Диагностика и коррекция дислексии

Творческий отчёт по теме: «Диагностика и коррекция дислексии» (слайд №1)
Человек лишь там чего-то добивается,
где сам верит в свои силы.
Л.Фейербах (слайд№2)
В последние годы отмечается зрительный рост количества детей с различными трудностями обучения в нач.школе. Трудности усвоения тех или иных школьных предметов является наиболее частой причиной школьной дезадаптации. Существует много факторов которые влияют на успеваемость и один из них воздействие, которого гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных. Это фактор- овладение навыком чтением.
Существует ряд причин, почему современные дети неохотно и мало читают.
В связи с этим мой творческий проект был направлен на разработку эффективных и занимательных приёмов по совершенствованию навыка чтения детей с дислексией.
Начиная работать по теме самообразования, я поставила перед собой следующие задачи: (слайд №3)
1.Создать банк диагностических материалов и коррекционно-развивающих упражнений.
2. Повысить свой профессиональный уровень через всестороннее изучение проблемы диагностики и коррекции дислексии.
3. Распространить полученные знания среди педагогов и родителей.
(слайд №4)
Дислексия- частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ.
Этот недуг порой называют «словесной слепотой», связывают с пониженной активностью мозга в определённой зоне левого полушария.
Дислексия встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем к девочек. Нарушение чтения очевидным становится уже ко 2-му классу.
Чтобы понять механизм дислексии необходимо разобраться, что же управляет процессами чтения, куда собираются все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое.
И если у ребёнка нарушена работа одного из анализаторов, на помощь приходят специальные развивающие упражнения.
Важно также помнить, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха.
Это
- физический, он позволяет нам различать шум листвы и дождя, жужжание пчелы, писк комара, гул авиалайнера и т.д.
- музыкальный, благодаря которому мы можем наслаждаться мелодией песни, музыкой композиторов.
- речевой, который позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого.
Представьте, что у ребёнка нарушен речевой слух, сразу становится понятно, что ему очень трудно научиться читать, да и в самом деле, как он может читать, если нечётко слышит звучащую речь.
Задача ещё осложняется и тем, что ребёнок должен правильно уловить определённый звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.
С учётом несформированности ВПФ и операций процесса чтения выделяют следующие виды дислексии: (слайд №5)
-фонематическая
-семантическая
-аграмматическая
-оптическая
-мнестическая
-тактильная (у слепых детей)
Первый вид это фонематическая дислексия наиболее распространён у младших школьников.
Проведя диагностическое обследование стало очевидно, что дети посещающие логопункт не исключение. (слайд №6)
Из диаграммы видно, что среди учащихся 2 и 3 классов наибольший процент детей имеют фонематическую дислексию.
С ошибками, которые делают дети имеющие разные формы дислексии, вы можете ознакомиться в буклете.
Основываясь на результатах проведённого обследования детей, и определив причины и механизм нарушения чтения, я построила коррекционную работу с учётом индивидуальных особенностей детей.
В одних случаях уделяю больше внимания развитию фонематического слуха, в других- коррекции зрительного восприятия, в третьих- развитию языкового анализа и ситеза.
Занятия провожу индивидуально и в группах. На групповых занятиях отвожу 10 минут для совершенствования навыка чтения.
(слайд №7)Занятие мы начинаем с развития речевого аппарата. Навык чтения во многом зависит от правильного произношения и различения звуков речи, которое в свою очередь не возможно без достаточного развития тонких координированных движений речевого аппарата. (слайд №8)
(слайд №9) С учётом индивидуальных особенностей детей, необходимо отметить, что если ребёнок не выговаривает тот или иной звук, ему не нужно проговаривать скороговорки, насыщенными этим звуком.
(слайд №10) Развитие зрительной памяти. Ребёнку даётся инструкция «Быстро прочитай и запомни, как эти слова расположены. Затем я их перепутаю, а ты должен отгадать, что изменилось». Здесь для ребёнка важен не сам процесс чтения, который ему труден, а факт запоминания слов. Постепенно ряд карточек со словами увеличивается и прибавляются 3-х и 4-х сложные слова.
