Доклад на тему Развитие навыка осознанного чтения в рамках реализации ФГОС II поколения


Муниципальное образование Красноармейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
Доклад на тему:
«Развитие навыка осознанного чтения в рамках реализации ФГОС II поколения»
Учитель: Серегина В.И.
ст. Полтавская

Развитие навыка осознанного чтения в рамках реализации ФГОС II поколения. В основе новых стандартов 2 поколения начального общего образования лежит деятельностный подход. Этот же подход взят за основу общеобразовательной программы "Школа России". Активная, самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствие со способностями и возможностями позволяет сделать процесс обучения эффективным, дать детям не только знаниевую компоненту, но и развить их способности и компетентность.
Урок чтения ориентирован на решение таких задач , как формирование (совершенствование) навыков осознанного, беглого, правильного чтения, как речевое , эмоционально-нравственное и творческое развитие.
Дети приходят в школу благодарными, заинтересованными слушателями сказок, стихов, занимательных рассказов. Задача состоит в том, чтобы сохранить у детей это очарование, развить у них потребность в постоянном общении с искусством, соединяя эту задачу с тем, чтобы дети не только получали удовлетворение от слушания произведений, но и сами становились заинтересованными читателями.
Планируя работу по этому предмету, я продумываю , какие средства. приёмы, методы будут будировать мыслительную деятельность, устную и письменную речь.
Задача приобщения детей к искусству требует иных методов работы, преодоление некоторых штампов на уроке чтения, сложившихся в работе по общепринятой методике.
Понять главное в нетрадиционном уроке помогают творческие принципы:
1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой деятельности на уроке.
3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4. Поддержка альтернативности, множественности мнений, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. "Скрытая" дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего ( а не только результирующего) инструмента.
У каждого учителя в "методической копилке" накоплены свои методы и приёмы.
Петербургский учитель А.А.Окунев в своей книге "Спасибо за урок, дети" говорит о том, что даже у опытного учителя урок не "пойдёт", если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным.
Например, написать на доске эпиграф урока:
"Чтение для ума - то же, что физическое упражнение для тела". (Эдисон)
"Дело не в слове, а в каком тоне это слово произносится". (А.Г.Белинский)
Начало урока в стихотворной форме.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".
-На доске записываем вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?
-На столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объявив тему урока, я сообщаю, что в конце урока по некоторым рассмотренным вопросам будет проведена проверочная работа.
-На доске записаны вопросы, ответы на которые помогают учащимся осмыслить ключевые моменты темы и лучше запомнить.
-Урок начинается с чтения по фразам (по абзацам) заданного для самостоятельного чтения текста и коллективного обсуждения его смысла.
Для совершенствования техники чтения выполняем упражнения в навыках беглости:
Чтение за диктором
Чтение под ритмический стук
Чтение с отрывом взгляда от текста
Чтение с убыстрением
Чтение в парах
Чтение в темпе скороговорки
Жужжащее чтение
Чтение текста перекрытого полосками
Чтение про себя ( только глазами)
Практически на каждом уроке работаем с толковым словарём. Знакомясь с новыми произведениями, дети выписывают незнакомые слова, а затем с помощью словаря находят значение ( толкование) этих слов.
Учимся составлять фонтограммы на разные темы. Фонтограмма - новое словообразование. Связано оно с понятиями "фантазия", "фантастика". Это сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестественном, нереальном виде. Это позволяет поддерживать познавательный процесс, развивать творческое воображение учащихся, обогащать их словарный запас, вырабатывать умение аргументировано строить ответ на любую заданную тему, соблюдать структуру сочинения. Темы фонтогамм разрабатываю сама.
Знакомимся подробнее с биографией и творчеством писателей и поэтов. Причём детям самим хочется почитать справочники, энциклопедии, специальную литературу для того , чтобы узнать о данном писателе и поэте что-то новое и рассказать другим детям. Мы стараемся изучать не только те произведения, которые даны в книге для чтения, но и сделать краткий обзор других произведений и книг автора.
Большое внимание уделяю творчеству детей. Предлагаю сочинить сказки и рассказы на разные темы. Детям такой вид деятельности очень нравится. Занимаясь сочинительством ученики ощущают себя маленькими поэтами, котjрым очень трудно соперничать с мастерством настоящего поэта. Но им нравится каждое прикосновение к миру прекрасного! Не говоря уже о том, что у большинства появляется желание узнать как можно больше слов, выражений, которые помогут им высказывать мысли о любови к Родине, ближнему порассуждать о добре и зле, о мире и войне ...
Для снятия интеллектуального напряжения, смены вида деятельности в среде урока или в конце урока проводим скороговорную пятиминутку. Подбираю скороговорки, которые могут быть обыграны.
Виды обыгрывания:
проговаривание в разном темпе с разным интонационном подтексте ( радостно, восторженно, озабоченно, разочарованно и т.д.);
проговаривание, сопровождаемое определёнными загадочными действиями (хлопками, взмахами руки и т.д.);
импровизированное инсценирование скороговорок;
Проводим дидактические игры:
По двум словам отгадать пословицу:
Коса - камень ( Нашла коса на камень.)
Дело - мастер (Не даром говорится, что дело мастера боится.)
Рефлексия.
На доске изображены три человека с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.
Кому было на уроке всё понятно, со всеми заданиями справились уверенно, положите свою фишку весёлому человечку.
Если вы затруднились при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите свою фишку второму человечку.
Кому на уроке работать было очень трудно, с заданиями не справились, положите свою фишку грустному человечку.
Применение новых технологий на уроке литературного чтения способствует развитию познавательного интереса у детей, развитию логического мышления, творческого воображения, речи, совершенствованию техники чтения.