Технологическая карта урока по математике на тему ПРИЕМ ПИСЬМЕННОГО ВЫЧИТАНИЯ ДЛЯ СЛУЧАЕВ ВИДА 8 000 – 548, 62 003 – 18 032 (4 класс)

МАТЕМАТИКА
Урок 38 Прием письменного вычитания для случаев вида 8 000 – 548, 62 003 – 18 032 (учебник, с. 61)
Цель деятельности учителя
Способствовать развитию умений составлять алгоритм письменного вычитания, когда приходится занимать единицу через один или несколько разрядов, решать примеры на деление с остатком и задачи, в которых используются приемы письменного сложения и вычитания, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок

Тип урока
Освоение новых знаний и способов действий

Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять алгоритм письменного вычитания, когда приходится занимать единицу через один или несколько разрядов, решать примеры на деление с остатком и задачи, в которых используются приемы письменного сложения и вычитания, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности

методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные ресурсы
1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. http://rusfolder.com/32474579
3. http://www.proshkolu.ru/club/rebys/file2/3488339

Оборудование
компьютер

Основные понятия и термины
Прием письменного вычитания

организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы
органи-
зации взаимо-
действия
на уроке
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный
контроль

1
2
3
4
5
6
7

I. Моти- вация
(самоопределение)
к учебной деятель-
ности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
– Решите ребус.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.



– Уравнение
Фронтальная, индивидуальная
К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.
Л – понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету
Устные ответы, наблюдение учителя за ор-ганизацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели урока

Озвучивает тему, цель урока
Слушают учителя
Фронтальная, индивидуальная
Р – принимают и сохраняют учебные задачи


III. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания.
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная.
П – владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, логическими действиями, базовыми предметными понятиями; устанавливают математические отношения между объектами; проводят
Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания (устные вычисле-


2. Устный счет:
1) Решение арифметических ребусов.

Выполняют задания.





2) Задание «Цепочка».

Выполняют задания.
Фронтальная.
несложные обобщения и используют математические знания в расширенной области применения; используют математические термины, символы и знаки.
Р – понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия.
К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию по обсуждаемой проблеме.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас-
ния, перевод единиц измерения времени, нахождение доли)


3) Перевод единиц измерения времени.
– Сколько минут в 2 ч.? в 3 ч 20 мин? в 120 с?
– Сколько часов и минут составляют 65 мин? 70 мин? 90 мин? 100 мин?
2 мин 30 с = с
6 мин = с
6 мин 5 с = с
Выполняют задания.
Фронтальная.




4) Выполнение задания на нахождение доли
№ 275 (на полях учебника).

· Какая доля каждой фигуры закрашена?
Выполняют задание
Фронтальная



IV. Изучение нового материала
1. Обобщение знаний по теме «Нумерация многозначных чисел».
– Каждая единица старшего разряда содержит 10 единиц соседнего младшего разряда.

Фронтальная.

Знание нумерации чисел в пределах 1 000 000.



№ 269.
Заполните пропуски:
в 1 миллионе 10 тысяч;
в 1 сотне тысяч 10 тысяч;
в 1 десятке тысяч 10 ;

в 1 тысяче 10 ;
в 1 сотне 10 ;
в 1 десятке 10 .

Выполняют устно.





2. Объяснение учителя.
– Начинаем вычитание с единиц, но из 0 нельзя вычесть 2. В разряде десятков числа 4 700 стоит ноль. Значит, придется взять 1 сотню.



Фронтальная.

Знание письменного при-



Сколько это десятков?

– Берем 1 десяток. Сколько десятков из взятой нами сотни останется?
– Запомним: мы взяли одну сотню из 7; чтобы не забыть об этом, поставили над цифрой
7 точку (ставит точку). Взятую сотню мы заменили десятками. В 1 сотне – 10 десятков. Из этих 10 десятков нам надо взять 1 десяток и перенести его в разряд единиц; 1 десяток содержит 10 единиц. Тогда в разряде десятков останется 9 десятков. Запишем это: над нулем в разряде десятков запишем цифру 9. Теперь из десятка, который мы взяли (из 10 ед.), вычтем 2 (10 – 2 = 8), запишем 8 под единицами. Из 9 десятков вычитаем 3 десятка, получаем 6 десятков, записываем в разряде десятков. Точка над цифрой 7 показывает, что 1 сотня была взята, и, значит, сотен осталось 6. Записываем 6 под сотнями и 4 под тысячами. Читаю ответ: 4 668.
Важно, чтобы все учащиеся поняли, почему в записи уменьшаемого в процессе выполнения вычитания вместо нулей появляется цифра 9, и могли это объяснить.
– В 1 сотне 10 десятков.




– Останется 9 десятков.

суждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета
ема вычитания вида 4 700 – 32


3. Работа по учебнику на с. 61 (вверху)
– Объясните на решенных уже примерах, как выполнялось вычитание
Объясняют, как выполнялось вычитание
Фронтальная



V. Первичное закрепление
Работа по учебнику.
№ 267.
Выполняют с подробным комментированием.
Фронтальная.
П – владеют способами выполнения заданий поискового характера, логическими действиями.
Р – принимают и сохраняют учебные задачи; планируют и контролируют учебные действия.
Применение письменного приема вычитания вида 4 700 – 32.


Физкультминутка
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке
Выполняют физкультминутку
Фронтальная
Р – принимают и сохраняют учебную задачу.
К – проявляют готовность слушать.
Л – имеют установку на здоровый образ жизни
Выполнение движений соглас-
но инст-рукции

VI. Практическая деятельность
1. Решение задач.
№ 270 (под руководством учителя).

Изо всей бумаги: на общие тетради – 6336 т,
на школьные тетради –? т.

Ответ: 3 000 т пошло на школьные тетради.
Решают задачу, записывая действия сразу столбиком.
Фронтальная, индивидуальная.
П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Р – принимают и сохраняют учебные задачи;
осуществляют контроль, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.
К – используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач; применяют изу-ченные правила общения.
Устные ответы, записи в тетради (решение текстовых арифметических задач, примеров)


2. Решение примеров.
№ 272
Самостоятельно находят частное и остаток. Выполняют проверку.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к предмету



3. Задания из электронного приложения к учебнику

Выполняют задания
Индивидуальная



VII. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
– Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
– Что мы повторяли сегодня на уроке?
– Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Какое – меньше?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Отвечают на вопросы
Фронтальная, индивидуальная
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету
Устные ответы

VIII. Домаш-нее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
С. 61, № 273, 274
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения