Урок по литературе на тему Черты символизма в творчестве А.Блока, В.Брюсова и М.Врубеля(11 класс).

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Калиновская средняя общеобразовательная школа







Урок литературы в 11 классе


Тема: «Черты символизма в творчестве А.Блока, В.Брюсова и М.Врубеля»

Автор: Лазнева Л.П., учитель русского языка и литературы




























2016 год Тема: Черты символизма в творчестве А.Блока, В.Брюсова и М.Врубеля

Цели: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей русской культуры начала 20 века;
углубление знаний о символизме и художественном мире М.Врубеля и А.Блока;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения;
использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды благодаря использованию метапредметных знаний.

Урок – диалог

--------------------------------------- Ход урока

Организационный момент: сообщение темы урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся, их предполагаемые ответы

Прежде чем говорить о Врубеле, вспомните ваши знания о модернизме, полученные на уроках литературы.

Какое первое и самое крупное из модернистских течений возникает в России в конце 19 века?

Кто положил начало теоретическому самоопределению русского символизма?

Символ – центральная эстетическая категория нового течения в русской культуре.

Чья философия послужила основой символизма?
Объясните суть этой философии.








Какова роль художника в двоемирии?



Имея тетради по литературе, должны назвать: импрессионизм, экзистенциализм, символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм.



Дмитрий Мережковский.






Философия Платона

Учащиеся приводят цитату из лекции В.Соловьёва: «Человек принадлежит двум мирам: миру физическому, который к нему ближайший и который Платон считает призрачным, и миру истинно существующему, который не есть данный, но только требуемый». (Комментируют, выходя на два мира: ирреальный и
реальный).
Художник-символист связывает два мира, помогая своим творчеством проникнуть в закрытый для нас мир (Божественный).


Деятельность учителя
Деятельность учащихся, их предполагаемые ответы

Многозначность символов рождает новые подходы к постижению смысла слов в произведениях.
Подтвердите эту мысль известным высказыванием.




Чьими философскими идеями был увлечён А.Блок?

Что привлекает Блока в философии В.Соловьёва?

Вечная женственность может примирить «землю» и «небо» и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление.
В каких стихах поэта ярко отражена эта мысль?

Вспомните символику цвета в стихах А.Блока.

Познакомьтесь с текстом стихотворения А.Блока «В углу дивана».
Как в нём отражено мировоззрение художника-символиста?








Блок в этом стихотворении обращается не ко всем, т.е. не к читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворение не столько передаёт мысли и чувства автора, сколько пробуждает в читателе его собственные, помогая ему постигнуть «высшую реальность».
Финал стихотворения очень важен: читатель, принявший мир мечты, способен, как поэт, жить в нём, восхищая окружающих своей посвящённостью.


1. Как-то раз,
Когда шум за стеной,
Как прибой, неослаблен,
Омут комнат недвижен.
И улица газом жива,-
Раздаётся звонок,
Голоса приближаются:
Скрябин.
О, куда мне бежать
От шагов моего божества!
(Цитируется Б.Пастернак, поэма «Девятьсот пятый год», отрывок из главы «Детство».)
Как вы думаете: зачем я процитировала воспоминания Б.Пастернака о собственном детстве, в которых он с восхищением пишет о своём учителе музыки композиторе Скрябине?

Вы правы. Именно музыку символисты считали высшей формой творчества, потому что она даёт максимальную свободу самовыражения и композитору, и слушателю.

Символизм в сфере музыкального творчества связан с именем Скрябина, композитора и пианиста. Его утончённая, одухотворённая музыка перекликается с поэзией А.Блока и с живописью М.Врубеля.
Давайте послушает отрывок из «Поэмы экстаза» Скрябина.
Какие чувства эта музыка в вас пробуждает?
Почему вместо гармонии мы слышим дисгармонию?
Ощущение трагизма в постижении грядущего 20-го столетия характерно для каждого большого художника, творившего на рубеже столетий.
Приведите собственные примеры.

