ТЕХНОЛОГИЯ ВЫРАБОТКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫРАБОТКИ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ БГО СОШ №5 Тимашовой Л.С.
Чудеса неграмотности демонстрируют первоклассники в первые дни пребывания в школе.Это всегда вызывает во мне чувство тревоги и заставляет вновь и вновь пересматривать формы и методы обучения устной и письменной речи младших школьников.
Остановлюсь на некоторых из них, которые дают положительные результаты в выработке у школьников прочных навыков грамотного письма.
Основой этих форм и методов является аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умений заменять фонемы соответствующими буквами. Эту работу провожу систематически на протяжении всех 4-х лет обучения, постепенно увеличивая объём, усложняя содержание заданий на основе ранее выработанных умений и навыков. Важно на начальном этапе обучения дать детям твёрдое представление о главных дифференциальных признаках гласных и согласных звуков. В «Азбуке» звуковых схем недостаточно, поэтому я использую сборные схемы, звуковое табло. Наглядное звуковое табло (есть классное и индивидуальные) – это сигнальные звуковые карточки, собранные воедино в несколько рядов, с помощью которых дети могут показать не только отдельный звук, но и слоги, и целые слова. На уроках дети работают с разрезной азбукой. Разрезная азбука ценна тем, что позволяет детям за один и тот же отрезок времени сложить больше слов, чем они могли бы записать. Использую в работе с разрезной азбукой групповой метод, давая различные задания детям в зависимости от степени овладения детьми звуковым анализом и синтезом. Такая работа целесообразна: она вызывает интерес более подготовленных учащихся и стимулирует работу слабых. Одним из главных методов формирования правильного понимания соотношения звука и буквы является игра. «Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» (Амонашвили Ш. А.) На уроках использую игры: «Вставь букву», «Подбери букву». «Сколько слов», «Составь слово», «Следопыты», «Найдите пару», «Узнай звук», «Твёрдый - мягкий», «Буква заблудилась», «Первый слог потерялся», «Собери слоги», «Соотнеси слово со схемой» и т. д. (Слайды №2,3,4,5)
На уроках использую лингвистические задачи. Например. В слове всего 2 звука. Сколько в слове слогов? Задача хитрая, имеет 2 решения:. (ум, ах, ой,-1 слог; уа, ау, иа – 2 слога ) В слове кот 3 звука и в слове мяу 3звука. Одинаково ли число слогов в данных словах? Объясните, почему количество слогов в словах разное? и т.д.
В 1 классе ввожу элементы синтаксического разбора. Ученики выделяют в устной и письменной речи предложения, подсчитывают общее количество предложений в тексте, указывают их порядок, отмечают, с какой буквы начинается предложение, называют знак препинания в конце предложения. Первоклассники учатся ставить вопросы к словам предложения. Здесь я использую игру «Умный магнитофон».
Весь класс – «магнитофон». Каждый ряд – « кусок магнитной ленты». Я читаю рассказ. Как только закончилось 1 предложение, дети хлопают в ладоши, а 1 ряд запоминает это предложение. Затем я читаю дальше, 2 ряд запоминает 2 предложение и т. д. По команде: »Включаю магнитофон!»- каждый ряд по очереди повторяет своё предложение. Получается рассказ. Дети без труда определяют количество предложений в тексте. Со второго класса я начинаю отрабатывать навык полного синтаксического разбора.
Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того на что обращаю внимание, можно расположить в такой последовательности: ПИСЬМО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ. Применительно к методике обучения правописанию проговаривание определяется как произнесение слова по слогам в соответствии с написанием его звуков. Учащиеся произносят слово по слогам, затем записывают первую букву слога, а затем проговаривают гласную и записывают её. Этот вид письма помогает мне к концу букварного периода выработать у детей единый темп письма, научить ребят писать красиво и аккуратно, не делать ошибок на замену и пропуск букв. Виды проговаривания следует чередовать:
- сначала образец проговаривания даю сама,
- затем все учащиеся хором проговаривают слово,
- индивидуальное проговаривание начинают «сильные» учащиеся, а затем школьники, имеющие слабые речевые навыки.
Это вносит в урок разнообразие, предупреждает скуку и снимает утомляемость. Проговаривание уточняет слуховое и зрительное восприятие звуков в словах и активизирует запоминание написания.
СПИСЫВАНИЕ. Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Некоторые ученики отвлекаются, смотрят по сторонам и не успевают выполнить все задание. Сосредоточить их внимание на списывании, не дать им отвлечься помогают игры типа «Как птичка зернышки клюет?»
-Как птичка клюет зернышки? (Дети показывают движением головы вверх – вниз, вверх – вниз.)
-Как мы будем зернышки – слоги клевать Дети отвечают хором:
-В книжку – в тетрадь, в книжку – в тетрадь.
