Методические рекомендации по определению вида дисграфии (или предрасположенности к ней) в письменной речи учащихся начальной школы

Методические рекомендации по определению вида дисграфии
(или предрасположенности к ней) в письменной речи учащихся начальной школы


Проявления акустической и артикуляционно – акустической дисграфий

1. Замены и смешения букв:
а) оппозиционных глухих – звонких согласных в сильной позиции;
б) свистящих – шипящих согласных, аффриткатов и их компонентов;
в) соноров (р – л, й – ль);
г) заднеязычных (к – г – х)
д) лабиализованных гласных (о – у, ё – ю)
е) твёрдых и мягких вариантов согласных
ж) фонетически близких гласных звуков в ударной позиции (е – и)
з) фонетически и артикуляционно близких звуков й – и
2. Пропуск букв, соответствующих отсутствующим в устной речи звукам

Ошибки обусловлены возможными дефектами звукопроизношения, недоразвитием фонематического восприятия, дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков, недоразвитием слухового и кинестетического анализа и контроля.



Проявление дисграфии на почве нарушения (несформированности)
языкового анализа и синтеза

1. Искажение звуко-буквенной и слоговой структуры слова:
- пропуск букв, слогов;
- перестановки букв и слогов;
- добавление лишних букв и слогов;
- персеверация (застревание – повтор букв и слогов)
2. Смешение границ слов:
- контаминация (слитное написание частей разных слов)
- слитное написание смежных слов, особенно предлогов с существительными
- раздельное написание частей слов
3. Затруднения в выделении предложения из речевого потока

Данные ошибки обусловлены недоразвитием различных форм языкового анализа и синтеза, а также возможно слабой концентрацией внимания (СДВГ), несформированностью приёмов самоконтроля.



Проявление оптической и кинетической дисграфии

1. Смешение букв по оптическому сходству:
- с – е, о – с, л – и, м – ш, в – д, т – ш и другие, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов;
- пропуск элемента буквы при соединении с другой буквой, начинающейся с такого же элемента
2. Зеркальное письмо букв, слогов, слов:
Е – З, С – Э, и другие
3. Смешение букв по кинетическому сходству:
а – о, у – и, б – д, п – т, л – м, х – ж, ш –и, У – Ч и другие, схожие одинаковым начертанием первого элемента

Ошибки обусловлены недоразвитием зрительного гнозиса, нарушением зрительного анализа и синтеза, несформированностью пространственных представлений, а также несформированностью кинетической и динамической стороны двигательного акта, зрительно – моторных координаций.



Проявления аграмматической дисграфии

1. Нарушения предложно – падежного управления.
2. Нарушения согласования имён существительных и прилагательных, глаголов, числительных и др.
3. Ошибки в употреблении предлогов (замена, пропуск).
4. Нарушение границ предложения.
5. Затруднения в синтаксическом оформлении речи (правильном выстраивании последовательности слов в предложении, составлении сложных предложений).
6. Искажения, замены морфем (приставок, суффиксов).
7. Затруднения в разборе слов по составу (морфемный анализ)
8. Лексические замены.
9. Неразличение оттенков значения синонимов.
10. Бедность словаря, затруднения в подборе родственных слов.
11. Затруднения в проведении морфологического разбора (по частям речи).

Ошибки связаны с недоразвитием лексико – грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений. Обычно проявляется у детей с общим, системным недоразвитием речи (при алалии, дизартрии и умственной отсталости).
15