ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНОВАТАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Слайд 1. Уважаемые члены экзамеционной комиссии вашему вниманию представлена к защите выпускная квалификационная работа на тему «Дидактическая игра как активизация познавательных процессов младших школьников».
Актуальность. Принципы дидактики на протяжении нескольких веков осмысливаются и разрабатываются в педагогической науке. Игра является одним из важных средств формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса – мышления, внимания, памяти. Так как ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактические игры должны обеспечить формирование навыков учебной работы и формирование самостоятельной деятельности. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка.
Слайд 2 Цель исследования – изучение эффективности использования дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования;
разработать комплекс дидактических игр для 2 класса;
Провести диагностику уровня познавательной деятельности учащихся 2 класса.
Бадамшинская средняя школа № 1 Актюбинской области, Каргалинского района., во 2 классе 2015 – 2016 учебном году.
Слайд 3 Объект исследования – познавательная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательного интереса будет эффективным, если учитываются возрастные особенности младших школьников, используется комплекс специально подобранных дидактических игр.
Методы исследования: Методы исследования:
- теоретический (изучение и анализ научной литературы).
- эмпирический (наблюдение, изучение опыта).
- статистический (обработка и объяснение изученного материала)
Работа состоит из введения, триех глав, заключения, библиографии, приложения.
Во введении дана общая характеристика темы исследования.
В первой главе раскрыты особенности младших школьников и приемы развития познавательных интересов.
Во второй главе освещается значение дидактической игры для развития познавательных интересов младших школьников, виды и методы использования дидактических игр.
В третьей главе представлено практическое изучение дидактических игр, их организация и анализ результатов.
Нами был проведен эксперимент, целью которого стало выяснение влияния дидактической игры на познавательную деятельность младших школьников.
Для экспериментальной работы была выбрана база исследования Бадамшинская средняя школа № 1 Актюбинской области, Каргалинского района. Экспериментальная работа проводилась во 2-ом классе. В экспериментальную группу вошел 21 ученик.
Экспериментальная работа состоит из 3 этапов:
1.Констатирующий этап. 2.Формирующий этап. 3.Контрольный этап
Каждый этап имеет свою цель:
Цель констатирующего этапа: определение отношения учащихся младших классов к учению и учебным предметам.
Слайд 4 По методике: Г.Н. Казанцевой.
Методика предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.
Для обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационный бланк для ответов. Детям дается инструкция.
В соответствии с ответами учащихся делается вывод об имеющейся у них иерархии мотивов к учебе, показанная
Анализ опытно – экспериментальной работы показал, что учащиеся 2 класса умеренно и сильно ориентированы на успех, предпочитают средний уровень риска. Чем выше мотивация к учению, тем ниже готовность к риску.
Слайд 5 представлены результаты анкетирования во 2 классе (в начале экспериментальной работы)

Слайд 6
Далее, предлагаю вашему вниманию результаты исследования в процентном соотношении познавательной активности по учебным предметам
Самый высокий процент показывает, что часть учеников учат предметы по необходимости, у них нет никакой заинтересованности, и не проявляют познавательную активность.
Слайд 7 Данные представлены в процентном соотношении в диаграмме 1 .
Слайд 8
После проведения составленной программы дидактических игр по предметам в ходе контрольного эксперимента были получены следующие результаты познавательной активности учащихся на уроках.
Слайд 9
В ходе интерпретации результатов контрольного эксперимента делаются следующие выводы о наиболее характерных мотивах учения:
Учебно – познавательный мотив.
Широкие социальные мотивы.
Позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими. Результаты применения дидактических игр представлены вашему вниманию.
Слайд 10
В ходе проведенных исследований мы пришли к выводу, который показан в процентном соотношении в диаграмме №2. В результате применения дидактических игр на уроках количество учащихся, проявляющих повышенную познавательную активность, возросло.
Слайд 11
Контрольный эксперимент позволяет наглядно увидеть результат применения дидактических игр в процентах до и после проведения эксперимента, который показан .Игровая атмосфера на уроках развивает познавательный интерес, активность и деятельность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание.
Проанализировав результаты исследования и изучив научные издания, психолого-педагогическую литературу, рассматривающие данную проблему, мы пришли к выводу, что с одной стороны, познавательная активность зависит от умения учителя создавать у каждого ученика установку на процесс учения. С другой стороны, познавательная активность является показателем познавательных возможностей школьника, уровней развития его мышления, памяти, устойчивости внимания, волевых усилий, наличие ценных мотивов учения и помогает сделать учебный материал увлекательнее. Она является ценным средством воспитания умственной активности детей, активизирует у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети преодолевают значительные трудности.
Таким образом, работа, проведённая нами, позволяет сделать вывод, что гипотеза подтвердилась. Следовательно, игра, способствует развитию внимания, памяти, мышления, укреплению речевых умений и навыков. Система дидактических игр, в процессе обучения, позволяет решать все многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника.
Слайд 12
Обратите внимание на диаграмму 3 которая подтверждает, что с помощью игры динамика развития познавательной активности по учебным предметам учащихся 2 класса возросла. Отсюда следует, что использование дидактических игр необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.