Обмен опытом. Приемы формирования УУД на уроках и во внеурочной деятельности


Приемы формирования УУД
на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Цурган М.И., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза
В.В.Талалихина г.Вольска
Саратовской области»
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались на практическом семинаре по теме: «Приемы формирования УУД на уроках и во внеурочной деятельности».
Цель семинара: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.
Задачи:
•познакомиться с приемами, помогающими формировать УУД ;•приобрести практический опыт выполнения универсальных учебных действий в процессе работы над приемами.
 Причта для размышления
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить.
Он пошел на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка у мудреца:
- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мёртвая, я разомкну ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…»
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Внеурочная деятельность ставит своей целью, прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).  В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам выпускника начальной школы по учебным предметам выделен новый результат "выпускник получит возможность научиться", например:
результативно действовать в новых ситуациях,
извлекать из собственного опыта новые знания,
самостоятельно использовать ранее накопленные знания и умения и др. 
 Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.  Главная цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.  Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.Работу в группах начинается с выработки основных правил:
полное внимание к однокласснику; 
серьезное отношение к мыслям, чувствам других; 
терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
 Особую роль в формировании личностных УУД играютвнеклассные мероприятия. К личностным УУД относятся:
 - положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; - осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально - этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; - осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; - стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.  Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Постоянно меняющиеся условия жизни общества, нарастающая информатизация всех сфер деятельности ставят перед школой проблему формирования у детей качеств личности. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) ставит на первый план формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного приобретения нового опыта.
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности.
Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.
Памятка для учителя
по формированию и развитию УУД
· Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других.
· Развитие внутренней  мотивации - это движение вверх.
· Задачи, которые мы ставим перед ребенком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е. они должны быть значимы для него.