Артерапия в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития


Слайд №1
Тема выступления из опыта работы:
«Арттерапия в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития».
Слайд №2.
Цель: гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Слайд №3.Задачи:
способствовать сопереживанию, бережному взаимоотношению со сверстниками и взрослыми;
успешное корректировка образа «Я», улучшение самооценки, налаживание способами взаимодействия с другими людьми;
возникает ощущение психологического комфорта, защищенности, радости, успех;
позволять получать сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка, выявлять проблемы;
развивать личностный рост ребенка, способность к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Слайд №4.
Ожидаемый результат:
поднятие самооценки;
расширение стереотипов;
освоение различных художественных материалов и средств выражения с их использованием;
развитие навыков работы с изобразительным материалом.
Возросший интерес к личности ребенка с проблемами в развитии, в коррекционном воздействии наблюдается комплексное использование различных психокоррекционных методик. Среди методик важное место занимает арттерапия. Арттерапия – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. На важную роль искусства в работе с проблемными детьми указывали представители зарубежной педагогики прошлого Э.Сеген, Ж.Демор, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии, с проблемами в эмоционально – личностном развитии (Т.А. Добровольская, О.А. Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова).
Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует единую цель – гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно – двигательного аппарата, проблемы в эмоционально – личностном развитии) сложен. Мы, педагоги помогает таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Кроме того, одна из задач ГОСО нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
У нас давно выявилась проблема с применением традиционных методов, приемов и средств в воспитании и обучении детей с задержкой психического развития. Традиционные методы не всегда приносят ожидаемый результат. В связи с этим возникла необходимость поиска новых эффективных методов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития сыграла арттерапия.
У нас возникла идея, развивать мелкую моторику у детей с задержкой психического развития посредством современных методов и подходов арттерпия (изотерпапия). Мы поставили перед собой цель, создавать условия для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством арттерапии (изотерпия).
Слайд №5.
Создали реабилитационную помощь по развитию мелкой моторики детям с задержкой психического развития, куда входят психолого – педагогические и коррекционные мероприятия: пальчиковая гимнастика, манипулирование с различными предметами, продуктивные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд. Работа по развитию мелкой моторики рук проходит через образовательную деятельность, совместную деятельность взрослых и детей в Гостиной, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями и воспитанников через разные формы работы.
Слайд №6.
Различные формы изотерапии, используем в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии, преследуя разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков, лепка, рисование, выразение из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон, конструирование.
В процессе артпедагогики преследуем следующие принципы:
самовыражения и спонтанности;
уникальности;
сотворчество.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми огромное значение имеет развивающая предметно – пространственная среда. Формируя развивающую предметно – пространственную среду мы учитываем современные требования ГОСО.
Слайд №7.
Так в нашей группе для детей с задержкой психического развития всегда популярен «Центр творчества», наполненный разнообразными материалами для творчески – продуктивной деятельностью детей.
Мы выделили четыре принципа арттерапевтического воздействия, которые напрямую связаны с организацией средового пространства:
использования разнообразных материалов;
создания условий;
посредничества взрослого человека;
использования специфических приемов в арттерапевческой практике.
Реализуем эти принципы, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми с задержкой психического развития.
Особый акцент мы делаем на изотерапию: рисование, лепка, аппликацию, оригами, с использованием художественной литературы, музыки, пения и танца. Таким образом, комплексную методику арттерапии направляем на всестороннее развитие ребенка. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной обстановке.
Слайд №8.
Этап первый – знакомство с материалами, используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т.д.). все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работает один (в группе только, если он предварительно подготовлен).
Этап второй – чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).
Слайд №9.
Этап третий – работа с трафаретом.
Этап четвертый – раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и основных геометрических фигур с обязательным их названием, проговариванием их расположения на листе и заданиями типа: «Найди треугольник», «Найди предмет треугольной формы» и т.д.
Слайд №10.
Этап пятый – работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом, дефектологом с учетом проблем детей): работа по карточкам, «Выдели и обведи», «Найди похожие», «Такое же».
Этап шестой – рисование по клеткам, по точкам, штриховка.
Слайд №11.
Этап седьмой – самостоятельный рисунок на свободную тему.
Этап восьмой – рисунок на заданную тему: «Я в школе», «Я дома», «Моя семья», «Я гуляю во дворе» и т.д.
Этап девятый – все дети рисуют один рисунок на большом листе, то есть выполняют коллективную работу. Этот этап необходим для закрепления навыков коммуникации. Также используем его для логического завершения работы, подведение итогов: вот к чему пришли; какие мы стали; умелые, дружные, веселые и т.д.
Слайд №12.
Мы используем на организованной учебной деятельности разные упражнения:
«Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым»;
«Нарисуй: счастливые линии, мягкие линии, линии печальные, сердитые, испуганные»;
«Нарисуй подарок, который тебе хотелось бы получить. А что тебе хотелось бы подарить? Кто мог бы тебе это подарить? Кому бы ты мог это подарить?».
Детям эмоционально зажатым, с высокой тревожностью более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям мы предлагаем краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на конторках, пластилин0 рисование мелом.
В рамках коррекционных мероприятий дополнительно на организованной учебной деятельности мы используем музыкальную терапию и танцевальную терапию, которые позволяют разрешить эмоционально – личностные проблемы детей, конфликтные межличностные, внутрисемейные отношения, устранять состояние эмоциональной депривации, отвержения, чувства одиночества, снять повышенную тревожность и импульсивность. Развитие мелкой моторики рук через ИЗО деятельность затрагивает все образовательные области.
Слайд №13.
Родители воспитанников наши первые помощники в организации и создании среды оздоровления и развития у детей любознательности и познавательных интересов. Залог успеха развития ребенка во многом зависит от планомерной активности родителей, поэтому мы познакомили их е идеей нашей работы, получили их поддержку и желание помогать нам. Мы проводили Дни открытых дверей. Организовывали выставки творческих работ. Привлекали родителей к участию в праздниках. Кроме того, повышали психолого – педагогическую культуру.
Реализация коррекционно – образовательных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия со специалистами разного профиля. Большую роль в эффективности работы с детьми ЗПР играет взаимодействие с социумом, которое обеспечивается взаимодействия с разными организациями образования и культуры.
Слайд №14.
Результаты нашей работы можно назвать следующими:
- у детей с задержкой психического развития сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в творческой деятельности, обогатился эмоциональный мир ребенка;
- укрепилась мелкая моторика рук;
- расширился словарный запас;
- родители стали принимать активное участие в жизни детей.
Мы видим следующие перспективы в педагогической деятельности:
- продолжать работу по развитию мелкой моторики детей с ЗПР через артпедагогику;
- расширять работу с социумом;
- участвовать в конкурсах детского творчества;
- распространять свой опыт работы.