Статья: Повышение мотивации учащихся при изучении предмета Информатика


Повышение мотивации учащихся при изучении предмета "Информатика"Информатика — область человеческой деятельности, связанной с процессами хранения, преобразования и передачи информации.
Наша задача в процессе изучения информатики — не только научиться пользоваться компьютером, но и осознать его возможности, определить роль, которую он играет в нашей жизни, понять, какую помощь он может оказать вам при исследовании окружающего мира”. Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели всех предметов, - это отсутствие должного интереса к учению, получению знаний и развитию навыков.
Формирование мотивов к учению направлено к созданию условий для появления внутренних побуждений учения. Мотивом к изучению информатики в первую очередь выступает интерес к компьютеру и компьютерным технологиям. Он завораживает учащихся тайной своей могущественности и демонстрацией все новых и новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром, и авторы многих сегодняшних учебников хорошо знают, что привлекательность курса информатики обеспечивается именно компьютерной составляющей. Одна из существенных проблем, с которой сталкиваются преподаватели всех предметов - это отсутствие должного интереса к изучению предмета: получению знаний и развитию навыков. Информация, даваемая на занятиях, не получая должной обработки в сознании обучающегося, так и остается информацией, которая не трансформируется в знания; а навыки, которые преподаватель пытается формировать непосредственно на уроках, как правило, остаются всего лишь заученной инструкцией, что так же не способствует образованию. Эта ситуация возможна даже в том случае, когда преподаватель способен заинтересовать учащихся, и полученная учениками информация толкает их к дальнейшему исследованию и осмыслению темы, однако механизм качественного развития навыка использования и применения полученных знаний и здесь остается не совсем реализован. Для получения же навыков самостоятельно, как правило, у учащихся не хватает сознательности и внутренней дисциплины.
Особое внимание в своей работе преподаватели уделяют проблеме создания и повышения мотивации к изучению предмета. Практически, при изучении любой дисциплины можно применять слова, типа: “В современном обществе нельзя прожить без знаний физики (информатики, химии, биологии, истории, …- подставить сюда можно любую дисциплину из учебного процесса)”. А в действительности учащиеся видят, что многие малообразованные люди живут куда лучше учителей и преподавателей ВУЗов. Так что такой прием создания мотивации малоэффективен.
Однако с каждым днем для большинства людей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.
Мы заметили, что, не смотря на декларации некоторых учеников “Я не буду это учить, потому что это никогда не понадобится”, звучат гораздо чаще, чем “Я не буду учить, потому что это неинтересно”. Таким образом, мы взяли на вооружение тот факт, что в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой.
Хотелось бы остановиться на тех методах создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.
Методы создания мотивации
апелляция к жизненному опыту
создание проблемной ситуации
применение активных методов и форм в преподавании
ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого то последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает.
Таким образом, создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом — является главным в методике преподавания любого предмета, в частности, информатики.
Важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка.
Формирование мотивации определяется не только содержательной и организационной структурой учебного процесса, но и личностными особенностями учащихся.