Конспект по логопедии на тему: Устранение артикуляторно-акустической дисграфии


Подгрупповое логопедическое занятие по устранению артикуляторно- акустической дисграфии у учащихся 2-го класса с ЗПР;
Продолжительность: 25 мин;
Тема:Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах;
Цель: Учить дифференцировать звуки С-Ц, имеющие артикуляторно- акустическое сходство, определять их положение в слогах, словах;
Задачи:
Коррекционная - развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
Образовательная - расширить словарный запас путем словообразования;
Воспитательная - воспитание интереса к занятиям, формирование положительной учебной мотивации;
Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.
Ход занятия
Этапы Логопед Дети
Организационный момент. Цель: проверка готовности к занятию (1 мин).
– Ребята, доброе утро! Садитесь.
– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните еще раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Улыбнемся и начнем наше занятие. Введение в тему. Цель: развитие фонематического анализа (3 мин). – Прочтите слова, записанные на доске.
– Что означают эти слова?
– Какими двумя звуками отличаются эти слова?
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:
[С] – [Ц]
– А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя. Свет – Цвет.
Свет – луч от солнца или лампочки, который освещает комнату. Цвет – окрашенность предмета.
Звуками С-Ц.
Тема: Различение звуков С-Ц.
(Записывают число и тему).
Сани, Стул, Цапля, Стол, Цыпленок, Царь.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой) (3 мин).
– Чтобы правильно писать С и Ц, надо научиться различать соответствующие им звуки.
– Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)
кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….
– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С. – Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.
– Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.
– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.
– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.
– Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц.
– В тетрадях запишем краткую характеристику звука:
[C] – согл., тверд., глух, простой;
[Ц] – согл., тверд., глух.,сложный; (Записывают).
Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам) (1 мин).
– Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему?
– И действительно, звук С мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише. (Прикрепить символы рядом со звуками на доске)
– Произнесите соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза) Звук С – это как вода бежит из-под крана, а звук Ц–мама просит не шуметь.
Чтение слогов с доски (хором) (1 мин).
ца – сацо – со цу – су цы – сыаца – аса оцо – осоуцу – усу ыцы – ысы(Читают).
Игра «Хлоп и топ» (2 мин) Цель: развитие фонематического слуха.
– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками С – Ц. На слова со звуком С – хлопаете, со звуком Ц – топаете.
(слива, цепь, собака, лиса, цирк, циркуль, аист, сетка, пшеница, кастрюля, циркач)(Выполняют).
Физминутка «Сова» (2 мин). Цель: смена деятельности, отдых. – День наступает, все оживает!
(Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками).
– Ночь!
(Все дети должны замереть в позе). (Выполняют).
Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце) (4 мин). Цель: развитие звукобуквенного анализа. – Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими.
– У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети найдут картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
– Молодцы, справились все с заданием.
Списывание с доски (4 мин). Цель: развитие графомоторных навыков и самоконтроля.
– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть С –одной чертой, Ц – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?
Коль_о, коле_о, ку_ты;
Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;
_ини_а, _олн_е, _пи_а;
_кворе_, пе_ _ы, _ _ена.
(Использовать картинки).
Проверим ваши записи. Все правильно написали? Нет ли пропуска букв, замен, сравните с образцом написания. Кольцо, колесо, кусты;
Пальцы, пыльца, полоса, полотенце;
Синица, солнце, спица;
Скворец, песцы, сцена.
Графическое изображение слова (3 мин). Цель: развитие фонетического слуха. – Поупражняемся в выделении слогов с буквами С-Ц в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях. Образец: са ___ ___ , сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица.
– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место слога в слове, записываете слог. (Выполняют).
Итог занятия. Цель: подведение итогов занятия. – Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы! С и Ц. [C] – согл., тверд., глух, простой;
[Ц] – согл., тверд., глух.,сложный;