Конспект урока по русскому языку. Тема: Приставки и предлоги.


5 класс Русская речь
Тема урока: Приставки и предлоги
Цели урока:
1. научить учащихся различать приставки от предлогов;
2. развивать умения правильно употреблять в письменной и устной речи приставки и предлоги.
3. воспитание чувства юмора, находчивости
Тип урока: комбинированный
Технология: развивающего обучения
Методы и приемы: развитие речи, беседа, работа в группах, работа в парах.
Оборудование: раздаточно-дидактический материал
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой. Деление на группы.
(5 минут)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуйте мои друзья,
Всех вас видеть рада я!
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Деление на группы: ученики вытягивают стикеры, на которых написаны приставки, корни, суффиксы. Распределяются по группам: приставки отдельно, корни отдельно, суффиксы отдельно. 1 группа: «Корень», 2 группа: «Приставка», 3 группа: «Суффикс». Ребята выбирают спикера команды. Каждая команда составляет девиз, связанный с названием команды. (В течение 2 минут).
Проверка домашнего задания. Актуализация ЗУН. (10 минут)
Ребята обмениваются тетрадями и оценивают выполнение домашней работы товарища. Объясняя, где допущены ошибки и почему он так считает.
Фронтальный опрос:
Что изучает раздел науки о языке «Морфемика»?
Какие морфемы вы знаете?
Что такое основа слова?
Что входит в основу слова?
Какие гласные пишутся после твердой основы?
Какие гласные пишутся после мягкой основы?
Что такое корень слово?
Что мы называем суффиксом?
Что такое приставка?
Постановка цели урока. Объяснение нового материала (10 мин)
Трем командам раздаются задания со словами, в которых необходимо раскрыть скобки и написать слитно или раздельно слова.
Ребята, обратите внимание на эти слова:
-Скажите, имеются ли приставки в этих словах?
-Скажите, какие слова вы написали раздельно, а какие слитно?
-Какое правило можно отсюда сформулировать?
Таблица
приставки Предлоги
Всегда пишутся слитно со словом
ВБЕЖАЛ
НАПИСАЛ
ПЕРЕПЛЫЛ
ИЗГОТОВИЛ 1.Всегда пишутся раздельно
2. Между предлогом и следующим за ним словом можно вставить вопрос или другое слово
Утром посмотрел в зеркало. Утром посмотрел в большое зеркало.
Приставка- это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня: вошел, написал, отклеил, пришкольный.
Предлог – это часть речи. Между предлогом и следующим словом за ним можно вставить вопрос или другое слово.
Предлоги с другими словами всегда пишутся раздельно. На тарелке, в окно, за ним, от меня.
Тренировочные упражнения. Работа в группах. (15мин)
Раздаточный материал
1 группа: Найди и запиши правильно  приставку и предлог
2 группа: Вставь пропущенные буквы. Выдели приставки.
3 группа: Спишите, ракрывая скобки.
Работа по учебному пособию
Упражнение 179 стр.77 (письменно)
Упражнение 180 стр.87 (письменно).
Физкультминутка.
Работа в группах:
1 группа: Стратегия «Пальчиковая стратегия». Ребята записывают по пунктам всё, что они знают о приставке и предлоге.
2 группа: Стратегия «Двойной пузырь». Ребята записывают сходство и различие между приставкой и предлогом.
3 группа: Составляют вопросы по пройденной теме.
Подведение итогов. Комментирование оценок.
Рефлексия
- Если вы очень хорошо поработали и всё понятно – розовый стикер клеем
- Если поработали хорошо, но могли бы лучше - желтый стикер.
IV. Домашнее задание. Упражнение 196 стр.84-85 (письменно).