Рабочая программа Развитие познавательных процессов для детей 4 — 5 лет





ПРОГРАММА
«Развитие познавательных процессов»
у детей 4-5 лет




































Составила:
учитель – логопед
Кузнецова Оксана Александровна





Содержание
Пояснительная записка3
Тематическое планирование групповых занятий.5
Методическое оснащение программы7









































Пояснительная записка

Программа является модифицированной. Она составлена на основе программы воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. 2010 год.
Программа направлена на помощь детям с нарушениями в познавательной деятельности во владении необходимыми навыками и умениями.


Цель программы:
Программа направлена на коррекцию отклонений в психическом развитии детей дошкольного возраста, на повышение возможностей ребенка в обучении, в усвоении основной общей программы дошкольного образования.

Задачи программы:
развитие сенсорного восприятия;
развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование и обогащение общих представлений детей об окружающем;
развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
обогащение речевой и коммуникативной функции;
развитие мелкой моторики;
формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и различия, классифицировать, делать выводы и обобщения.

Формы работы
Групповая: групповая работа дошкольников (4-6 человек) может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны логопеда; четкий инструктаж; владение логопедом приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности.

Структура занятия
Занятия проходят в форме совместной деятельности ребенка и педагога. Педагог показывает, объясняет и трудится вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе.
Занятие предполагает деление на несколько частей:
-разминка-игра для пальцев («Птичка», «Домик», «Надуваем шарик» и т.п.);
-постановка задачи;
-основная часть (работа по теме занятия);
-выводы, обсуждение, подведение итогов работы.
В дошкольных группах и индивидуальной работе с дошкольниками применяются следующие виды организации занятий:
-работа по образцу;
-работа по карточкам;
-работа по инструкции (схеме);
-работа по иллюстрациям, рисункам;
-работа с игровым материалом.
3
Оборудование, необходимое для реализации программы:
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
Кабинет, оборудованный детскими столами, стульями, ковром. Площадь кабинета не менее 10 кв.м.
Методические пособия (муляжи, игровые пособия, пр.)
Образцы работ (фото, видео, наглядные пособия, реальные образцы).
Демонстрационный наглядный материал.

Предполагаемый результат
Результат работы определяется по итогам сравнительного анализа данных дефектологического обследования (первичная диагностика) и состояния познавательного развития на заключительном тестировании (итоговая диагностика). Ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка всякое положительное изменение в развитие познавательной деятельности, замеченное логопедом и родителями, фиксируется как успешность в обучении.
Успешным в обучении можно считать и умение использовать полученные знания.
К концу учебного года дети могут:
1. Называть разные предметы, которые окружают их в помещениях, на улице, знать их название;
2. Называть признаки и количество предметов;
3. Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку;
4. Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения;
5. Называть времена года;
6. Различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
7. Считать до 5; отвечать на вопрос «Сколько всего?»
8. Сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также составлением пар; больше - меньше - равно;
9. Сравнивать по величине (приложение или наложение); различать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знать их отличия; определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху внизу, впереди сзади);
10. Определять части суток;
11. Составлять узоры из геометрических форм, использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.













4
Тематическое планирование групповых занятий по коррекции познавательных процессов у детей 4-5 лет

Режим работы: 1 раз/неделю
Количество участников: 4-6 человек
Продолжительность занятия: 30 мин (25 мин. занятие, 5 мин. динамическая пауза)
Форма оценки эффективности коррекционного процесса: дефектологическое обследование (первичная, итоговая диагностика)
Методическое оснащение: методические пособия, программа.





Блоки
Темы
На полгода
На один год



Кол-во занятий
Кол-во часов
Кол-во занятий
Кол-во часов

Первичная диагностика
1
30 мин
2
1 час

I. Свойства предметов.


Цвет предметов (красный, желтый, зеленый, синий; коричневый, оранжевый,
светло-зеленый)
Форма предметов. Соотношение формы с предметами. Сравнивать, группировать по цвету, форме, размеру.
Знакомство с понятием Величина (высота, длина, ширина). Сопоставление упорядочного ряда (чередование и сериация). Материал. Подбирать предметы но 1-2 качествам.

