Презентация на тему: Формирование фонематических процессов у детей 4-5 лет через игру с опорой на гласные звуки


Учитель-логопедСправцова Елена Леонтьевна «… игра влияет на формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». (Д.Б.Эльконин). Цель: показать преимущества игровых форм работы на логопедических занятиях для формирования фонематического слуха и правильной речи с опорой на гласные звуки у детей среднего дошкольного возраста. ПРОБЛЕМА: 1.Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования, звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. У детей страдает не только произношение, но и понимание речи, т.к. они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы ( «САНИ» – «САМИ», «МИШКА» – «МИСКА»).2.Несформированность фонематического восприятия и фонематического слуха может привести к трудностям в обучении русскому языку: смешению и замене звуков на письме, недописыванию окончаний слов и предложений. 3.К 4-5 годам идет задержка процесса овладения четким произношением всех звуков речи.4.У детей при произношении страдают и гласные звуки: произносятся нечетко, их звучание как бы затушевывает- ся.Между тем правильное произношение гласных звуков очень важно, поскольку:Гласные служат основой для развития навыка звукового, звуко-слогового, звуко-буквенного анализа.Систематические упражнения с гласными звуками выполняют роль речевой гимнастики, способствуют выработке координированных движений органов речи: развитию речевого дыхания, голоса, дикции. Народная мудрость гласит: «хочешь узнать человека – поговори с ним». Наша речь – визитная карточка. Слух является непременным условием формирования речи. Речевой и неречевой слух – самостоятельные формы слуховой системы.В речевом слухе выделяют фонематический слух.Профессор Л.С.Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова». Фонематический слух предполагает точность фонематического восприятия, звукоразличения, звукового анализирования речи.Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации звуков и установлению звуковой структуры слова. Дети с хорошим фонематическим восприятием:рано усваивают звуки языка;хорошо осознают тонкости произношения;узнают правильно и неправильно произносимые слова. Наиболее чувствительный возраст для развития фонематических процессов – 4-5 лет. Это возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность, которая будет решать следующие задачи: ЗАДАЧИ: 1.Познакомить с миром слов (слова звучат по-разному, могут быть похожими по звучанию и непохожими).2.Развивать умение слышать отдельные гласные звуки в словах, определять звуки в начале, конце и середине слова.3.Развивать умение различать звуки на слух и обозначать их фишками-символами.4.Учить детей интонационно выделять гласные звуки и произносить их изолированно.5.Формировать правильное произношение согласных звуков и умение соединять их с гласными. Т.А.Ткаченко предлагает в условиях массового детского сада проводить работу с детьми 4-5 лет по обучению звуковому анализу и синтезу. Предложенная ей символика обозначения гласных и согласных звуков широко используется в работе логопедами дошкольных учреждений. В своей работе я использовала игры и упражнения, предложенные Т.А. Ткаченко, И.Г.Выгодской, Е,Л.Пеллингер, Л.П.Успенской, О.А.Новиковской и др. авторов. Этапы формирования навыков звукового анализа у детей 4-5лет. 1.Выделение в словах первого гласного звука (Астра, Утка).2.Анализ и синтез сочетаний из двух-трех гласных звуков (АУ, УА, АУИ, ЫОУ и т.д.)3.Определение наличия либо отсутствия в словах звука (гласного, согласного).4.Определение последнего гласного звука в словах (пальтО, скалА).5.Определение первого и последнего звука в словах (картинЫ, посудА).6.Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (УХ, АМ, УМ, ОН).7.Автоматизация поставленных согласных звуков в слогах с использованием фишек-символов гласных и согласных звуков (ША, СО, ЛЫ и т.д.) Знакомство со звуками. Девочки-звучки Гласные в звукоподражаниях Этот сложный звук «Э». Животные ищут свою песенку Мы слова назовем и песенку найдем. Звуки в слове пропеваю, фишками обозначаю. Звуки закрепляем - с гласными их пропеваем. Звук согласный назовем – картинку к гласному найдем. Игры и упражнения с детьми для развития фонем. слуха. 1.Задачи: познакомить детей с гласными и их артикуляцией, с обозначением гласных фишками-символами. Игры и упражнения:1.Упражнение «Познакомимся с девочками и их песенками».2.Подбор фишек-символов для каждой девочки. 2.Задачи: учить воспроизводить изменения характера тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. Формировать диапазон голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости, высокого и низкого голоса.Игры и упражнения: А-А-А – плачет девочка (поет певица, укачиваем малыша);О-О-О – стонет больной (удивилась мама); - И-И-И – ржет лошадка (жеребенок); - У-У-У – гудит поезд (близко-далеко); - Ы-Ы-Ы – гудит пароход (близко-далеко); - Э-Э-Э – ревет медведь (медведица, Мишутка). Игра с большими и маленькими предметами (самолеты, куклы, лошади, зайцы, лошадки и.т.).Дидактические игры: «Кто как кричит?» «Три медведя», «Приключения медведей», «Помоги найти детеныша». 3.Задачи: учить детей узнавать звуки по беззвучной артикуляции.Дидактическая игра: «Сломанный телевизор».4.Задачи:формировать произвольное ритмичное произнесение цепочек гласных звуков «А», «О», «У», «Ы», «И», «Э».Игры и упражнения:«Положи спать»: Послушай и запомни тот звук, который прозвучит в конце стихотворения: «А-а-а – кукла-куколка, бай-бай, спи спокойно, засыпай: « А-а-а-а». «У-у-у – на кроватке спит бычок, он улегся на бочок: «У-у-у-у». «О-о-о – зайка-заинька, бай-бай, спи спокойно, засыпай: «О-о-о-о». «И-и-и – захотела мышка спать и полезла открывать: «И-и-и-и».Произнеси звук, который помогает заснуть кукле (бычку, мышке, зайке). Укачай его. 5.Задачи: узнавать на слух и различать ударные гласные «О», «У».Дидактическая игра «Утки и окуни».Дети делятся на две команды: «утки» и «окуни». Они двигаются произвольно по комнате. Логопед произносит поочередно слова то с ударным звуком «У», то со звуком «О». Дети «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком «О», а «утки» – слово со звуком «У». Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется. 6.Задачи: формировать умение называть звук, обозначенный фишкой-символом.Дидактическая игра «Кубик».Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа гласного звука. Ребенок называет символ звука, который оказался сверху и бросает кубик другому.Варианты: (с маленьким кубиком) Ребенок бросает кубик на стол и находит картинку с символом звука, который оказался сверху. 7.Задачи: дать детям представление о коммуника- тивных вариантах общения при помощи различных звукосочетаний на примере УА – АУ – ИА.Игры и упражнения: - «Дети заблудились в лесу»; - «Малыш в коляске плачет»; - «Кричит ослик». 8. Задачи: развивать фонематический анализ на основе узнавания и различения отдельных звуков.Игры и упражнения: «Будь внимательным!»: поймай звук «У», (А,О,И,Ы,Э), хлопнув в ладоши.Варианты: «Подними флажок» (руку); «Подпрыгни»; «Подними нужную фишку-символ, когда услышишь звук». 9.Задачи: развивать слуховое внимание; учить определять звук в звукоподражаниях и показывать фишку-символ.Упражнение с серией картинок: машина, барабан, ребенок, бабушка.Инструкция: покажи картинку и фишку-символ. - Она гудит: БИ-БИ-БИ; - Он звучит:БОМ-БОМ-БОМ; - Так его укачивают: А-А-А-А; - Ей плохо. Она болеет: О-О-О-ОХ! 10.Задачи: развивать слуховое внимание. Учить обозначать звуки фишками-символами, составляя ряд звуковУпражнение: «Звук услышишь – не зевай, фишку сразу подвигай».Перед ребенком лежат фишки-символы гласных звуков. Педагог произносит гласные звуки друг за другом. Ребенок подвигает к себе фишки-символы звуков, которые услышал. Затем повторяет их самостоятельно. 11.Задачи: учить детей выделять первый ударный звук в слове и обозначать его фишкой-символом.Упражнение с картинками (игрушками): дети называют картинку и подставляют к ней нужную фишку-символ, ориентируясь на гласный звук:Утка – «У», Аист – «А», Осы – «О», Иглы – «И»12.