Практикум по логопедии на тему Организация совместной работы логопеда и воспитателя ДОО для детей с нарушением речи


АНОДПО Уральский Институт Повышения квалификации и Переподготовки.
Программа профессиональной подготовки:
Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Организация и содержание логопедической работы» (580).
Дисциплина:
Практикум по организации совместной работы логопеда и воспитателя дошкольной образовательной организации для детей с нарушением речи.
Выполнил:
Слушатель- О.Л. Толстикова.
Преподаватель -
г. Пермь – 2017 г.
Модуль 1. Основные принципы взаимодействия специалистов коррекционно-воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Составьте схему «Участники образовательного процесса в ДОО для детей с нарушениями речи».
семья


Учитель- логопед

воспитатель



Инструктор по физической культуре
Музыкальный руководитель
Педагог-психолог



ребенок

Ознакомьтесь с методическим пособием Поваляева М.А. «Справочник логопеда» (раздел 3, п.3.1), статьей: «Организация работы логопедического пункта в ДОУ», авторы: Арефьева З.А., Подобед С.О., журнал Логопед №4, 2006г. в разделе «Библиотека». Заполните таблицу «Функциональные обязанности педагогов ДОО для детей с нарушениями речи».
Участники образовательного процесса ДОО для детей с нарушениями речи Функциональные обязанности
Учитель-логопед -отбор и комплектование групп;
-комплексное обследование детей;
-составление перспективных планов индивидуальной, групповой и фронтальной работы;
-основной этап, связанный с реализацией планов занятий»
-контроль-обеспечение промежуточного и итогового контроля;
-результативно-аналитический (анализ результатов коррекционного обучения, составление характеристик на детей);-консультативно-педагогическая работа с родителями;
-ведение текущей документации;
-оказание консультативно-методической помощи воспитателям.
Воспитатели -закрепляет приобретенные навыки;
-отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей;
-планирует и организует общеобразовательные занятия;
-консультативно-педагогическая работа с родителями.
Музыкальный руководитель -развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;
-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
-стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.
Педагог физической культуры - способствует оздоровлению и закаливанию детского организма;
-совершенствует координацию основных видов движения;
-развивает общую и мелкую моторику.

Педагог-психолог -оказывает консультативную помощь родителям и специалистам ДОУ, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка;
-внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Составьте перспективный план работы учителя-логопеда и одного из участников образовательного процесса ДОО (музыкального руководителя, педагога – психолога, и т.п.) на учебный год.
Цель: Создать атмосферу сотрудничества, направленную на успешное музыкальное развитие и более высокий уровень речевого развития детей с нарушениями речи.
Педагогические задачи Логопед Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики Упражнения с различным дидактическим материалом.Пальчиковые игры. Игра на детских музыкальных инструментах.Танцевальные движения.Театр с использовани-ем кукол бибабо
Развитие мимики Массаж лица.Гимнастика мимических мышц.Произвольное формирование определенных мимических поз.Связь мимики с интонацией Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба Хоровое пение.Движения с речью под музыку.Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль. Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции Упражнения с зеркалом.Артикуляционная гимнастика.Чистоговорки.Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально) Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи Формирование навыков словообразования и словоизменения.Преодоление аграмматизма Разучивание текстов песен. Драматизация.Музыкальные спектакли, инсценировки.Кукольный театр.
Развитие словаря Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря. Пополнение словаря музыкальной терминологией.Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи Формирование навыков составления диалога Драматизация.Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи Развитие у ребенка желания говорить.Воспитание навыков овладения монологической речью. Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков Психологические этюды и коммуникативные игры Участие детей в музыкальных представлениях.
