Урок русского языка в 4 классе по теме Словосочетание


Урок по русскому языку в 4 классе по теме «Словосочетание»
учителя МБОУ «Гимназия №2» Огневой О.В.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, закрепление умений.
Цель урока: обобщить знания детей о словосочетании. Актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Выяснить, какие сочетания слов не являются словосочетаниями.
Задачи урока:
- учебные: обобщение изученного материала; контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся;
умение работать с фразеологическим словарём.- воспитательные: повысить мотивацию учащихся на уроке за счет групповой формы работы; научить умению «слушая, слышать»; способствовать формированию чувства здорового соперничества, умению
отстаивать свои взгляды; продолжить работу над повышением грамотности устной речи;- развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли.
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, взаимо- и самопроверка.
Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом.
Структура урока:
организационный момент, постановка проблемного вопроса, оперирование знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, решение проблемного вопроса на практике, закрепление, выводы, тест-самооценка.
Ход урока
Мотивация. Оргмомент.
На экране слайд с высказыванием Тургенева о русском языке.
Один из детей читает его.
- У вас сегодня есть желание продолжать раскрывать тайны русского языка и становиться умелыми?
Проверка Д.з. с. 98 №2.
- Над какой темой начали работать на прошлом уроке? Что такое словосочетание? (Слайд с определением)
Приведите примеры словосочетаний из домашнего задания. (Слайд с домашним предложением)
- Нашли ошибки в д.з? Объяснить их и исправить (Росли фиалки – не словосочетание – основа предложения, росли душистые – нельзя задать смысловой вопрос).
Постановка проблемы.
Слайд «Все ли соединения слов образуют словосочетания?»
Слайд «Словосочетаниями не являются: основа предложения»
- Как вы думаете, есть ли ещё группы слов, которые тоже не образуют словосочетания? На этот вопрос мы с вами попробуем ответить в конце урока, выполнив несколько заданий.

Решение проблемы.
- Каждой группе даю по листочку с предложением (со стр.99 из рубрики «Давай подумаем». Учебники пока закрыты).Задание – подчеркнуть однородные члены.
Проверка по человеку от группы. (Слайд с правильным выполнением)
- Можно ли назвать однородные члены словосочетанием?
(Нет, т.к. в словосочетании есть главное и зависимое слово, от одного к другому можно поставить вопрос).
Оказывается, в предложении не все слова образуют словосочетания – основа предложения (с прошлого урока) и однородные члены (новое).
(Слайд «Словосочетаниями не являются: основа предложения, однородные члены»)
Учебник «Обрати внимание» с.99-100 (про однородные члены).
Дети читают вслух.
Учебник с.100 №2.
Задание – записать по группам: словосочетания, однородные члены предложения и грамматические основы предложений. (Слайд с названиями тремя групп)
Дети выполняют сначала самостоятельно.
(По одному человеку от группы тетради на оценку).
Проверка. Читают группам каждый столбик. (Правильный вариант появляется на экране по одному сочетанию слов).
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Словосочетания Однородные члены Грамматические
предложения основы предложений
------------------------------------------------------------------------------------------------------
младшая сестра марки и открытки машина едет
играть в футбол едет и смотрит чайник кипитдеревянный стол груши, а не яблоки музыкант играет
громко петь звонко, радостно цветы растут
озеро в лесу
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Физкультминутка. «Фразеологический зоопарк».
- Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы?
Вы должны изобразить это животное, не называя его.
(Слайд с фразами, дополняемыми картинками)
Голоден, как … (волк)
Хитёр, как … (лиса)
Труслив, как … (заяц)
Неповоротлив, как … (медведь)
Упрям, как … (осёл)
Здоров, как … (бык)
Колюч, как ёж … (ёж)
Продолжение решения проблемного вопроса.
- Что это за фразы?
(Слайд с фразами из физкультминутки, где уже картинки заменены словами)
- Это фразеологизмы.
- Что такое фразеологизмы? (Дети объясняют)
(Слайд «Фразеологизмы – это …»).
Учебник с.100 «Давай подумаем»
- Сравни словосочетания и фразеологизмы. (Дети по очереди читают вслух). Чтение рассуждений Марины и Гали в учебнике. - С кем ты согласишься?
Чтение правила – фразеологизмы словосочетаниями не являются.
Слайд: Словосочетаниями не являются:
Основа предложения
Однородные члены
Фразеологизмы
Закрепление и обобщение изученного.
Учебник с.101 №3.
Задание – выписать только словосочетания.
Выполняют в тетрадях, можно с обсуждением в группах.
На обратной стороне доски один человек на оценку.
Проверка.
В группах взаимопроверка парами.
На доске читает словосочетания, с любым составляет устно предложение.
Работа в группах с оставшимися фразеологизмами из упражнения, объясняют их смысл сначала подумав сами, при затруднении можно пользоваться фразеологическим словарём (ломать голову, чучело гороховое, работать спустя рукава, спать без задних ног).
Можно составить устно по предложению с любым фразеологизмом.
Итог урока.
- С каким проблемным вопросом мы столкнулись вначале урока?
(Слайд «Все ли соединения слов образуют словосочетания?)
- ответили на вопрос?
(Слайд «Словосочетания не образуют: …..)
Д.з с.102 №4. Данные сочетания слов вам нужно будет распределить по группам. При затруднении обратитесь к разделу «Подсказка».
Тест на самооценку.
Красный улыбающийся смайл – «-Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.»Зелёный серьёзный смайл – «-Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.»
Синий грустный смайл – «-Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу».
Прикрепить вокруг слова «Молодцы!» цветовую оценку своей работы на уроке.