Урок музыки в 7 классе по теме Музыкальный образ в творчестве Скрябина

Открытый урок по музыке в 7 классе по теме:
« Музыкальный образ « Прометея» в творчестве А.Н.Скрябина в эпоху
« Серебряного века».
Учитель высшей квалификационной категории Пономарева И.Д

Цель: Познакомить с творчеством великого русского композитора А.Н.Скрябина,
- с передовыми идеями искусства « Серебряного века»;
-рассмотреть основные темы образа симфонической поэмы « Прометей».
Задачи: - научить разбираться в чертах стиля и творчества композитора А.Н.Скрябина;
- выяснить замысел симфонической поэмы « Прометей», -разобрать основные темы произведения;
- научить анализировать высказывания современников , находить главное и делать выводы ( новый Кейс- метод в обучении).

Оборудование: - использование презентации к уроку« Музыкальный образ « Прометея» в творчестве А.Н Скрябина в эпоху « Серебряный век», видеозапись концерта с свето-музыкальным инструментом.

Ход урока

Основные этапы урока
Ход урока

1 . Орг .момент

Слайд № 1

Задание( перед слушанием):


Исполняю песню О.Газманова « Мечта»





Вывод:


2.
Слайд №2
( на слайде появляется Портфель)

(идет показ на слайде№2
а) книга « Серебряный век»,
б)Портрет композитора А.Н.Скрябина;
в)Партитура « Прометея».
Задание:


( дети формулируют тему урока)

3.Основной этап работы. (Раскрытие темы урока)

Задания на слайде №3






















4.Работа по рядам.

































Играю « Прометеев аккорд».
( Ввожу первую тему Симфонической поэмы)
5.
Слайд №14











Слайд № 15





















Вывод по творчеству ( слайд № 16)
Пропеваю интонации темы « Воли» ( знакомство со второй темой симфонической поэмы)


6.
.Разбор основных тем произведения.



Слайд № 18



Слайд № 19,20
Слушание и просмотр исполнения « Прометея» Лондонским королевским оркестром.
Разбор и анализ произведения.

Слайд № 21

Использование КЕЙС- Метода на уроках музыки.






- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Прежде чем начать наш урок, я бы хотела исполнить песню, которая станет эпиграфом к нему.
- Послушайте, о чём эта песня?
-К какому времени она относится?
___________________________________________
-Итак, о чём эта песня? (о светлой мечте , о возможности претворить задуманное в жизнь) – ИДЕЯ
- К какому времени она относится? Классическая или современная? ( , т. к современная гармония и звучание) - ВРЕМЯ
- Автором этой песни является современный композитор Олег Газманов. - АВТОР

- Так вот, за такое короткое время мы смогли выяснить три главные вещи необходимые нам для разбора любого музыкального творения.( ВРЕМЯ написания, ИДЕЯ произведения, АВТОР -Личность композитора во времени)
-Усложняем задание!
- Внимание на экран:
-Что вы видите? ( портфель)
- Портфель – символ чего? (документы, знания, работа)
- Я неслучайно показала вам портфель, потому что поработав на уроке мы получим знания:
-об эпохе « Серебряный век»;
- о творчестве композитора А.Н.Скрябина;
-о музыкальном образе симфонической поэмы « Прометей».




-Сформулируйте, пожалуйста, тему урока, начиная с 3– го( в) рисунка по 1(а).
Тема прозвучит так: « Музыкальный образ « Прометея» в творчестве А.Н.Скрябина в эпоху « Серебряный век»».

-Приступаем к работе:
- Чтобы облегчить и ускорить ход работы я разделила вас на 3 символические группы с названиями, взятыми из эпохи « Серебряного века».
1 группа: литературный салон « Башня»:
- по высказываниям современников, охарактеризовать «Серебряный век».
- Почему « Серебряный»?
-Что нового принёс в искусство?
2 группа: музыкальный салон « Благородное собрание»: (по высказываниям современников)
-Анализирует творчество А.Н.Скрябина.
-Делает вывод о личности А.Н.Скрябина в эпохе « Серебряный век».
3 группа: музыкальные критики(по высказываниям современников):
- рассмотрите идею симфонической поэмы «Прометей».
-Что нового явил А.Н.Скрябин миру в этом произведении?