№ Содержание работы Сроки Ответственный
1 Совместное проведение диагностики и обсуждение её результатов СентябрьМай Музыкальный руководитель, учитель-логопед
2 Консультация «Особенности развития темпоритмической речи у дошкольников» Сентябрь Музыкальный руководитель
3  Совместное проведение логоритмических занятий В течение года Музыкальный руководитель, учитель-логопед
4 Индивидуальная работа музыкального руководителя с детьми по запросу логопеда В течение года Музыкальный руководитель, учитель-логопед
5 Работа по коррекции просодических сторон речи В течение года Музыкальный руководитель, учитель-логопед
6 Журнал взаимодействия В течение года Музыкальный руководитель, учитель-логопед
7 Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара В течение года Музыкальный руководитель, учитель-логопед
8 Взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы В течение года Музыкальный руководитель, учитель-логопед
9 Рекомендации: «Использование музыкального материала на логопедических занятиях» Октябрь  Музыкальный руководитель
10 Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика и сферы её применения» Ноябрь Учитель-логопед
11 Консультация «Как правильно использовать речевой материал на утренниках» Декабрь Учитель-логопед
12 Составление картотеки «Игры на развитие чувства ритма» Январь Музыкальный руководитель
13 Выступление на педсовете «Роль музыки в развитии речи детей дошкольного возраста» Февраль Музыкальный руководитель
14 Беседа «Развитие активного словаря дошкольника в процессе восприятия музыки» Март  Музыкальный руководитель, учитель-логопед
15 Мастер-класс «Учитесь говорить правильно» Март Музыкальный руководитель, учитель-логопед
16 Изготовление дидактических игр по логоритмике «Игры со звуками» Апрель Музыкальный руководитель, учитель-логопед
17 Участие учителя-логопеда в празднике «До свиданья, детский сад» Май Музыкальный руководитель, учитель-логопед
 Модуль 2. Организационные аспекты взаимодействия логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи.
Эссе на тему: «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы».
Учитель –логопед ведет работу в тесном контакте с воспитателем, который на занятиях должен способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых воспитанниками в процессе логопедических занятий. Контакт логопеда с воспитателем осуществляется на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопед ставит в известность воспитателя данной группы, и кончая выпуском ребенка в школу. В случае необходимости воспитатель должен создать, по рекомендации логопеда, определенные условия для ребенка ( н-р: организация речевого режима для заикающихся детей и т.п.).
Логопед систематически информирует воспитателя о продвижении воспитанников с тем, чтобы в группе к речи детей предъявлялись посильные на каждом этапе требования. Для информации о состоянии произношения воспитанников удобна таблица произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от ребенка в произношении.
При завершении логопедических занятий с ребенком логопед инструктирует воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях группы и во вне ее.
Логопед должен посещать занятия по развитию речи и другие с целью проверки речевых возможностей воспитанников , имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь воспитатель должен периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы постоянно быть в курсе проводимой работы с воспитанниками.
Логопед показывает воспитателю наиболее тяжелые случаи отклонений в речевом развитии, объясняет причины их возникновения, подсказывает, какую посильную помощь можно оказать ребенку. Логопед дает рекомендации по использованию режимных процессов при устранении дефектов речи; раскрывает трудности ,которые испытывают дети с нарушениями речи при усвоении программного материала. Логопед определяет лексическую тему на неделю для закрепления с детьми материала воспитателями. Кроме того, ежедневно он рекомендует проводить с некоторыми детьми артикуляционные, дыхательные и другие упражнения по индивидуальным планам работы (по индивидуальным тетрадям, закрепляя выполненные на логопедическом занятии упражнения).
Воспитатель должен точно выполнять все задания логопеда. Помимо включения определенных требований к речи воспитанников во все режимные моменты, воспитатель проводит «логопедические минутки», составленные логопедом в зависимости от состава группы. Лучше, когда логопедические пятиминутки сочетаются с темой занятия и отражают те задачи, которые определены учителем-логопедом для фронтальной работы на неделю. 
На занятиях воспитатель может использовать речевые игры, направленные на развитие понимания речи, обогащения словаря, закрепление грамматических навыков. Воспитатель совместно с логопедом, поставив определенную цель (выработка темпа речи, четкости, выразительности в речи, закрепление словаря и т.п.), во время игры предъявляют воспитанникам соответственные требования, используя эмоциональную заинтересованность детей в игре.
Индивидуальная работа по заданию учителя-логопеда проводится воспитателем во второй половине дня в специально отведенное в режиме дня время. Желательно, чтобы логопед заранее обговорил с воспитателем отдельные моменты предстоящей индивидуальной работы с детьми в коррекционный час, подобрал необходимые пособия, игры, обозначил некоторые моменты и особенности их проведения. Воспитатель может и сам подобрать свой аналогичный игровой материал.