1


1





1



1

30 мин


30 мин





30 мин



30 мин


2


2





2



2

1 час


1 час





1 час



1 час

II. Развитие пространственных представлений.


Определять положение предметов в пространстве по отношению к себе. Понятия: назад - вперед, направо - налево, вверх - вниз.
далеко -близко (дом далеко, а дерево близко)
1
30 мин
2
1 час

III. Развитие временных представлений.


Знакомство с названиями времен года, их отличительными признаками Понятия: части суток (утро- день-вечер-ночь).
1

1
30 мин

30 мин
2

2
1 час


1 час
5

Промежуточная диагностика
1
30 мин
2
1 час

IV. Ознакомление с природой.


Животные (какую пользу приносят человеку) Насекомые и птицы Растения (фрукты, овощи, ягоды, грибы, деревья)
1
1
1
30 мин

30 мин 30 мин
2

2 2
1 час

1 час 1 час

V. Знакомство с ближайшим окружением.


Транспорт (2-3 вида) Посуда и мебель Одежда
Называть разные предметы, знать их назначение.
1
1
1
30 мин
30 мин 30 мин
2
2 2
1 час
1 час 1 час

VI. Развитие элементарных математических представлений.


Понятия: много – один; Уметь пользоваться понятиями: одни красные, другие синие. Пересчет предметов до 5, на основе наглядности. Отсчитывать предметы из большего количества. Сравнивать количество предметов на основе счета в пределах 5.
Понятия: больше - меньше - равно.
1





1

30 мин





30 мин
2





2
1 час





1 час

Развитие мелкой моторики на протяжении всего периода занятий

Итого
18 занятий
9 часов
36 занятий
18 часов



















6
Методическое оснащение программы

Темы занятий
Упражнения
Источник

Цвет предметов. Сравнивать, группировать по цвету.
«Сложи все шарики по цвету» Игра «Сильный ветер» «Найди кой же»
«Раскрась в той же последовательности»
Игра «Посади цветочки на лужок»
Забрамная С. Д.
Исаева Т.Н. «Изучаем обучая»
Э. Павленко «Игры и упражнения для развития памяти, логики и внимания» Под ред. Е.А.Стребелевой. Г. Л. Мишиной «Игры и задания с детьми с психофизическими нарушениями»

Форма предметов Соотношение формы с предметами.
Сравнивать, группировать по цвету, форме, размеру.
« Силуэты фигур». «Поможем художнику». «Сложи картинку из фигур», «Цвет и форма» «Угадай, что спрятали?» «Найди предмет такой же формы»
Игра «Отгадай», «Чудесный мешочек»
Ильина М.В. Развитие невербального воображения
Т.И.Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»
Забрамная С. Д.
Исаева Т.Н. «Изучаем обучая»

Знакомство с понятием величина
(высота, длина, ширина). Сопоставление упорядочного ряда (чередование и сериация).

«Что бывает высокое, длинное?» Игра с двумя наборами.
«Длинная, короткая» «Дощечки»
Т. И. Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»
И. В. Чумакова Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

Материал. Подбирать предметы по 1 -2 качествам
«Два признака» «Чудесный мешочек»
Ильина М.В. Развитие невербального воображения

Понятия: вправо-влево, направо-налево, вверх-вниз, далеко-близко
«Мастерская форм»
"Где, кто расположен?» Простые лабиринты
Ильина М.В. Развитие невербального воображения
Т.И.Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»

Знакомство с названиями; времен года, их отличительными признаками.
«Какая сегодня погода?»
«Когда это бывает?»
Ильина М.В. Развитие невербального воображения
Т. И. Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»

Понятия: части суток (утро-день - вечер-ночь).
«Кто работает рано утром?»
Т. И. Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»
7

Животные (польза для человека)
Игра «Живое - неживое» Загадки
Разрезные картинки Игра «Найди пару»
Т.И.Тарабарина,
Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика»
Э. Павленко «Игры и упражнения для развития памяти, логики и внимания»

Насекомые и птицы
Загадки
Предметные картинки Разрезные картинки
«1000 загадок» Сост. Н.В. Елкина, Т. И. Тарабарина

Растения (фрукты, овощи, ягоды, грибы, деревья)
Загадки
Предметные картинки Разрезные картинки
«1000 загадок» Сост. Н.В. Елкина, Т. И. Тарабарина

Транспорт (2-3 вида)
Посуда
Одежда
Мебель
Загадки
Предметные картинки «Незаконченные рисунки»
«1000 загадок» Сост. Н.В. Елкина, Т. И. Тарабарина
Ильина М.В. Развитие невербального воображения


Понятия: много - один; Уметь пользоваться понятиями: одни красные, другие синие.
Практические упражнения Игра «Угадай»
И. В. Чумакова Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
Забрамная С. Д.
Исаева Т.Н. «Изучаем обучая»

Пересчет предметов до 5, на основе наглядности. Отсчитывать предметы из большего количества. Понятия: «больше меньше равно».
«Сколько здесь нарисовано?»
«Положи столько же»
«Поровну»
Т.И.Тарабарина. Е.И.Соколова
«И учеба, и игра: математика» И.В.Чумакова Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.
8












15