- Время выполнения задания определит музыка А.Н.Скрябина « Этюд № 8»
( звучит «Этюд № 8»)
-Итак, музыка закончилась
1ряд( Башня)- Постарайтесь дать нам представление о « Серебряном веке».
- Почему « Серебряный»?
-Что нового принёс нам этот замечательный век?
( Хаотично переплетаются течения, творческие школы индивидуальны, рождаются принципиально новые нетрадиционные стили, контрастные, модные художественные направления)
- В каких областях культуры и науки произошли открытия?
( « Серебряный век»- век рассвета русской духовности, давший миру блистательные научные и художественные открытия физиков, биологов, писателей, деятелей театров, кино и ,конечно, Музыкантов)
- В искусстве появляются новые модернистские течения. Назовите их?
( символизм, футуризм, мироискусстничество)
-Всемирную известность получили русские композиторы. Назовите их
( И. Стравинский, С. Рахманинов, А.Скрябин)
- Как понимали музыку символисты – музыканты?
( Для символистов- музыкантов музыка- не система звуков, а универсальная метафизическая система, первооснова всякого творчества, передача тончайших движений души, музыка стиха, максимальное использование звуковых и ритмических средств, смелость , новизна, эстетика эксперимента, творение искусства будущего)
- В то трудное время для России , творцам кисти пера невозможно было открыто выражать свои мысли, поэтому появляется понятие « абстракция», « символ».Символ понимается как иносказание, когда говорится одно, а подразумевается другое.
И ещё одной особенностью « Серебряного века» было то, что « Жизнь и Искусство - неразделимы!»
-Созвучен ли этот аккорд времени, о котором шла речь? Если бы вы были художниками, каких тонов краски вы подобрали к нему?(Холодные и мрачные)
- Почему?
- В связи с этим, переходим к рассмотрению творчества А.Н.Скрябина.
-Что нового вы узнали о творчестве композитора?
- Что отразил в своём творчестве А.Н. Скрябин?
( Скрябин своеобразно отразил в своём творчестве духовный мир современной ему интеллигенции. Будучи сам представителем её, он терзался мучительными исканиями смысла жизни, был обуреваем порывами к свету, счастью)
- Он был первооткрывателем новых форм и гармоний. Освоив мировоззрения символистов, он утвердился в магической силе музыки, призванной спасти мир. Разработал свою философскую этико-эстетическую концепцию: суть которой – проведя человека сквозь все этапы « биографии духа», заставив его пережить основные состояния души - от хаоса и отчаяния, неверия и угнетенности, через надежду и всепоглощающее пламя борьбы -искусство способно привести его к свободе, к свету.
Оптимизм: « Я жить хочу. Я хочу творить. Я действовать хочу и побеждать!» А.Н.Скрябин.

Если в современной песне О.Газманова ( Но красок нет, чтоб возвратить рассвет.),то у А.Н.Скрябина и краски нашлись, т.к. обладая мощнейшей интуицией и тончайшим слухом, он видел звук в цвете, и разработал свою собственную цвето - музыкальную систему.
Сверхзадачей композитора – воплотить
« биографию духа» в музыкальных звучаниях, в виде живого, непрерывно меняющего краски, цельного потока чувств, небывалых по разнообразию и интенсивности.
- Итак, мы видим, что А.Н. Скрябин – это уникальный композитор.( далее по слайду№16)
- Послушайте, ребята, что вы слышите в интонации следующей мелодии?
( интонацию призыва, взлетающая интонационно вверх)
-Можем ли мы сказать, что она похожа на творческие искания Скрябина?
( Конечно)




- Симфоническая поэма « Прометей» была написана в 1910 году. В этом году ей исполнилось ровно 100 лет. Это программное произведение, навеянное образом титана Прометея из греческой мифологии.
_ Расскажите, пожалуйста, Музыкальные критики, какова основная идея этого произведения?
- Что нового явил композитор миру в своём Прометее? (Слайд № 18)
- Вместо привычного сюжета разворачиваются основные темы.
- Скажите, что для человека важнее Воля или РАЗУМ? ( слайд № 19)
( слайд № 20)
Вывод:- Можем ли мы назвать А.Н.Скрябина – « Прометеем» русской музыки?
-конечно.
Вывод по уроку:
- Мы сегодня получили знания:
- об эпохе « Серебряного века»;
-О творчестве композитора А.Н. Скрябина;
- о музыкальном образе симфонической поэмы « Прометей»;
- Давайте сложим наши знания в наш символический портфель, и будем пользоваться ими по мере необходимости на наших уроках.
- Наш урок закончен, До свидания!!!