Идеальным в работе является тот момент, когда воспитатель после проведения индивидуальной работы с детьми обсуждает с логопедом, какие трудности возникали, что удалось, чего не получилось достичь
В конце учебного года логопед совместно с воспитателем проводят речевой утренник, на котором дети демонстрируют свои успехи. В утреннике должны принимать участие все дети, имеющие нарушения речи , независимо от этапа работы с логопедом. В этих случаях для них подбирается соответствующий материал.
Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы помогая друг другу, достигнуть единой цели- воспитать у ребенка правильное произношение всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда и воспитателя на 2016 -2017 учебный год.
Месяц неделя Содержание работы
сентябрь 1-2 Совместное обследование детей, заполнение необходимой документации. Ознакомление воспитателей с результатами логопедической диагностики
3 Консультация на тему «Проведение артикуляционной гимнастики на логопедических пятиминутках»
3 Совместное проведение родительского собрания
« Давайте познакомимся»
3-4 Заполнение тетради «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя»
октябрь 1 Рекомендации воспитателю по использованию лексико-грамматических тем.
2 Оформление информационного бюллетеня «Советы родителям»
3 Занятия-практикумы с родителями по теме «Органы артикуляции. Упражнения».
4 Семинар «Коррекционная работа воспитателя на прогулке».
ноябрь 1 Консультация логопеда по теме «Игры, предлагаемые для работы с замкнутыми детьми». Подборка игр .2 Выступление на педагогическом совете с консультацией «Развитие мелкой моторики как важный фактор в формировании правильной речи дошкольников» с использованием ИКТ.
3 Рекомендации по использованию физминуток по развитию речи.
4 Совместное оформление картотеки по развитию мелкой моторики рук.
декабрь 1 Консультация логопеда по теме «Игры, предлагаемые для работы с гиперактивными детьми».
2 Занятия-практикумы с родителями по теме « Игры по развитию речи»
3 Развлечение «Встреча Нового года в лесу»
4 Консультация по теме «Рисунок и речь»
январь 2 Заполнение тетради «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя»
3 Совместная подготовка к проведению мероприятия с родителями.
февраль 1 Организация совместной деятельности детей и их родителей. «Состязание всезнаек и их родителей».
2 Консультация «Развиваем речевое дыхание».
«День защитника отечества». (Совместная подготовка к празднику).
3 Совместное изготовление картотеки игр и упражнений по развитию речевого и физиологического дыхания.
Март
1 «День мам». (Совместная подготовка к празднику.)
2 Контроль за выполнением заданий из тетради «Взаимосвязь логопеда и воспитателя».
3 Семинар «логопедические игры для работы по формированию связной речи детей 4-6 лет».
4 Совместное изготовление игр и пособий на следующий год и ремонт имеющихся.
апрель 1 Просмотр занятий воспитателей по развитию речи.
2 Консультация по теме «Использование на занятиях логосказок».
3 Взаимопосещение занятий
4 Круглый стол «Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе»
май 1 Обсуждение результатов работы, определение дальнейших перспектив работы. Выступление на педагогическом совете.
2 Подготовка и оформление картину-коллаж «Буквоград»
3 Совместное родительское собрание Итоги обучения за год».
4
Проведение утренника «Вот и стали мы на год взрослей».
.Анализ занятия воспитателя «Путешествие в осенний лес» в группе для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Параметры Анализ
Тема занятия.
Возраст и диагноз детей.
Длительность занятия. «Путешествие в осенний лес».
6 лет. ОНР
20 минут
Цели: педагогические, коррекционные (логопедизация занятия), воспитательные. Цели занятия соответствуют возрасту детей и  требованиям программы. Педагогом были поставлены обучающие , коррекционные и воспитательные задачи.
В занятии отражены все заявленные задачи , они соответствуют и методам, и приемам поставленных задач.
Соответствие этапу логопедической работы, т.е. учет речевых возможностей детей, состояния их неречевых функций, специфических форм речи. Занятие организовано в форме диалога со сказочным персонажем (Машеньки). Все этапы занятия взаимосвязаны между собой и логически последовательны.
