Устранение артикуляторно — акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.

Устранение артикуляторно - акустической дисграфии у младших школьников на логопедических занятиях.

Всем известно, что невозможно получить полноценное образование при несформированном навыке письма. Способность человека грамотно писать имеет огромное значение не только для успешного обучения в школе и для поступления в высшее учебное заведение, но и для будущей карьеры. При этом имеется в виду достаточно высокий уровень владения письмом. В последнее время очень актуальна проблема коррекции дисгра-фии, то есть профилактика и исправление специфических нарушений письменной речи.
Перед логопедом, работающем в школе, стоит важная задача своевременного выявления и предупреждения нарушений чтения и письма.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявля-ющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформи-рованностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Какие признаки должны насторожить учителя начальных классов в устной и письменной речи учащихся?
Прежде всего – неправильное произношение любых звуков, ведь именно это может стать причиной ошибок в чтении и письме. Когда ребенок учится писать, сигналом дисграфии являются следующие ошибки:
- пропуск букв и слогов, их перестановки;
- добавление букв и слогов;
- искажение графического образа букв;
- смешение парных согласных (замена Б на П и наоборот);
- ошибочное написание гласной в ударной позиции (вАлосы вместо вОлосы);
- стойкие ошибки, которые не исчезают в процессе обучения.
Опыт работы школьным логопедом показывает, что дисграфия является ведущим нарушением речи у учащихся массовой школы.
Какие могут быть причины дисграфии?
Прежде всего это нерезко выраженное недоразвитие речи (НВНР). Очень часто признаки общего недоразвития речи остаются незамеченными при выявлении нарушений речи у детей, поступающих в школу. Обыкновенно дисграфия, которая обусловлена нерезко выраженным недоразвитием речи, выявляется только в процессе обучения письму. Все это оказывается серьезным препятствием в усвоении грамоты, а позднее – в овладении грам-матикой родного языка.
По характеру образования ошибок дисграфия делится на виды:
1.Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
2.Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но
путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с;
шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
3.Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в
написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки,
черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально (в
обратную сторону).
4.Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова,
перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова
(путают приставки и предлоги у существительных пишут слитно или
раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
5.Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2
класса, так как требует больших знаний правил написания слов
("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема
связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам
и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное.
Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных)
семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.
Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутст-вующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.
По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без
ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и
зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать
информацию (синтез и анализ).
Школьному логопеду чаще всего приходится сталкиваться со смешан-ными видами. Но преобладающим является артикуляторно- акустическая дисграфия.
Коррекция артикуляторно-акустической
дисграфии
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в том, что ребенок заменяет буквы, соответствующие фонетически близким звукам (звонкие-глухие, свистящие-шипящие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав), а также неправильно обозначает мягкость согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»). Чтобы преодолеть этот вид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой дифференциа-цией звуков, которые ученик плохо различает на слух. И до тех пор, пока этот навык не будет отлично развит, ребенок будет продолжать угадывать буквы, обозначающих те или иные звуки.
К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей,
специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и
вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы
и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и
сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут
вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и
стать полноценным членом общества, обычным ребенком.
Дисграфия это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и
педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано
множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это
подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии.
Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт
Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней,
Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.
Устранению артикуляторно-акустической дисграфии предшествует работа по коррекции нарушений звукопроизношения. На начальном этапе работы рекомендуется исключить проговаривание, так как оно может вызвать ошиб-ки на письме. Данный вид дисграфии проявляется в дефектах звукопроизно-шения, отражающихся на письме в заменах букв, соотвующих артикуля-торно и акустически близким звукам.
Выделяют 2 группы детей:
1)дети, у которых первично неполноценен речедвигательный анализатор,
либо имеются грубые дефекты строения артикуляторных органов.
2)первично нарушена слуховая диффенциация.
С детьми первой группы необходимо работать по коррекции звукопроиз-ношения и автоматизации звуков, дифференциация ранее заменяемых звуков или непроизносимых звуков.
С детьми второй группы коррекция ведется по тем же направлениям, что и при коррекции дисграфии на почве фонемного нераспознавания, но большее внимание уделяется уточнению правильной артикуляции.
Упражнения на различение звуков:
Предложить придумать слова со звуком С и Ш.
Поднять букву С или Ш в зависимости от наличия ее в услышанном слове.