Затем говорю детям: -А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет самой лучшей птичкой. А самой лучшей птичкой будет тот, кто все задание выполнит быстро, красиво, грамотно. Очень важно на этом этапе работы научить детей внимательно списывать с доски. И здесь мне снова помогает игра «Не растеряй жильцов». Слово – это дом с квартирами – слогами, в которых живут жильцы – буквы. Списать внимательно с доски, это значит переселить всех жильцов в свою тетрадь, не растеряв по дороге и тщательно всё проверив в домике – слове. Постепенно списывание становится осмысленным. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, совершенствуются аналитические навыки, воспитывается самостоятельность, самоконтроль.
КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО строю на основе проговаривания по слогам. На последующих этапах учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но и обосновывают все правописания правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, а затем включаются постепенно все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.
ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ так же способствует выработке орфографической зоркости. Вначале учащиеся объясняют перед написанием все орфограммы по учебнику. Затем учебник закрывается, и школьники пишут текст под диктовку с выделением карандашом всех орфограмм. После этого дети открывают учебник и тщательно проверяют написанное. Письмо это развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух, внимание, интерес. У детей воспитывается чувство коллективизма, организованность, трудолюбие, самоконтроль, ответственность, честность, объективность самооценки.
ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ. На первом этапе слова диктую так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Учитель читает слово, дети повторяют его по слогам хором, а затем шепотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, безударную гласную в корне или парную согласную), то учитель предлагает еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому ученику, который ошибся). После этого слово записывается детьми в тетрадь по слогам. Так без нотаций у ребят вырабатывается внимание к слову, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо. На последующих этапах диктовка усложняется. Сначала она идет словами, затем словосочетаниями, а потом уже предложениями, с включением необходимых орфограмм.
Выработке орфографической зоркости способствуют диктанты с карандашом в руках. Прежде чем написать слово, ребенок подвергает его тщательной проверке на наличие знакомых орфограмм, проверяет их, помечает их маленькой точкой. Иногда предлагала детям выполнить домашнее упражнение тоже с карандашом в руке. Такие задания помогли мне выработать у детей бережное отношение к слову, ответственное отношение к диктантам, а в конечном итоге способствовали повышению орфографической зоркости.
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ. Такой вид работы предполагает: прочитать текст и запомнить его, выяснить смысл непонятных слов, объяснить все орфограммы и запомнить написание слов с этими орфограммами. Закрыть учебник, еще раз повторить все про себя, написать, а затем проверить.
Большую роль в формировании навыков грамотного письма, осознанию элементов грамматики отвожу грамматическому разбору. Он является надежным средством усвоения, закрепления, проверки знаний, умений и навыков, средством развития мышления и речи младших школьников. Уже в период обучения грамоте дети знакомятся с тем характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто не бывает соответствия. Дети любят упражняться в языке в процессе игр. Им доставляет удовольствие произносить и слушать звуки.
-Произнесем слово – КОТ - послушаем, с какого звука оно начинается. Какой буквой обозначили этот звук?
-Произнесем слово КОНЬ - послушаем, сколько звуков в этом слове. Какие это звуки? Назовите их по порядку. Сколько букв надо взять, чтобы записать это слово? Какие буквы?
-Для чего нужен Ь знак в этом слове?
В период обучения грамоте дети часто выполняют такие задания, и надо только, чтобы попрощавшись с Азбукой, они продолжали систематически упражняться в звуко - буквенном анализе. Так постепенно звуковой анализ начинает работать на орфографию. Важно при этом помнить, что многие орфографические ошибки объясняются не столько не знанием правил, сколько неумением практически разобраться в звуковом составе слова, в несоответствии звуков и букв, в неумении различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. И только тогда, когда ученик сам обнаружит расхождение между правописанием и произношением, ответит на вопрос; написание каких букв надо проверить, в какой части слова они находятся, он сможет самостоятельно написать грамотно, т.е. без ошибок.
Упражнения аналитико-синтетического характера, которые выполнялись в период обучения грамоте, должны найти место на уроках русского языка при подготовке к той или иной теме.
Для более качественного овладения навыками фонетического разбора на уроках русского языка должна все время присутствовать «Лента букв» и по мере необходимости применять те или иные опоры. (Слайды №6,7,8,9,10,11,12)
Систематическая работа по развитию фонематического слуха подготавливает школьников первого класса к осознанному усвоению написаний ЖИ - ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ, - ЧК, - ЧН, Ь знака, удвоенных согласных, к усвоению понятий « ударные и безударные гласные», « парные согласные». Дети усваивают проверку безударных гласных в двусложных словах путем перестановки ударения (гора - горы ), учатся проверять при списывании парные согласные путем изменения формы слова ( глаз - глаза ). И если хорошо отработать написание большой буквы и все случаи переноса, то во втором классе можно уже вырабатывать орфографическую зоркость на основе правописания морфем слов, На этом этапе работы выработать орфографическую зоркость помогают опоры: (Слайды №13,14,15,16) Большое место на уроках русского языка занимает словарная работа. Она начинается в первом классе еще в период обучения грамоте. При изучении широко использую отгадки к загадкам, карточки со словами, картинки, сигнальные карточки. А также применяю игры; «Какой слог потерялся?, «Волшебный колодец», «Забей гол», «Составь цепочку», «Какие слова любит ворона?» (Слайд №17,18,19)
Уже в первом классе дети привыкают к понятию; объясни лексическое значение слова, понимают разницу между словосочетанием и предложением и приводят необходимые примеры. Во втором классе умеют выделять общую часть в родственных словах ( медведь, медведица, медвежата; работа, рабочий, рабочая ), привыкают называть её корнем, а слова однокоренными, тренируются в подборе слов близких и противоположных по значению.