Принципы построения занятия, разделы. Были использованы разнообразные методы и приемы: словесный (беседа), наглядный (демонстрация), игровой, создание ситуации занимательности, поощрение и др. Дети вспоминали знакомую им сказку с помощью «волшебного мешочка» из которого появлялись герои этой сказки. При этом, прежде чем достать того или иного персонажа, педагог загадывала детям загадку о нем, тем самым активизируя имеющиеся у детей знания. Работа была организована со всеми детьми (коллективная).
Использование игр и упражнений для развития неречевых функций (слухового и зрительного внимания, разных видов памяти, невербального мышления, психомоторики, мимики и др.). . Занятие проходило в очень интересной для детей форме, игровой, поэтому были созданы все условия для успешного взаимодействия детей в группе. Были случаи взаимопомощи между детьми, что говорит о хорошей психологической обстановке на занятии. Воспитателем использовались логоритмические паузы, элементы драматизации, фонограммы «звуков леса».
Использование игр и упражнений для развития просодии речи (продолжительности выдоха, высоты и силы голоса, интонационной выразительности речи, паузации, темпа речи, логического ударения и др.). Воспитателем была проведена игра «Узнай по голосу», Упражнение для развития чувства темпа и ритма, точного сочетания речи и движения под музыку. При этом использовались различные музыкальные инструменты: дудочка, барабан, металлофон и др.
Проведение занятия в едином сюжете, обусловленном лексической темой, которой подчинены все разделы занятия (или тема занятия раскрывается с помощью набора различных, не связанных между собой игр и упражнений). Продуманность выбора типа занятия, его структура, логическая последовательность и взаимосвязь этапов, очень грамотно подобран сюжет , музыкальные физкультминутки, театрализованные эпизоды, стихи, загадки сделало занятие интересным, эмоциональным, развивающим. Дети показали свои знания, умения.
Умение воспитателя реализовать индивидуальный подход к детям. . Во время всего занятия воспитатель
особое внимание уделял индивидуальным особенностям детей, по этому принципу и было разработано занятие. При возникновении затруднений он всегда приходил на помощь, при этом, не просто подсказывая правильные ответы, а побуждая ребенка вспоминать, анализировать, видеть.
Заключение о коррекционной направленности занятия. Рекомендации воспитателю. На занятии использовались упражнения на развитие высших психических функций, включение заданий с опорой на несколько анализаторов, смена видов деятельности. Общая эмоциональная атмосфера занятия была благоприятная. В конце занятия педагог подвела итог занятия и нацелила их на дальнейшую работу. Используемые приемы помогли в полной мере решить каждую из поставленных задач.
Выводы:
 Педагог провела занятие по ознакомлению детей с обитателями леса на хорошем уровне. Поставленные воспитателем задачи соответствовали программным требованиям и уровню развития детей. Дети хорошо усвоили программное содержание занятия, были активны и внимательны. Выбор типа занятия (в форме беседы детей со сказочным персонажем)  позволил наиболее полно реализовать программное содержание.                Используемые приемы помогли в полной мере решить каждую из поставленных задач.
 
Рекомендации:
 1) учить детей произнося считалку (при выборе водящего в игре) соотносить слова и действия (на каждое слово считалки показывать на очередного ребенка);
2) продумать приемы, позволяющие активизировать внимание детей в нужный момент, повысить их заинтересованность;
3) контролировать осанку детей  во время занятия (особенно когда дети сидят на стульях). 
 

Модуль 3. Взаимодействие работы логопеда и воспитателя с родителями детей, посещающих ДОО для детей с нарушениями речи.
Конспект родительского собрания «Давайте знакомиться».
Время проведения : октябрь.
Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Участники: родители и педагоги ДОУ.
Место проведения: группа.
Длительность: 1 час.
Цель: Объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого ребенка в группе.
План проведения:
1.Знакомство с родителями.
2.Тренинг на сплочение «Знакомство» (психолог).
3. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?4. Особенности логопедической работы:- содержание логопедической работы;- формы логопедической работы.5. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей старшей логопедической группы.6. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.7. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.8.Анкетирование родителей.
Оборудование:
-листы бумаги;
-карандаши простые;
-мяч-глобус;
- карточки с советами логопеда;
-бланк «Анкета для родителей»;
-памятки для родителей.