П. Творчество Михаила Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов. Едва ли не любое его полотно является, по словам А.Блока, выражением «громадного мира художника». Его картины раскрывают сущность «рубежа веков» - эпохи, овеянной сознанием кризиса, проникнутой предчувствиями конца света.
«Я свято верю в то, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество», - это высказывание писателя Томаса Манна о собственном творчестве можно отнести и к Врубелю. В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением художника-пророка, тайновидца, а жизнь его – воплощённым символом.
Сейчас мы с вами будем учиться находить черты символизма в портретном творчестве М.Врубеля.
Для этого разделимся на три группы:
Первый ряд занимает портретом Саввы Мамонтова, написанным в 1897 году.
Что вы знаете о личности изображённого на портрете? (Говорили о нём в связи с изучением творчества Серова)


Какие тайны о личности С.Мамонтова сообщает зрителю художник? Какими средствами он это делает?

Второй ряд работает с автопортретами М.Врубеля:
Автопортрет 1904 г.
Голова пророка (1904-1905).
Как отражён в этих автопортретах духовный мир художника?



Какую тайну эти акварели сообщают нам, зрителям?

Третий ряд изучает последнюю работу М.Врубеля: Портрет поэта Валерия Брюсова, написанный в 1906 году.
Что вы знаете о Брюсове?


Тексты двух стихотворений В.Брюсова помогут вам понять личность портретируемого.

Отражена ли в этом портрете духовная жизнь поэта-символиста?

Приступайте к работе, на которую вам выделяется 7 минут.




Учащиеся зачитывают и комментируют высказывание И.Анненского: «Мне вовсе не надо обязательно одного общего понимания. Напротив, я считаю достоинством пьесы, если её можно понять двумя или более способами».

В.Соловьева

Существование Души Мира, или Вечной Женственности.





Цикл стихов о Прекрасной Даме.


Золотой – царственный;
Белый – символ чистоты
Синий - символ одиночества и т.д.

Розданы тексты стихотворения.
Поэт-пророк обладает вселенским видением.
В стихотворении существуют два мира: трагический мир реальности и мир мечты поэта. Поэт способен увести читателя в мир мечты, приобщив его к собственным идеалам.
Обсуждается выбор цвета: одиночество, романтическое видение мира, неземная красота





























Музыка в жизни и творчестве символистов играла большую роль.













Должны ощутить дисгармонию, трагическое мировосприятие.
Возможны догадки о времени (начало 20 века).




Называют А.Блока, А.Белого и др.



























Должны вспомнить Абрамцево.
промышленник, занимался строительством железной дороги, меценат, открывавший и опекавший молодые таланты. Имел собственный оперный театр.








Вспоминают основные биографические факты из жизни художника (иллюстрирование романа «Герой нашего времени» Лермонтова, женитьбу на Забеле, смерть сына, болезни)






Поэт-символист. Писал стихи не сердцем, а «головой», любил искусство. Издавал символистский журнал «Весы».


Учащиеся получают тексты стихотворений «Холод», «Ассаргадон».


Учащиеся имеют схему анализа живописного произведения, но она не сковывает их свободы.
1. Что я чувствую, глядя на произведение?
2. Что я вижу? (Цвет, композиция, выразительные средства живописи).
3. Что я знаю о сюжете?
4,Кто главный герой произведения?
5. Авторская идея, отражённая в произведении.
6. Сравнить пятый вопрос с первым.
Деятельность учителя
Предполагаемые ответы учащихся.

1. Портрет Саввы Мамонтова















Врубель воочию ощутил силу темперамента, страстность, артистизм и некоторую деспотичность натуры Мамонтова (Саввы Великолепного, прозванного по аналогии с флорентийцем Лоренцо Медичи).[Говорю очень кратко о личности Медичи ] Всё это выразил он в портрете, где конкретный образ, преображённый и гиперболизированный, вырос до символа: таинственного знания о близкой трагедии Мамонтова (обвинение в растрате – позор, арест, разорение). Это случится через два года после создания картины.

П. Автопортрет М.Врубеля




























В период болезни тема пророка преследует художника как навязчивая идея. Творчество становится Голгофой. Пророк обретает мученические черты. На основе этого вечного образа в русском и мировом искусстве Врубель возвеличил тайну и силу человеческого духа, обречённого на вечные страдания и одиночество.

Ш. Портрет В.Брюсова

















Эта последняя работа М.Врубеля, закончить которую художнику помещала слепота. Но даже неоконченная работа очень ярко передаёт двоемирие поэта, тонко подмеченное искусствоведом Ниной Петровской: «чуть наклонённая вперёд фигура поэта отделяется от потолка, испещрённого иероглифами. Всё в ней каменно, мертво: аскетично застывшие линии чёрного сюртука, тонкие руки, скрещенные и плотно прижатые к груди, словно высеченное из гранита лицо. Живы одни глаза, - провалы в дымно-огненные бездны. Впечатление зловещее, почти отталкивающее. Огненный язык, заключённый в теснящий футляр чёрного сюртука. Это страшно. Две стороны бытия, пожирающие друг друга, - какой-то потусторонний намёк».