Выкладывание под буквами С и Ш картинок, в которых содержатся эти звуки.
Письменные упражнения в подборе пропущенной буквы в слове (кры_а, кры_а – крыШа, крыСа).
Особое внимание при работе над преодолением артикуляторно-акустической дисграфии следует обращать на формирование слуховой дифференциации звонких-глухих и твердых-мягких согласных. Если
ребенок не владеет таким навыком, то это приведет не только к заменам букв при письме, но и будет препятствовать освоению целого ряда
грамматических правил русского языка. Например, не различая на слух твердые и мягкие согласные, ребенок не сможет усвоить правило обозначе-ния мягкости согласных на письме. Вернее, выучить это правило он сможет, а применить – нет, так как всегда будет сомневаться, писать или нет мягкий знак в том или ином слове.
Чтобы решить эту проблему, можно предложить ребенку следующие упражнения:
- прочитать слова, записать их уменьшительно-ласкательное значение (день-деньки);
- прочитать слова, записать их в
единственном числе (ели-елЬ, кони-конЬ);
- разложить картинки в домики по наличию гласных, написанных на домиках.
Аналогичные упражнения проводятся и со звонкими и глухими согласными. Если ребенок не различает звонкие и глухие согласные на слух, ему сложно будет овладеть правилом правописания «сомнительных согласных» в середине и в конце слов (например, гриБ, гриБки). Сложным окажется и правило правописания некоторых приставок (раСписался, раЗбежался). Обязательным условием работы по слуховой дифференциации звуков является использование письменных упражнений.
Основными задачами коррекционного обучения детей с артикуляторно-акустической формой дисграфии являются следующие.
1.Развитие фонематического восприятия.
2.Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и
синтеза слов.
3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестети-ческие ощущения.
4.Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.
5.Определение положения звука по отношению к другим.
К концу коррекционного обучения дети должны знать:
- термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;
- все буквы и звуки родного языка;
- отличительные признаки гласных и согласных звуков;
- гласные и согласные звуки;
-твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
- пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости мягкости, по звонкости - глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
-узнавать и различать гласные и согласные звуки;
-обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
-использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
-различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
-производить фонетический разбор слова;
-производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
-записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
-подбирать слова на заданный звук;
-сравнивать слова со сходными звуками;
-строить звуковые схемы слогов и слов;
-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
-восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
- самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Предлагаемая последовательность ознакомления со звуками и буквами опирается на порядок появления и формирования звуков в онтогенезе: сначала изучаются и дифференцируются гласные звуки, затем согласные (сначала свистящие, а затем - шипящие, аффрикаты и соноры).
Работу над мягкими и твердыми согласными связывают с дифференци-ацией гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е.
Работу по дифференциации звонких и глухих согласных целесообразно начинать со звуков, при произнесении которых легко ощущается работа голосовых связок. Строить ее нужно в следующей последовательности:
3 - С, Ж - Ш, В - Ф, Б-П, Д-Т, Г-К.
В процессе работы дети овладевают анализом все более и более сложных слов. Они учатся вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуко-вым моделям, находить в них сходство и различие.
Форма занятий может быть фронтальной и подгрупповой, но также не исключена возможность частичного или полного использования предла-гаемого материала на индивидуальных занятиях по устранению артику-ляторно-акустической дисграфии.
В каждое занятие включены задания по развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления) и физминутки, содержание которых связано с темой занятия.
Большое внимание в ходе занятий уделяется припоминанию литера-турных произведений, герои которых «присутствуют» на занятии, все это
помогает параллельно вести работу по развитию связной речи.
Выполнение детьми заданий на доске, на карточках, в рабочих альбомах создает условия для решения следующих специальных задач.
1.Обогащение зрительных представлений.
2.Развитие зрительно-двигательной координации.
3.Стимуляция познавательной активности.
4.Включение мыслительных операций.
5.Развитие неречевых процессов.
Коррекционно-логопедическая работа традиционно проводится в три этапа.
I. Подготовительный.
II. Основной.
III. Заключительный.
Основные задачи и направления работы подготовительного этапа.
1.Развитие слухового и зрительного внимания.
2.Развитие слуховых дифференцировок.
3.Развитие фонематического восприятия.
4.Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. В случае необходимости проводится коррекция звукопроизношения.
Основные задачи и направления работы основного этапа.
1.Развитие слухового и зрительного внимания.
2.Развитие фонематического анализа и синтеза.
3.Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциация оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания,предло-жения и текста).
Основные задачи и направления работы заключительного этапа.
1.Закрепление полученных знаний.
2.Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.
Обучение строится с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче
лингвистического материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений письменной речи.
Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и
врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить
лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит
перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора,
который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.
Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою
проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по
русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересо-ванность в успехах, помогать.

15