Ход проведения:
Все участники сидят в кругу.Здравствуйте уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание.Меня зовут (…….), я работаю (…….). Для того чтобы нам легче было общаться, предлагаем Вам сделать визитную карточку, которая может быть любой по форме и украшенной по вашему художественному вкусу. Важно, чтобы на карточках было указано ваше имя, которым вы хотите, чтобы вас называли (родители оформляют свой бейджик в свободной форме).А сейчас будем знакомиться. Будем передавать игрушку по цепочке, у кого игрушка в руках, тот отвечает на два вопроса:• Как его зовут?• Почему бейджик оформлен именно так? Здесь нужно попытаться объяснить, почему использована такая форма (круг, прямоугольник, квадрат, трапеция), такие цвета, что это для вас значит (участники выполняют задание)Для более близкого знакомства друг с другом объединитесь в пары. Задача этой игры – узнать как можно больше информации о своем партнере, а потом рассказать всем нам, что вы узнали, чтобы все остальные участники сразу запомнили вашего партнера. Попытайтесь отметить индивидуальные черты соседа, особенности характера, увлечения (хобби), род деятельности и т.д.
Игровое упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.
Упражнение «Знаете ли вы, что я…»
По сигналу ведущего родители начинают перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор), при этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я…(люблю, умею, знаю и т.п.)»Ну вот, мы с вами познакомились. Оказывается, среди нас есть (педагог, врач…) показательно и то, что у вас имеются хобби и увлечения.
1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;- совершенствование грамматического строя речи;- обогащение, активизация словарного запаса речи;- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;- развитие связной речи, подразумевающее  умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.
Динамическая пауза
Ведущий предлагает задания родителям:
1. Встаньте и присядьте те родители, у кого на шее цепочка;2. Обойдите по кругу вокруг стульев родители, у которых карие глаза;3. Помашите нам родители, дни рождения у которых летом и зимой;4. Поменяйтесь местами те родители, которые пришли сегодня в брюках;5. Улыбнитесь нам родители дня рождения, которых весной и осенью;6. Выйдите в круг и пожмите друг другу руки родители, которые любят своих детей.
Каждый из вас очень индивидуален. Это мы увидели даже из оформления ваших бейджиков, вы использовали разные цвета, по-разному украсили свои визитки. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт, которым, мы надеемся, вы поделитесь друг с другом.
4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются каждый день;- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;- задания должны быть прочитаны ребенку;- все задания выполняются до конца.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:
- коррекция звукопроизношения;- формирование грамотной, выразительной речи;- обучение чтению и письму в подготовительной группе;- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;- индивидуальный подход к ребенку;- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.
Рефлексия «Связующая нить»
Участники становятся в круг. Ведущий, держа клубок передает его по кругу и предлагает участникам высказаться:
характеризуют своё настроение,
2) высказывают свои чувства – что понравилось, что нет и почему.
Советы логопеда.
Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.
Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребенком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопиться высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если есть возможность записывать речь ребенка, воспользуйтесь этим. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Памятка для родителей.
Признаки благополучного развития речи ребенка:
Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
Ребенок активно «гулил».
Начало лепетной речи не позже 11 месяцев.
Активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми, вступает с ними в контакт после некоторого пребывания.
Охотно повторяет за Вами все, что слышит.
В возрасте 2 лет имеет словарный запас около 50 слов, строит предложения из 2 слов, понимает инструкцию из 2 заданий, показывает пять частей тела, лица.
Понимает смысл прочитанных коротких рассказов с опорой на картинки и без нее, охотно слушает чтение.
Охотно решает свои проблемы с помощью речи.
Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
Признаки неблагополучного развития речи ребенка:
Развивается с задержкой.
Перенес тяжелые заболевания.
Есть неврологические заболевания.
Гуление и лепет появились поздно.
Активно использует для общения жесты.
Можете ли сказать о своем ребенке: «Все понимает, но не говорит»?
Неохотно повторяет за Вами слова и предложения, которые слышит, или вовсе не пытается их повторить.
Предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к Вам за помощью.
Ребенку безразлично, понимают ли его окружающие.
Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Сценарий праздника «Добрая дорога детства» в подготовительной группе
Тема: Поможем Незнайке (дифференциация звуков [с -ш]).
Цель: Формировать правильное произношение и различение шипящих и свистящих звуков на занятии в игровом сюжете.
Задачи:
-Закрепить навыки различения [с-ш] в словах и фразах.
-Дифференцировать данные звуки в словах и на письме.
-Закрепить навык составления слов из отдельных букв.
-Закрепить навык определения позиции звука в слове.
-Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление.
-. Воспитывать желание и умение работать самостоятельно.
Материал: карточка с буквами, картинки на каждого ребёнка с неправильной надписью, лепестки с буквами.
Ход:
I. Вводная часть.
Орг. момент.
- Наверное все смотрели мультфильм, а может быть кому-то из вас читали рассказ «Приключения Незнайки и его друзей». Как называется город, в котором живут сказочные малыши? Назовите жителей этого города. Один из малышей прислал нам письмо. Отгадайте его имя.
ЗАНЙКЕНА (Незнайка). Дети отгадывают.
- Как вы думаете, почему его так зовут?
II. Основная часть.
1.- Однажды Незнайка пришел к Знайке. Знайка сидел за столом и решал трудные задачи. Незнайка решил ему помочь и не справился ни с одной. Давайте ему поможем.
– По чему человек никогда не пройдёт? (по потолку).
– За чем язык во рту? (за зубами).
– Где сухого камня не найдёшь? ( в воде).
– Как можно принести воду в решете? (заморозить) и т. п.
2. - Идёт Незнайка дальше. Видит сидит на берегу реки Торопыжка и плачет. У него буквы перепутались. Помогите ему ребята! (работа по картинкам).
На картинке нарисована каша, а написано «каса» и т. п. картинки
3 - Идет Незнайка по дороге «ворон считает», наткнулся на Растеряйку у него от столкновения рассыпался цветок. Цветок этот непростой. Каждый лепесток имеет свою букву. Составьте слово и прочитайте (каждому индивидуальное слово).
4- Встаньте те, у кого в слове есть [с], у кого [ш].
- У кого в середине слова, у кого в начале и т. п.
5. Физкультминутка.
Вот Незнайкина зарядка, выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели – встали. Вы надеюсь не устали?
Надо вам свободней встать и спокойнее дышать.
6 - Тут к Растеряйке пришёл Торопыжка со своими буквами. Пока он шел несколько букв потерялись, остались только С, Ш. (детям выдаются буквы С Ш). Я буду произносить слова, а вы выкладывайте только буквы С Ш. (Саша, сушка, шоссе, шесть).
Ш. Заключительная часть.
Ну вот мы и помогли Незнайке и его друзьям справиться с их проблемами. Как вы думаете, мы хорошо потрудились? Со всеми ли заданиями справились? Как вы считаете, умеем ли мы различать в словах [с ш].
Все вместе исполняют песню «Дорогою добра».
Вариант домашнего задания логопеда для родителей по лексической теме «Города России. Мой любимый город».
1.Выучите стихотворение с движениями «Город»
Это город. Как высок он! (взявшись за руки поднимаем руки вверх)
Сколько крыш и сколько окон (показывают крыши и распахивают руками как окна)
Город наш такой большой (руки в стороны)
Он уютный и живой (обнимаем себя)
Он сверкает и цветет (руками показываем «фонарики»)
Город улыбается (улыбаются друг другу)
Он нам очень нравится (знак кистями рук «класс») . 2.Дополни:
Название нашей Родины- (Россия).
Столица нашей Родины –город (Москва).
Мы живем Ненецком автономном (округе). Столица округа-город (Нарьян-Мар)
В округе живут русские,(ненцы, коми).
Нарьян-Мар стоит на (реке Печоре).
3.Учить ребенка образовывать слова родительного падежа множественного числа существительных.
Игра «Чего в России много?».
Один город- Много городов.
Село-
Деревня-
Река-
Море-
Озеро-
4.Учить ребенка отвечать на вопрос полным ответом.
Что можно делать ? в аптеке, магазине, больнице, бане, кафе, аэропорту…
Слушатель- О.Л. Толстикова