Понятие корня. Главным в работе является формирование у детей умения находить в слове корень. Для этого необходимо строить работу таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность осознать, что однокоренные слова связаны между собой по смыслу. Этому может помочь сказка « КОРЕНЬ» (Г.А.Панов «Занимательные задания по русскому языку») Затаив дыхание, слушают дети сказку. Постепенно появляется дерево. Подписывается каждый новый росток – летать, перелет, летчик и т. д. (Слайд№20) После этой сказки дети с большим энтузиазмом подхватывают игру « Кто больше». Каждый день предлагаю детям один – два корня для подбора родственных слов. Такая работа повышает не только интерес к изучаемому материалу, но и значительно обогащает словарный запас слов. И уж, конечно, 2 -3 слова учащиеся всегда вспомнят для проверки безударной гласной.
Начиная с третьего класса, тщательнейшим образом отрабатываю морфологический разбор. При знакомстве с каждой частью слова предлагаю опоры, выполненные в разной цветовой гамме. Для выработки орфографической зоркости опоры с приставками и суффиксами (для каждой части речи) должны все время быть перед глазами детей. (Слайды №21,22,23,24,25,26,27) Написание приставок и суффиксов постепенно усваивается зрительно. Так у детей вырабатывается орфографическая зоркость при написании основы слова.
В начальных классах все внимание уделяю написанию окончаний частей речи. В этих же классах систематизирую знания школьников о частях речи. На этом этапе работы помогают опоры. (Слайды №28,29,39,31,32,33,34,35)
Тема «Части речи» очень трудная, поэтому очень важно изменить эмоциональный фон урока. Увлекательны и интересны уроки – путешествия по городу « Существительных», « Прилагательных» и т. д. Путешествуя по этим городам, увлеченно играя, учащиеся незаметно познают все морфологические признаки частей речи.
По теме «Обобщение знаний о частях речи» провожу уроки – аукционы. «Продаются» товары: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие. Учащиеся рассказывают всё, что знают о каждой части речи. После каждого ответа ученика произношу: «Кто больше?». Наконец раздаётся звук гонга. «Товар» продан. Последний отвечающий получает открытку-сюрприз.
Использую на уроках элемент программированного обучения - выборочный ответ. Учащимся предлагаю задание с указанием возможных ответов; из них один только правильный, в остальных ответах содержатся ошибки или эти ответы дают на поставленный вопрос неполные ответы. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. (Слайд №36)
Разобрав (мысленно) каждый из предложенных в таблице ответов, учащиеся делают вывод, что правильным является только 3-й ответ. Эти слова учащиеся выписывают вместе с проверочными, остальные варианты разбирают устно.
Малые опоры, сигнальные карточки, демонстрационные таблицы, обобщенные схемы способствуют выработке навыков в написании окончаний у всех частей речи. А напечатанные для каждого ученика тетради со сводом правил по морфологии, с морфологическими разборами частей речи, способствуют обобщению знаний учащихся и приведению их в определенную систему ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАРЯДКИ помогают развивать сознательное восприятие слова, способствуют закреплению навыков в написании орфограмм. Их необходимо включать в каждый урок русского языка. Если слово написано с пропущенными орфограммами, задаю вопрос: « Какие еще правила спрятались в этом слове?» Можно давать упражнения в виде игры : « Какие буквы спорят? Какие побеждают? На каждом уроке повторяю одну из орфограмм, а иногда даю их вперемежку с целью их опознания.
Очень важно знать степень усвоения изучаемого материала каждым учеником. При проверке тетрадей следует вести учет пробелов. На основе анализа ошибок в письменных работах составляю грамматические зарядки, даю дифференцированные и индивидуальные задания учащимся. Требую от учащихся регулярного выполнения работ над ошибками. Приучаю детей и к тому, чтобы каждый из них видел в отметке результат своего труда, свои успехи и пробелы, над которыми следует работать.
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ. Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения сосредоточить весь комплекс знаний на составление предложений, на их правильное воспроизведение на письме, на логическое изложение мыслей. В своей практике использую такие творческие работы: составление предложений по опорным словам, составление предложений и рассказов на основе деформированного текста, составление рассказа по динамичной картине. (Слайд№37)
Изложенная мной система работы по выработке орфографической зоркости совершенствовала не только знания, умения и навыки, но и развивала в детях любознательность, прививала любовь к родному языку, воспитывала стремление овладеть всем богатством русского языка.




15