(слайд №11) Детям предлагается запомнить, что изображено на картинке, затем найти эти предметы на верхней картинке. В этом упражнении развивается не только зрительное восприятие, и если предложить составит предложения, то идёт и развитие связной речи.
(слайд №12) Тренировка в чтении однокоренных слов разных частей речи. Дети часто теряют при чтении окончания и такой приём необходим для выработки внимательности к читаемым словам.
(слайд №13)Это упражнение позволяет ребёнку перейти от чтения по слогам к чтению словами и значительно лучше понимать содержание текста.
(слайд №14)Развитие логики тоже не маловажный аспект в развитии навыка чтения. Дети с удовольствием угадывают слова.
(слайд №15)Для того чтобы повысить сознательность чтения, использую метод динамического чтения. Динамическое чтение это когда дети читают не буквы, слоги и слова, а целые группы слов, блоки, это чтение только глазами. Этому способствует так называемое «фотографирование».
(слайд №16) Дети за 1-2 сек. должны запомнить, что изображено на карточке и «сфотографировать», задание можно усложнить
-найди лишнюю букву, слог, слово.
(слайд №17)Очень хорошо развивает поле зрение таблицы Шульте. За определённое время нужно вслух проговорить и показать карандашом буквы в алфавитном порядке. Для первых классов таблицы Шульте цифровые. (слайд №18) Начинать нужно с 9-12 клеток, постепенно увеличивать до 36-72 клеток.
(слайд №19) Также для развития поля зрения использую слоговую пирамиду. Нужно смотреть на цифры в расположенные в центре, не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть слоги слева и справа по горизонтали. Если хорошо видите, то опуститесь ниже и так до тех пор, пока не расплывутся слоги. Ваше поле зрение определяется показателем по последней строчке ясного видения.
(слайд №20)
(слайд №21)
Для развития смысловой догадки применяю упражнения с пословицами. Задача пододрать по смыслу к словам из левого столбика, слова из правого. Спрашивая также смысловое значение.
(слайд №22) Чтобы преодолеть повторы и развить зрительное восприятие даю ребятам чтение слов, записанных равновеликим шрифтом.
(слайд №23)На каждом занятии использую кинезиологические упражнения. Дети с удовольствием делают дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Давайте подышим!
(слайд №24) Для развития координации движения и мелкой моторики выполняем с детьми упражнения
(слайд №25)
(слайд №26)
(слайд №27)фото
Такие упражнения сначала выполняем одной рукой затем двумя.
(слайд №28) Чтобы оба полушария мозга работали одновременно применяю упражнение «Перекрёсток». Со временем такое перекрёстное марширование выполняем с закрытыми глазами.
(слайд №29)Глазодвигательные упражнения, позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, а также отдохнуть.
(слайд №30)Упражнения «Слоник» и «Горизонтальное восьмёрка» расслабляют глаза и шею. Вижу, что ребят рассеянное внимание, тут же одеваем «шапку размышления». И начинаем массаж ушей.
(слайд №31)
Арабское письмо, это написание и чтение слов справа налево. Попробуем прочитать.
(слайд №32)
Такое упражнение даёт хорошие результаты, когда ребёнок переставляет буквы, не дочитывает или не дописывает слова, также развивает способность строго побуквенного анализа каждого слова.
(слайд №33) «Вторая половинка». Дети читают только вторые половины слов, выделенные жирным шрифтом. Упражнение приводит к уменьшению довольно таки распространённых ошибок при чтении, когда дети правильно прочитывают лишь начало слова, а конец либо домысливают, либо читают с искажением.
(слайд №34)Зашумлённые слова.
(слайд №35)Определение говорит само за себя, дети должны прочитать слова, которые слегка перечёркнуты. Такое упражнение закрепляет в памяти детей целостные зрительные образы букв, сюда же можно добавить чтение строчек с прикрытой верхней половиной.
(слайд №36) «Собери слово»
(слайд №37)Дети из слогов собирают слова. Такой вид упражнения развивает навык слогового анализа и синтеза.
