е направление работы. Использую различные интерактивные тесты обучающих программ. Этот способ удобен, быстро выявляешь знание и незнание, планируешь дальнейшую коррекционную работу, что немаловажно с точки зрения подготовки к ГИА и ЕГЭ. (Практикум со слушателями)

4-е направление - творческая работа учащихся.
Компьютерные технологии способствуют развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Слайды «Работа с текстом»№40-42 Интересно проходит и работа с текстом. Дети манипулируют не только отдельными словами, но и целыми фразами, абзацами. Работают с деформированным текстом, находят и устраняют грамматические, речевые ошибки, заменяют выделенные слова синонимами и. т.д. (Практикум со слушателями)
Традиционно изучение темы или  раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся (хотя бы наиболее одаренным, в групповой форме) подготовить тесты, карточки по изученным темам, создать презентацию. Выполняя эту работу, ученики систематизируют полученные знания, практически показывают их применение. Они с интересом делают это, потому что видят практические результаты – готовый методический материал для урока.
.Слайд № 43-53 Применение игровых моментов на уроке

Слайд №43 «Урок 21 века – урок ИКТ». Применение компьютерных технологий позволяет наполнить уроки новым содержанием, повысить познавательную активность учащихся, интерес к предмету
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся, и, как следствие, повышение результативности обучения. Даже у детей с проблемами в обучении. Уроки с использованием ИКТ позволяют представить учебный материал более доступно и понятно, повышают степень наглядности, делают процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, вызывают высокую степень эмоциональности учащихся, оживляют учебный процесс повышают мотивацию и познавательную активность. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний учащихся.

Каждый ребенок по-своему способен и талантлив, и все дети от природы любознательны и полны желания учиться. Использование ИКТ – только один из вариантов развития их творческих способностей.
В перспективе школы – продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и во внеклассной деятельности. Главное, чтобы все это способствовало достижению главной цели - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Использование ИКТ позволяет учителям и обучающимся нашей школы идти в ногу со временем. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
В.А. Сухомлинский

Справочно-информационные сайты,
порталы, которые предлагают словесникам современные инструменты для проектно-исследовательской деятельности, собрания методических разработок, а также форумы для обсуждения тем, важных для профессионального сообщества.
 
Книжная поисковая система eBdb [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русская грамматика. Академия наук СССР, Институт русского языка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Малый академический словарь (МАС) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Машинный фонд русского языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Национальный корпус русского языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Орфография и пунктуация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Правила русской орфографии и пунктуации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Частотный словарь русского языка С.А. Шарова [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Этимологический словарь М.Р. Фасмера [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
"Виртуальная школа Кирилла и Мефодия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Говорим и пишем правильно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коллекция интерактивных диктантов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Крупнейший мировой ресурс по лингвистике [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Лингвомания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
НП "Телешкола" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку "СВЕТОЗАР"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Портал "Культура письменной речи" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. Этимология
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Копия логотип №115