Задачи: учить выделять ударный гласный звук в конце слова.Упражнение: «Звук последний назови и фишку-символ покажи»: игра проводится с картинками: пальтО, окнО, весЫ, маскА. 13.Задачи: учить детей выделять гласный звук в слове в любой позиции и обозначать его фишкой-символом.Дидактические игры и упражнения:«Почтальон»: педагог собирает в сумку с прикрепленным к ней символом, только определен- ные картинки-письма , например, только со звуком «О». Дети выбирают такие «письма»-картинки.«Магазин»: дети «покупают» предметы на деньги-символы. Подавая педагогу – «продавцу» символ, ребенок интонационно выделяет звук слова-покупки «Мяч не трогать иль поймать – постарайтесь отгадать»: педагог предлагает стоящим перед ним детям ловить мяч, если они услышат в слове звук, обозначенный символом, либо прятать руки за спину, если звука в слове не окажется. Когда ребенок поймает мяч, нужно проконтролировать сознательность его выбора, т.е. предложить произнести слово, выделяя соответствующий звук.Упражнение с картинками (или без картинок): дети произносят слово, выделяя голосом гласный звук и подставляют фишку-символ к картинке. «Подставь символ к предмету»: дети выбирают по одному символу из предложенных педагогом. На столе раскладывается 5-6 предметов или картинок, в названии которых имеются обозначенные звуки. Выигрывают те дети, которые быстрее выполнили.«Сумка-задумка»: к сумке прикрепляется символ гласного звука. Педагог предлагает собрать в сумку-задумку слова с заданным звуком. Дети называют слова и складывают фишки-символы в сумку. 14. Задачи: учить детей находить гласные звуки в словах из 2-х слогов, интонационно выделять их и обозначать фишками-символами.Дидактические игры и упражнения:1.У детей карточки с двумя пустыми клетками. Произнося слова-названия картинок, они определяют гласные и обозначают их фишками-символами. «Предмет и имя»:Педагог показывает детям кукол, изображающих мальчиков и девочек, и дает им имена в зависимости от темы занятия (Маша, Катя, Вова, Павлик и т.д.). Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпали. При затруднениях педагог помогает детям при помощи фишек-символов. «Пишем письмо в Звукоград»: педагог вынимает из конверта, «присланного» в группу, символы гласных звуков, объясняя, что получено письмо из Звукограда, где живут старички-Звуковички. Больше всего они любят играть со звуками. Педагог предлагает написать ответ, подобрав к каждому символу по пять названий предметов (животных, игрушек и т.д.). Дети называют слова, педагог записывает их на карточках и «отправляет» письмо обратно. Стихи для включения в них недостающего слова. ЗВУК «А»: Аист Алику принес апельсин и (абрикос). В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас). Арбуз все ребята едят, Аист зовет на амбар (аистят).ЗВУК «О»: Ослик любит очень золотую (осень). Очень больно жалит в нос Стая полосатых (ос). Звук «У»: Улитка замерла, дрожа, увидев на траве (ужа). Улитка просит уточку: «Закинь-ка в воду (удочку). - Уф!- сказал утюг и встал. До чего же я (устал).ЗВУК «И»: Спорят брошки и заколки: У кого острей (иголки). Из трубы над домом быстро Вылетают дым и (искры). Физкультминутки. Подбираются стихи с гласными звуками в словах. Дети выполняют движения в соответствии с текстом или по показу логопеда: Все мы видели не раз апельсин и ананас, Знаем мы с тобой на вкус абрикосы и арбуз, Но расскажете едва – какова на вкус айва, И я буду очень рада, коль найдете авокадо. Удод у дороги увидел ужа, Удод улетел, от испуга дрожа. Работа с родителями и воспитателями. 1.Проводятся беседы, консультации, даются рекомендации о том, как знакомить детей с гласными звуками.2.Проводятся занятия (индивидуальные и подгрупповые) с детьми, на которых идет знакомство с методами и приемами в работе со словами (с опорой на гласные звуки).3.Дети выполняют в тетрадях домашние задания.4.Родители принимают участие в праздниках: «Говорилки», «Учимся красиво говорить».