Я рада, что вы все справились с поставленными перед вами задачами.
Каждый из вас осознал, что духовная жизнь модели является для художника высшей ценностью. Именно ради её воплощения Врубель и создавал свои ассоциативно-метафорические портреты.
Изображена сильная личность, в ней есть что-то от Демона. Необычна композиция; импозантность, «приподнятость» фигуры в кресле, демонический взгляд, артистизм.
Дорогая мебель, ковёр, скульптура на заднем плане усиливают впечатление зрителя.
Но особенно тревожно и трагично искажённое конвульсией лицо.
Цветовые контрасты белого, чёрного и тёмно-красного усиливают напряжённость.
Вывод: перед нами сильная личность. Символ духовной устремлённости человека, его стремление вырваться из повседневности. Символ страданий незаурядной личности.















С образом пророка в искусстве всегда связано страдание.
К 1904 году М.Врубель взошёл на Голгофу страданий (смерть сына, душевная болезнь, страдания жены). Всё это отражено в автопортретах.
Если сравнить эти две акварели, то автопортрет, нарисованный в коричневых тонах, что характерно для Врубеля, несмотря на трагическое выражение глаз, просвечивающую» бледность лица, менее трагичен, чем «Голова пророка». Вторая акварель, нарисованная в чёрной цветовой гамме, более трагична. Покрывало на голове пророка напоминает терновый венец. «Слепой» взгляд, преисполненный страдания, обращён к собственной душе. Борода, усы, брови оттеняют бледность лица.
Если в первом автопортрете одежда оттеняет лицо; синий цвет шейного платка говорит об одиночестве и космической устремлённости личности художника, то покров головы во втором портрете свидетельствует об обречённости художника на страдания.
Оба портрета являются символом художника-пророка, выразителя своей эпохи.









Врубель рисовал портрет поэта-символиста. Об этом говорят его жгучие глаза, устремлённые в иные миры. «Закрытая» поза, (положение рук), самоуглублённый взгляд, чёрно-белая, слегка коричневатая цветовая гамма убеждают нас в том, что перед нами необычный человек. Он очень плотно прижат к светлой стене с иероглифами.
Два стихотворения помогли нам понять замысел художника. В них заключена разгадка портрета. Эти стихи, очевидно, читал и Врубель.
Иероглифы на стене, поза поэта, обожавшего славу, связаны со стихотворением «Ассаргадон»» Цитируют.
Живой жгучий взгляд поэта связан со стихотворение «Холод». Цитируют.

































А.Блок

В УГЛУ ДИВАНА

Но в камине дозвенели
Угольки.
За окошком догорели
Огоньки.
И на вьюжном море тонут
Корабли.
И на южном море стонут
Журавли.
Верь мне, в этом мире солнца
Больше нет.
Верь лишь мне, ночное сердце
Я – поэт!
Я какие хочешь сказки
Расскажу,
И какие хочешь маски
Приведу.
И пройдут любые тени
При огне,
Странных очерки видений
На стене.
И любой колени склонит
Пред тобой
И любой цветок уронит
Голубой.


9 января 1907 года.
























ХОЛОД

Как царство белого снега,
Моя душа холодна.
Какая странная нега
В мире холодного сна!
Как царство белого снега,
Моя душа холодна.

Проходят бледные тени,
Подобны чарам вохва,
Звучат и клятвы и и пени
Любви и победы слова
Проходят бледные тени,
Подобны чарам волхва.

А я всегда, неизменно,
Молюсь неземной красоте;
Я чужд тревогам вселенной,
Отдавшись холодной мечте.
Отдавшись мечте, - неизменно
Я молюсь неземной красоте.

23 марта 1896 года
В. Брюсов (Из книги «Это – я»)




























АССАРГАДОН
(Ассирийская надпись)

Я – вождь земных царей и царь Ассаргадон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон
Элам читал судьбу в моём едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдёт меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах – как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоён,
Я, вождь земных царей и царь – Ассаргадон.

17 декабря 1897 года
В.Брюсов (Из книги «Третья стража»)