(слайд №38)Пятёрка слов. Ребята выбирают каждый своё слово и на первую букву придумывают 5 слов. Далее задание усложняется
(слайд №39)Здесь дети строят лесенку. Задача, выбрать букву с которой будут начинаться слова. И за определённое время написать лесенку, прибавляя с каждой ступенькой букву. Такие упражнения развивают интеллект детей.
(слайд №40,41)Ребята очень любят загадочные послания, заколдованные предложения и чтобы снять заговор, я предлагаю деформированные предложения.
(слайд №42)А также чтение с пропущенными буквами.
(слайд №43)Чтение с решёткой, которую накладываем на текст.
Такие упражнения формируют умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая вперёд, что типично для хорошего формирования навыка чтения. Упражнения развивают словесно-логическую память благодаря остановкам, восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося первые и последние буквы в едином зрительном образе.
(слайд №44)Примеры со словами направлены на усиление концентрации и устойчивости внимания.
(слайд №45) Ребусы в которых ребята заменяют буквы в названиях картинок также для устойчивости внимания.
(слайд №46)А вот словесные цепочки используем как устной так и в письменной форме. Ребятам говорю, что будем играть в игру «Был последний, а стал первый» Называю слово и дети по цепочке образуют слова на последний слог.
Ребятам очень нравится «игра в прятки». Предлагаю ребёнку по договорённости начать читать текст, но не сначала, а к примеру с 5 предложения, а остальные должны быстро найти и подстроиться под чтение, ребятишки очень радуются, когда первыми успевают найти нужное предложение.
Ещё один из видов задания. Читаем текст, а слова в которых, н-р, мягкий знак читаем 2 раза.
(слайд №47)Для развития мелкой моторики и звукобуквенного анализа и синтеза использую на занятиях «сухой бассейн».
(слайд №48)И начинаем «нырять» за буквами или цифрами. Достал с закрытыми глазами предмет, ощупал, назвал букву или цифру и придумай слово, которое начинается на эту букву, слово, которое состоит из определённого количества слогов, в зависимости от того какая цифра у ребёнка.
(слайд №49) Прочитай изограммы.
(слайд №50)Упражнения на трансформацию слов приучают детей к осознанному чтению, развивают память, внимание и контроль
(слайд №51) Давайте отгадаем анаграммы. Инструкция: соберите рассыпанное слово и исключите одно лишнее по смыслу. Кто первым справится, поднимает руку.
(слайд №52)В прошлом учебном году я провела эксперимент и обследовав ученика 2 «А» класса сделала заключение, что у ребёнка фонематическая дислексия. Саша пропускал согласные при их стечении, переставлял звуки в слове, пропускал при чтении слоги. Упражнения для развития ВПФ дали положительную динамику.
(слайд №53) Во-первых мы видим повышение техники чтения в 2 раза, а самое главное правильное и осознанное чтения. У Саши появился интерес к чтению и не только, по русскому языку намного убавилось ошибок. Как при любом эксперименте есть свои минусы и проработав над упражнениями, которые я применяла для Саши. Поменяла многое в работе над совершенствованием навыка чтения, это не та многая часть упражнений, которых я применяю на занятиях с детьми. Работая над слоговыми таблицами, без которых не проходит практически не одно занятия и всем известно, что просто отрабатывать слоги скучно и не интересно я предлагаю ребёнку разные способы работы (титры, прятки).
В групповых занятиях тоже есть своя положительная динамика.
(слайд №54)
(слайд №55)В этом уч. году на инд. занятиях занимаюсь с ученицей 2 «Г» класса Грязновой Александрой, занятия проходят 3 раза в неделю, продолжительностью 40 минут. О конечном результате говорить рано, но за 3 месяца мы пришли к такому результату(слайд №56).
Все вышепоказанные упражнения можно применять и на уроках чтения. И если у ребёнка есть какой-то вид дислексии, то при использовании упражнений от неё не останется и следа. После таких упражнений не только исправляется чтение, но и письмо. Буду и в дальнейшем совершенствоваться по данной проблеме. Так с каждым годом к сожалению таких деток становится всё больше.
(слайд №57)








































15